Вспоминая Павла Немирова

27 марта — День театра

В преддверии Дня театра, 24 марта, в 16 часов на сцене клуба ЖД пройдет премьера спектакля по пьесе Юрия Бутунина «Белый цветок» в постановке ржевского театрального коллектива «Улей», режиссер Н.Е. Андреева (о спектакле читайте в следующем номере «РН»). Уверена, что любителей театра заинтересует также фотовыставка в фойе, посвященная основателю ржевского театра, Почетному гражданину Ржева Павлу Семеновичу Немирову. Каждая фотография — уникальный документ, возвращающий нас в далекое прошлое. Ржевские краеведы Т.Н. Горская, О.М. Кузьмина и другие нашли немало интересных сведений об этом замечательном человеке, который возродил театр в Ржеве более 100 лет назад. Давайте вспомним, как это было.

Верхневолжский купец, наживший целое состояние за какой-то десяток с небольшим лет, филантроп и покровитель муз, содержатель городского театра и богаделен…

Он очень любил родное Верхневолжье, радовался его успехам и новым победам, старался во имя его общего блага. Благодаря материальным вложениям ржевских купцов город и сегодня украшает волжский мост (старый), немалые средства на строительство которого были отпущены, в том числе, и Павлом Семеновичем. Кроме того, он содержал 5 богаделен, постоянно помогал ржевским церквям и собору, вкладывал свой капитал в городское благоустройство.

Павел Семенович Немиров (около 1860-1942) родом из крестьян села Пристань, что находилось на пограничье древних новгородских земель. В Ржеве Павел Семенович обосновался в 80-х годах, приехав на заработки. Свой первый деревянный дом построил в самом начале 1-й Успенской улицы на высоком волжском берегу (теперь ул. К. Маркса, там сегодня находится Центральная библиотека). В конце 80-х женился на Капитолине, дочери ржевского купца. Родились дети: Александр, Антонина, Федор.

Первая жена умерла рано и примерно в 1895 году он женился на дочери железнодорожника Ивана Кузнецова Ольге, которая была на 20 лет его моложе. В браке детей не было. Для Павла Семеновича Ольга стала надежной опорой, а для его детей — настоящей заботливой матерью.

К середине 90-х ХIХ века Павел Семенович имел в собственности немалые средства. Благодаря предпринимательской жилке, он построил свой частный капитал на розливе местной минерализованной воды из артезианского колодца. Напиток, обладавший уникальными вкусовыми свойствами и купажированный лимонадным составом на основе натуральных фруктово-ягодных соков, высоко ценился в Москве.

Но главной его заботой был театр. Театр, который он возродил и лелеял как дитя, на который он не жалел ни времени, ни своих средств. Театр, который был делом его гражданской чести.

В конце 90-х XIX-го века на Князь-Федоровской стороне он выкупил землю в центре города вблизи Большой торговой (теперь Советской) площади и построил громадный, с большим мезонином кирпичный 2-этажный дом, затем перестроил его в трехэтажный (он и теперь стоит на северо-восточной стороне площади по адресу: ул. Советская, д.5). На первом этаже располагался кинотеатр, гостиница для крестьян-торговцев; часть второго занимал единственный в Ржеве зимний театр — большая и удобная сцена, галерея, раёк и зрительный зал, состоявший из партера на 150 зрителей, 16 лож. Всего специально оборудованное помещение вмещало 400 зрителей. На этом же этаже находилась жилая квартира самого Немирова. На третьем — ресторан для театральной публики, дорогая гостиница, большая бильярдная.

Постановочная труппа была организована и составлена тщательным образом. Контракты оформлялись на сезон. Особо удачные спектакли и полюбившиеся зрителю актеры ангажировались на длительное время.

На новые спектакли П.С. Немиров лично приглашал хороших режиссёров. А для «лицезрения задушевной игры» ржевские артисты и в столицу наведывались, дабы прочувствовать игру московских мастеров театрального искусства.

В техническом оснащении спектаклей использовались «театральные принадлежности и улучшения, принятые в столичных театрах, совершенно неизвестные большинству губернских театральных зданий». Режиссёры и постановщики спектаклей много работали на классическом материале, писали сценарии на современные темы, ставили «шутки-минутки».

Ржевская публика охотно «ходила в театр», а иные спектакли посещали по 3-4 раза. Мнения и общественные отзывы об игре местных актёров доходили до ведущих столичных театров и губернского центра.

В самом городе театр создавал благотворный общественный резонанс: о спектаклях писали в прессе, о новых ролях спорили, обсуждали игру актёров, считали «за честь там побывать». Сам Немиров был почётным зрителем всех спектаклей своего театра, любил занимать место в ложе. Она всегда оставалась забронированной для его гостей и родственников.

Собственно, театр все больше становился не только частной организацией, но особо значимым местом города, его визитной карточкой. Даже на сохранившихся почтовых открытках того времени, наверное, самым популярным «ржевским приветом» было фото немировского дома.

Ржевский меценат лично знал, переписывался и поддерживал связь с видными деятелями культуры и искусства России, например, с широко известной и популярной тогда эстрадной певицей, исполнительницей цыганских романсов и артисткой оперетты Анастасией Вяльцевой (1871-1913).

Октябрьские революционные события 1917 года во многом перечеркнули судьбу городского театра.

У Немирова сразу была конфискована вся собственность. В 1918 году театр был национализирован. Его переименовывают в клуб с актуальным в то время названием «Коммуна». Там уже мало классики. Изредка проводились вечера памяти русских писателей. В постановочной моде — передовые революционные пьесы, громкие стихи, песни: происходящее в стране гулко откликается в старинном русском городе Ржеве. С 1920 года в здании располагается «Ржевский гостеатр», затем — «Ржевский гордрамтеатр».

Павла Семеновича лишили права собственности и предложили ему место сторожа при театре (1920 г.). Он соглашается, понимая всю сложность положения, и переезжает с семьей в маленькую комнатку когда-то своего родного дома. Он не гнушается никакой работы: истопник, печник, дворник, охранник, плотник — только бы быть там, в дорогом ему театре. Но в конце 20-х, когда не стало хватать помещения для очередного кабинета чиновника, Немирова выселяют окончательно. Хотя и потом долгое время приходят за помощью в бытовом содержании здания, ведь только Павел Семенович досконально знал всю отопительную систему, расположение дымоходов, водоснабжение дома и т.д. В 30-х годах Немировы переселяются к Колларам (Павел Иосифович Коллар — знаменитый ржевский пиротехник, муж дочери Павла Семеновича Антонины), где живут в маленькой комнатке на северной стороне дома — бывшей детской.

Великая Отечественная война практически дотла разрушила город. Сильно пострадало все здание театра, а актерская труппа была эвакуирована в Кимры Калининской (ныне Тверской) области.

В 1942 году зимой фашисты выгоняют Павла Семеновича из дома, из его последнего пристанища — старого, без одежды, голодного и уже очень больного. Он скитается по холодному городу, подхватывает тиф и очень тяжело умирает. Его не в чем хоронить, настолько потрепаны ветхие тряпки. В чужой одежде, собранной у случайных людей, тело везут на санках на Казанское кладбище. Хоронят в одной могиле с Капитолиной.

Так трагически закончился земной путь Павла Семеновича Немирова — Почетного гражданина города Ржева, крестьянина по происхождению, но интеллигента по мировоззрению, человека высокой духовности и зрелой гражданственности, патриота земли русской.

(Использованы материалы Т. Горской, О. Кузьминой, Н. Вишнякова, В. Громова, А. Иванова, Е. Ожогина, В. Петрова, посвященные П.С. Немирову)

Подготовила

Елена Сооляттэ

Фото из архива

клуба ЖД

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *