«Канитель» в театре «Цель»

28 января зал ДДТ был полон. Театр «Цель» показал спектакль «Канитель» по произведениям Аркадия Аверченко «Преступление актрисы Марыськиной» и Михаила Зощенко «Свадьба». Мы всегда с нетерпением ждем каждой новой постановки этого замечательного коллектива. И вот уже тридцать второй сезон актеры под руководством бессменного режиссера Валентины Ивановой и музыкального руководителя Аллы Хейфец не перестают удивлять и радовать зрителей. Меняется состав театра, приходят новые, молодые, талантливые ребята, среди которых немало ярких звездочек. Но неизменным остается одно: «Цель» — это, по-прежнему, высокий класс, игра на пределе возможного, с полной отдачей. Это зрелище яркое, удивительное, незабываемое. Так было и на сей раз.

Название спектакля «Канитель» очень точно отражает дух времени первых десятилетий прошлого века и суть произведений писателей-сатириков А. Аверченко и М. Зощенко, которые выступали беспощадными критиками буржуйской жизни. «Совсем как у Зощенко», — говорили потом в 60-70-х годах люди друг другу, и каждый понимал, что ему хотели сказать. «Ведь в его писаниях всегда было что-то новое, неискоренимо наше…», — вспоминала в мемуарах поэтесса Елизавета Полонская.

Совсем  как у Зощенко и Аверченко, — добавляем мы сегодня, когда смотрим на сцену ДДТ, насквозь «пропитанную» мещанским духом: розовые бантики, цветочки в горшочках, статуэтки на полочках, изящные драпировочки (сценография Елены Королевой). Никто и предположить не мог, что через несколько минут в этой гламурной обстановочке разыграются совсем не шуточные страсти. И все ради чего? Ради сиюминутной славы, ради главной роли в очередной пьесе взбалмошная актриса Марыськина готова на любые, даже самые безрассудные, поступки. Но сначала несколько слов о прелюдии к первой части спектакля, которая, как мне кажется, гармонично вписалась в общую канву пьесы.

Режиссер (блистательная работа Михаила Зайцева) в размышлении перед началом работы над очередной постановкой берет в руки гитару и божественно играет романс. Звуки музыки очаровывают зрителей и актеров, друг за другом входящих на сцену.

Стоит отметить, что Михаил Зайцев, сотый выпускник театра «Цель», ученик 11 класса школы N№ 1 им. А.С. Пушкина — разносторонне развитый человек.

Когда почти вся труппа в сборе, на сцену влетает, точнее, падает запыхавшаяся, вечно опаздывающая актриса Марыськина (Анастасия Комарицких). Обидно, но ей, красивой, талантливой, неор-динарной (так она думает про себя) достается совсем маленькая роль богатой купчихи Полуяновой, где и играть-то особо нечего. Марыськина, однако, решается из «мухи сделать слона». Вопреки указаниям режиссера и подсказкам старательно выговаривающего слова суфлера (Глеб Гордеев), на премьере она устроила фурор, точнее, перевернула все и всех с ног на голову так, что действие крутилось вокруг нее.

— Уж если чем выдвинутся, то истерикой, — решает Марыськина и… страдает, рыдает, закрывая лицо руками. Не скупится на выражения в адрес хозяйки дома и ее гостей и сочиняет душещипательную историю о страдающей душе и разбитом серд-це купчихи Полуяновой, а также детективную историю о белом порошке, которым ее якобы хотели здесь отравить… От этой неистовой натуры летят искры в разные стороны. Ненавистная Марыськиной премьерша Любарская (Диана Шматкова) меркнет и теряется от наглости этой огненной фурии. Режиссер за кулисами обезумел от ужаса, суфлер с грохотом падает вниз в свою будку, гости от страха прижимаются к стене, а Марыськина, сделав эффектный прощальный жест, идет вперед, «к лучезарной жизни», а на самом деле, «вон из театра». Именно это направление указал ей разгневанный режиссер, вычтя из жалованья 25 рублей штрафу. Но несгибаемая Марыськина с тремя рублями в сумочке, высоко подняв свой хорошенький вздернутый носик, громко кричит всем: «Прощайте!» И уходит под аплодисменты зрителей.

Браво! Зрители не скупятся на овации. Диву даешься, как эта хрупкая, юная девочка-восьмиклассница умеет тонко чувствовать разные состояния человеческой души. Зритель и сопереживает героине, и смеется от души. Отлично справились со своей задачей и другие актеры, которые, как мне думается, с еще большим азартом играли в «Свадьбе». С сюжетом этого известного произведения М. Зощенко, наверняка, знаком каждый. Это комичная история о том, как жених в день свадьбы невесту потерял, точнее, не смог ее узнать в домашней обстановке, без пальто и шляпки. Мы видим тех же актеров, но в другом амплуа. Бедолагу-жениха, тщательно пытавшегося среди «чертовой уймы баб» отыскать свою молодую супругу, снова великолепно сыграл Михаил Зайцев. Его приятель (Глеб Гордеев) все время направлял друга на путь истинный, указывая то на одну, то на другую барышню. У него на все готов ответ, уж он точно в такую нелепую ситуацию никогда бы не попал, ему «какое-нибудь дерьмо не подсунули бы»! Этот самодовольный наглый тип, для которого вся эта история — «делов на копейку». «В крайнем случае, возьмем и уйдем», — говорит он другу. Зритель от души смеется, когда жених «в полной панике» то принимает невесту за маму, то вдруг целует ее. А когда ему приглянулась симпатичная гостья (Анастасия Комарицких), и он уверен, что это его молодая жена, как самозабвенно он с нею танцует! Очень красивый эпизод спектакля! Надо отдать должное и другим исполнителям: в роли властной жены и матери великолепно дебютировала Ирина Умняшкина, отца «с чудинкой» сыграл Олег Королев, дочь-невесту — Валерия Репенко, гостей — Екатерина Васина, Николай Вознесенский, Диана Шматкова.

В каждой роли — своя изюминка, свое неповторимое обаяние. А сколько экспрессии, сколько огня! Как здорово, что ребята такие наблюдательные, так тонко чувствуют полутона и так необычайно искренне играют. Для многих юных актеров старшей группы театра «Цель» этот спектакль — первая большая роль на сцене. Конечно, до этого приходилось играть в новогодних представлениях сказочных персонажей: Бабу-Ягу или Кощея Бессмертного, но вот соприкоснуться с настоящим искусством, с головой окунуться в мир героев 20-30-х годов прошлого века пришлось впервые. Конечно, волновались. Возможно, что-то получилось не совсем так, как хотелось бы. Но зритель видел только одно: интересное действо, где каждый играет свою роль, где очень старались все без исключения. Вот что говорят сами ребята, а также зрители, бывшие выпускники «Цели».

В спектакле немало интересных режиссерских находок. Это и прекрасно поставленные танцы, которые логично завершают или продолжают действие, и продуманные яркие жесты, и говорящие позы, помогающие понять ту или иную мизансцену. Благодаря талантливой режиссуре, яркой игре актеров, тщательно подобранной музыке, костюмам, декорациям, а также непревзойденному юмору писателей-сатириков, этот спектакль, уверена, будет интересен и понятен для современных школьников. Очень хотелось бы, чтобы его посмотрели как можно больше ржевитян.

Елена СООЛЯТТЭ

Фото
Владимира КУТУЗОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *