Заснеженный митинг

— … Да вы что, в самом деле думаете, что после выборов что-то изменится? Не смешите…

— А за кого еще голосовать? Кандидаты один другого смешнее! Какой из них президент?..

— Ну и что они все с трибуны обещают? Поговорят, как прежде, и ничего не изменится. Лучше бы тротуар у нас отремонтировали!..

— Маша, иди сюда, куда ты в снег полезла? Давай сюда лопатку и садись на санки. И пошли уже домой, хватит гулять на сегодня!..

В разных концах людской толпы собравшиеся обсуждали то одно, то другое, не особо вслушиваясь в речь тех, кто с трибуны говорил в микрофон. Обсуждали политику и соседей, давно не видевшись, справлялись за жизнь, глазели по сторонам. Но народу собралось человек сто-стопятьдесят. Так на площади Революции в субботу по инициативе КПРФ проходил митинг.

Начиная митинг, Артем Гончаров, который в прошлый депутатский срок представлял в Заксобрании ржевский округ, а нынче уступил место другим депутатам, но в ЗС остался, предложил записываться тем, кто желает выступить. Особенно приветствовались выступления работников РКЗ, поскольку ситуация на краностроительном заводе была обозначена в перечне требований митинга третьим пунктом. Первые два гласили: отставка главы города и роспуск Думы с проведением внеочередных выборов, финансирование для Ржева по статусу города воинской славы в размере 10 процентов от городского бюджета на инфраструктурные проекты. Целью было обозначено привлечь внимание руководства страны и области к происходящему в городе воинской славы. Последние два пункта, кстати, изначально заявлены не были: организаторы, требуя разрешение на проведение акции, заявляли в администрацию города только первое требование об отставке главы и роспуске Думы.

Люди топтались на скупо расчищенной площадке перед памятником, позади него трещал генератор для поддержания работы транслирующего звук оборудования, а на ступенях в установленный микрофон начинал речь Артем Гончаров. С первых же слов он начал призывать к масштабным протестам:

— Вот пример, ситуация с РКЗ. Пока люди протестовали, на завод приезжал и Васильев, и другие официальные лица. Замолчали — итог мы видим. Ни один серьезный протест без реакции властей не остается, — Гончаров привел в качестве примера 3,5-тысячный поселок Медное, где митинг с участием ста человек заставил обратить внимание на застарелые проблемы поселка с водой и благоустройством.

— Ржев сейчас звучит только по поводу публичных скандалов, в остальном он забыт и брошен. Депутаты городской Думы со своей работой не справляются, 90 процентов средств на ремонт дорог и дворов, согласно отчету контрольно-счетной палаты, в Ржеве в прошлом году не освоено. Не выполняется и программа капремонта. Задержки зарплаты имеются не только на РКЗ, но и на «55 Арсенале», ДСК в Есинке, — Артем Сергеевич, как это делал всегда, умело перечислил больные места Ржева. Их в нашем городе, как и в любом другом, найдется с десяток, а то и больше. Подготовился он и к обвинениям в «предвыборности» митинга. Коммунисты, по его версии, год не выказывали активности в Ржеве исключительно потому, что наблюдали за действиями новой городской власти и депутатов ЗС, давая им время выполнить предвыборные обещания и проявить способность решать проблемы. Наверное, этого не получилось, напрашивается логический вывод, раз коммунисты снова перешли к протестам. Справедливости ради — коллег-депутатов ЗС Гончаров не упрекал, а вот городской администрации и Думе досталось изрядно. Немудрено, ведь именно их отставку инициаторы протеста сделали основным требованием в резолюции. И именно по этой причине, считает Гончаров, митинг разрешили проводить именно здесь, а не на Советской площади (там в это время шла квест-игра для старшеклассников на знание истории родного города).

Вопрос о месте проведения митинга, казалось, являлся для организаторов камнем преткновения, хотя площадь Революции в субботний день едва ли менее посещаема людьми, чем Советская — скорее, наоборот. Единственным неудобством были пухлые сугробы, до расчистки которых, увы, не дошли руки ни у инициаторов митинга, ни у городских служб благоустройства. Народ так и топтался на небольшой расчищенной площадке, выступающие тоже протаптывали себе пятачок на ступенях к памятнику, которых лопата нынче не касалась ни разу…

Врач-педиатр Ольга Асташова, которая следующей поднялась на импровизированную трибуну, говорила о ситуации в здравоохранении; понимая системность проблемы, она обозначила её масштабный характер: страдают и пациенты, и врачи, причем на местном уровне ничего не изменить. Взяла слово Татьяна Королькова, сказав, что без активности жителей будущего у Ржева нет: молодежь будет продолжать покидать его, а негативные моменты будут только множиться. Выходом она видела осознанное каждым участие в выборах президента. Елена Лашина с трибуны прицельно и не стесняясь в выражениях клеймила городскую власть, призывала не платить за некачественные коммунальные услуги. Андрей Онищук рассказал о создании общественной организации «Ржевский городской совет», который, по замыслу, по принципу уличкомов должен связать население округов и активных депутатов и таким образом точечно решить многочисленные проблемы ржевских территорий (точнее, тех, кто на этих территориях живет). А активным, говорил Онищук, должен стать каждый депутат — не «рисовать кружочки» на бумажках в ходе заседаний, а общаться с горожанами. Выступила и руководитель общественной организации «Дети погибших защитников отечества», обратив внимание на равнодушие общества к проблемам пожилых. Людмила Зындра проиллюстрировала необходимость проявлять активность в городской жизни на собственном примере, рассказав, как несколько лет назад помешала прокладывать дорогу мимо дома и смогла доказать неправомерность таких действий тогдашних городских властей. Она так пространно говорила о проблемах благоустройства, о новом городском кладбище и многом другом, призывая не быть равнодушными к родному городу и его будущему, что народ начал роптать.

Кто-то уходил, не дождавшись финала. Кто-то, наоборот, завидев скопление людей, заходил и оставался. С неба безостановочно продолжал сыпать снег, щедро добавляя толщины нечищеным сугробам на площадке у памятника. Около 13 часов площадка оставалась заполненной людьми, и самые стойкие выслушали-таки резолютивную часть, прочитанную Гончаровым. В ней говорилось о том же: о невыполнении властями обязанностей, неисполнении программ, некачественной воде и других проблемах, звучащих уже на федеральном уровне.

На реакцию властей организаторы отвели месяц, пообещав по истечении этого срока акцию повторить.

Подписали резолюцию не все, но многие.

Можно по-разному относиться и к коммунистам, традиционно делающим замес на протесте, и к властям, работа которых вопросы и недовольство вызывает практически всегда. Можно называть призывы к протесту манипуляцией людским сознанием перед выборами, но ситуация в Ржеве в последнее время действительно как нельзя лучше подходит для того, чтобы раскачать лодку. Уровень жизни горожан падает, качество коммунальных услуг не растет, а многие люди, походив по коридорам инстанций и получив лишь отписки, чувствуют себя бессильными. А поскольку большинство из них не в состоянии выстроить причинно-следственную связь в простейших вещах, манипулировать ими действительно очень легко.

— Вот что они тут говорильню устраивают! У нас в квартирах уже которую неделю отопления нет! — сетует женщина в толпе.

— Почему нет, — спрашиваю. — Вы в управляющую компанию обращались?

— Нет! Что они сделают! Работать никто не хочет, а мы мерзни! Звонили в администрацию, никакого толку. Что они могут, котельная же на «Электромеханике».

— Вы о котельной N№ 9? Так к ней завод десять лет отношения не имеет, все котельные принадлежат «РЭР-Тверь». Но в первую очередь вам надо в управляющую компанию обращаться!

— Как — Тверь?.. Котельная Твери принадлежит? И как начальников найти?.. Слышала, Люд, что котельную-то Твери отдали?!

… Люди расходились с митинга такими же недовольными, какими на него пришли. Недоверие — попутчик недовольства, убедить народ сегодня можно только делами, словам с трибуны мало кто верит. Особенно в предвыборный период.

P.S. А если о делах — на развитие инфраструктурных проектов в последние три года по статусу города воинской славы было направлено более 200 миллионов рублей, как пояснили в администрации, это почти и есть 10 процентов от городского бюджета. Так что одно из требований митинга, мягко говоря, некорректно. Но чтобы ржевитяне не протестовали, сегодня требуется гораздо больше и действий от городских властей, и средств на решение насущных вопросов. Тогда и другие пункты аналогичных резолюций отпадут за ненадобностью, и слушать митингующих никто не пойдет.

Светлана АРТЕМЬЕВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *