Областная художественная выставка в Ржеве

7 февраля в Выставочном зале города Ржева открылась областная художественная выставка Тверского отделения Союза художников России, проводимая в рамках празднования 75-летия освобождения Ржева от немецко-фашистских захватчиков. Напомним нашим читателям, что весь январь областная выставка успешно работала в Твери, в Большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра, и вот теперь познакомиться с творчеством художников тверской земли имеют возможность и ржевитяне.

Стоит отметить, что региональным выставочным комитетом были просмотрены 252 работы 121 художника, в том числе, и работы ржевских мастеров кисти: А.В. Грица, А.А. Боброва, П.А. Соловьева, Н.Н. Крыжановского, И.Н. Аввакумовой, Г.С. Матвеевой, С.Ю. Азаренковой, Л.С. Густовой, И.В. Прямовой, А.А. Цветкова, Р.А. Бурцева, И.В. Рослякова. Однако в тверскую экспозицию вошли 160 произведений 83 авторов (64 из них — члены Союза художников России). Можно было увидеть картину А.В. Грица «Ленинград 88. Перестройка», И.Н. Аввакумовой «Выглянуло солнце», П.А. Соловьева «Новые скворечники», «Потемнела вода», А.А. Цветкова «Дворик», «Пейзаж с храмом» (из серии «Тверские ритмы»). Работы других названных ржевских авторов в Твери не экспонировались, но войдут в каталог областной художественной выставки.

В экспозицию выставки в Ржеве, где представлены живопись и графика, вошли 38 произведений 32 авторов, живущих в Тверской области. Художники эти разные: и маститые, заслуженные (В.П. Столяров, Н.Е. Пятышева, В.И. Воеводина, М.М. Маршумов, Г.Н. Ореликов, Г.Ф. Камардина, Л.Г. Юга, Почетный член академии художеств), и молодые (Н.В. Валь, Е.В. Логунова, П.А. Соловьев). И все они живут, работают, наполняются впечатлениями от тех или иных событий в одно и то же время.

— Встречаясь на одной выставочной площадке, они образуют срез современного изобразительного искусства тверского региона, — отметила искусствовед, член Союза художников России Анна Шестакова. — Экспозиция позволит каждому участнику взглянуть на собственное творчество в контексте произведений коллег, оценить достоинства и недостатки своих работ и, может быть, уточнить пути своего дальнейшего творческого совершенствования. У каждого художника свой путь. Одни свято веруют в реалистическое искусство и развивают его традиции, другие стремятся к новаторству, их поиски — в сфере эксперимента, стилизаций, погружения в декоративные, абстрактные решения. Во «главе» одних произведений — благоговейное отношение к натуре, в других — личные переживания и размышления автора. Кто-то, вне зависимости от возраста, уже нашел свое «лицо» в искусстве и многого достиг, другой, быть может, делает робкие шаги и чаще ошибается в стремлении быть художественно убедительным. Впрочем, все мы учимся до конца дней своих…

Открывает экспозицию большая картина ржевского художника П.А. Соловьева «Новые скворечники», которую мы видели на выставке «Итоги» в конце прошлого года. Интересна и другая работа этого автора — «Потемнела вода», где слышны звуки поздней осени, «и первые морозы, и отдаленные седой зимы угрозы». Дуновение весны чувствуется, когда смотришь на пейзаж В.А. Литвинова «Весна в Торжке».

В центре зала — картина В.В. Суркина «Тепло отцовской шинели», повествующая о Великой Отечественной войне. Остриженный наголо паренек (или девчушка?) крепко спит на лавке, возле русской печки, закутавшись в отцовскую шинель. Вместо подушки — солдатский вещмешок. У ребенка крепко закрыты глаза, уголки рта опущены. Это совсем не детское выражение лица трудно позабыть. Будто сквозь призму времени смотрят на нас люди той горестной эпохи, много пережившие, много страдавшие. Безусловно, они достойны памяти и глубокой благодарности.

Ярко звучит тема родного края во многих произведениях тверских художников. Хорошее настроение дарит нам И.Н. Аввакумова. «Выглянуло солнце», и старинные ржевские домики заиграли в его лучах по-новому. Очень нежный, трогательный пейзаж.

Душа отдыхает, когда любуешься «Зимним вечером» калязинского художника В.В. Потогина, или пейзажем В.В. Филиппова «Зима». Мягким пуховым покрывалом окутывает землю, крыши маленьких домиков «Первый снежок» на картине М.А. Стороженко.

Святую старину и неброскую красоту родной земли воспевают Р.А. Бурцев («Провинциальный пейзаж»), А.А. Цветков («Дворик», «Пейзаж с храмом»), С.В. Комкин («Собор Рождества Иоанна Предтечи»), Л.А. Лазакович («Церковь иконы Божией матери Смоленской») и другие.

«Хозяин, вернись — мне плохо!», словно живой, с болью в сердце, говорит старенький, с дырявой крышей, домик на картине художника из Калязина М.В. Стоячко.

Не устает удивлять зрителя и Заслуженный художник России, член СХР Н.Е. Пятышева. «Неистовый Винсент» — так называется ее новая работа, написанная соусом, на которой изображен нидерландский художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог. За десять с небольшим лет он создал более двух тысяч произведений, включая около 860 картин маслом. Контраст черного и белого создают поразительный эффект: мы чувствуем и печаль художника, который покончил с собой, и вечность бега Вселенной.

Уверена, заинтересуют ржевитян и графическая серия «Щедринизмы» В.С. Анисимова, одного из ведущих графиков Тверского союза художников. Как отмечают искусствоведы, «его творчество отличает неожиданное, оригинальное видение мира, индивидуальность графического языка». Владимир Анисимов известен сериями, выполненными в технике бумажного литья. Бумага в его руках всегда послушна и пластична. Она приобретает новые свойства. Из самой её фактуры прорастают смелые, необычные решения.

Надо сказать, что многие современные художники обращаются к теме произведений Салтыкова-Щедрина. У ржевского мастера А.А. Цветкова, например, тоже есть картины, написанные по сказкам писателя. Графические листы (линогравюры) Владимира Анисимова — это размышления о Салтыкове-Щедрине и иллюстрации к его произведениям. В каждом из них — магия аскетичных черно-белых, часто контрастных по силе наполнения ими прозрачности движений цвета. Автор прекрасно сочетает глубину смысла щедринских сказок и острую выразительность образов. И даже цитирует классика русской литературы. Эти работы завораживают, делая зрителя участником творческого процесса.

Русская реалистическая школа во всей её вариативности является основой творчества Е.В. Логуновой, члена Тверского областного отделения СХР, неизменной участницы пленэров и выставок различного уровня.

Несмотря на молодость, это сложившийся художник, определивший свою дорогу, имеющий индивидуальный словарь любимых приёмов и тем. В ее картинах смысловые и эмоциональные акценты сосредоточены на архитектуре.

Незамысловатые провинциальные здания построены в работах художницы почти по законам портрета, настолько определённы их характеры и «лица». Такова, например, картина «В Торжке. Утро». Автор открывает зрителю их особую эстетику и красоту, которую человек не всегда чувствует и часто не замечает. Городские пейзажи Елены намеренно пустынны, в них нет людей, и это помогает увидеть то, что не воспринимается в суете и сутолоке городской жизни, — красоту и вневременность окружающего пейзажа, его самостоятельное существование. Этот приём помогает автору сделать всё изображённое важным, рельефным. Архитектура города становится явственней, воспринимается чувственнее.

О каждом художнике, чьи произведения представлены на выставке, хотелось бы рассказать подробнее, поскольку все люди неординарные, бесспорно, талантливые, которые умело и нескучно варьируют в творчестве любимые мотивы, предлагая зрителю поразмышлять, пофилософствовать; умеющие живо и трогательно представить окружающий мир и создать у зрителя светлое, легкое настроение.

Вспоминаются слова из песни Анны Герман: «радоваться — лишь это значит жить». Пусть все мы будем счастливы! Хотя бы потому, что вновь 3 марта будем встречать весну под мирным небом.

Елена СООЛЯТТЭ

Фото
Ольги ЖДАНОВОЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *