Шесть дней в Сочи

Талантливый юный музыкант, стипендиат губернатора Тверской области, стипендиат фонда В. Спивакова, учащийся ДМШ N№1 им. Я.И. Гуревича Дмитрий Тоболов (класс преподавателя М. Поповой), выдержав серьёзный конкурсный отбор, по приглашению оргкомитета, по стипендии (на безвозмездной основе) принял участие в III Международной музыкальной академии XI Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи. И сегодня своими впечатлениями Дмитрий поделился с читателями «Ржевских новостей».

— Наверное, не ошибусь, если скажу, что XI Зимний международный фестиваль искусств Ю. Башмета в Сочи — главное культурное событие зимы 2018 года. В рамках фестиваля с 16 по 21 февраля работала III Международная музыкальная академия. Это 4 департамента: композиционный, инструментальный, вокальный и департамент народных инструментов, где обучались молодые музыканты от 14 до 25 лет. Так как я осваиваю игру на баяне, то и обучался, соответственно, в департаменте народных инструментов.

Художественным руководителем департамента и педагогом по искусству ансамблевой игры был Д. Дмитриенко, художественный руководитель Государственного академического русского ансамбля им. Л.Г. Зыкиной, заведующий кафедрой оркестровых народных инструментов ГМПИ им. Ипполитова-Иванова.

Для участия в академии отбирали стипендиатов международного фонда В. Спивакова, который проводился Фондом содействия развитию музыкальной культуры «Орнамент» на конкурсной основе. Таким образом, были отобраны 9 человек, а десятого «Орнамент» выбирал сам. И, о чудо, они выбрали меня! Об этом мне сообщили на электронную почту. После того, как списки были утверждены, мне и моему баяну прислали авиабилеты Москва-Сочи-Москва.

Получив посадочный талон в аэропорту Шереметьево-2, я по длинному коридору пошел на посадку. В какой-то момент мне вдруг стало так страшно, что я подумал: не вернуться ли? Ведь я в первый раз летел один, да еще вспомнилась недавняя авиакатастрофа… Но сумел собраться, взял себя в руки и занял свое место в салоне самолета. Рядом «сидел» мой баян как полноправный пассажир. Уже в самолете я познакомился с двумя девочками-домристками, они тоже летели в академию. Было уже не так страшно.

В аэропорту Адлера нас встретила куратор, и на специальном автобусе мы прибыли в отель. Это было 18-этажное здание на первой береговой линии, четырехзвездочный отель «Sea Galaxy».

В двухместном номере, на 8 этаже с видом на море, мы жили с китайцем-балалаечником. Проблем в общении не было, так как он учился в Москве и неплохо говорил по-русски.

Устроившись, вечером мы собрались в концертном зале отеля. Балалаечники, домристы, контрабасисты и, конечно же, баянисты. Баянистов всего четверо, и я — самый молодой, остальные — 17, 18, 19-летние. Мы познакомились и обсудили программу работы академии. Да, это был не пионерский лагерь, каждый из нас понимал, зачем он здесь.

График работы был жестким. Мы просыпались, делали все утренние процедуры, завтракали и добирались до музыкального колледжа, где проходили занятия. Дорога до колледжа занимала минут 20 ходьбы. Пока шли, любовались природой, наслаждались морским воздухом. Словно в сказке — из зимы сразу в лето попали. Температура воздуха в Сочи была +16-20 градусов. Кругом зеленые деревья, пальмы, цветущие клумбы. Кстати, на занятия мы ходили дорогой, по которой в 2014 году несли олимпийский огонь.

Ежедневно с 10 до 14 часов работали в различных ансамблях. С нами занимались Д. Дмитриенко, О. Гулевский, М. Дзюдзе, Д. Пенюгин, все они — ведущие преподаватели музыкальных вузов и концертирующие музыканты.

С 15 часов занимались индивидуально с народным артистом России, профессором РАМ им. Гнесиных Ф.Р. Липсом. Причем, мы присутствовали на всех мастер-классах. Наблюдая за работой со стороны, получали необходимые навыки, учились новым приемам игры на баяне. Мне это было особенно нужно, ведь я — самый молодой баянист из всех присутствующих. Надо сказать, я многому научился. Это бесценный опыт, полученный от маэстро Ф. Липса.

Здесь, в Сочи, я встретился со своим кумиром — 19-летним баянистом из Самары Рафаэлем Сапуковым. Мы подружились, всегда и везде были вместе. Когда выдавались свободные вечера, гуляли вдоль побережья Черного моря. Во время наших прогулок он учил меня сценическому мастерству, преодолению волнения, мы обсуждали отдельные моменты его и моих произведений. Мне очень хочется быть похожим на Рафаэля, а впоследствии и превзойти его в мастерстве, ведь время у меня еще есть.

20 февраля для нас проводились открытые уроки и мастер-классы. Все это снимали журналисты телеканала «Культура», но когда будет эфир, пока не знаю.

А 21 февраля был гала-концерт департамента народных инструментов. Это отчет о проделанной работе. Мы играли в ансамблях и сольно. На сцене зала органной и камерной музыки, где проходил гала-концерт, я играл сольно и в трех ансамблях. По окончании концерта нам выдали дипломы участников академии.

22 февраля мы уезжали первыми рано утром. Все ребята вышли на улицу нас провожать. Было так приятно, и очень жаль, что быстро прошли эти шесть дней в Сочи.

По возвращении в Ржев, меня кто-то из знакомых попросил рассказать, что мы видели в Сочи. Я сказал, что было очень много работы, экскурсий у нас не было. «Так это ж неинтересно!» — услышал я в ответ. Нет! Это было очень интересно! Увидеть достопримечательности отдельно взятого города можно в любой момент, а вот работать с такими мастерами многим музыкантам за всю жизнь не удается.

Я хочу поблагодарить директора фонда «Орнамент» Ингу Кутянскую, а также «Национальную коллекцию» за то, что поверили в меня и предоставили возможность поработать с ведущими специалистами школы баяна в самом красивом южном городе нашей страны.

Записала
Елена Сооляттэ

Фото из архива
Д. Тоболова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *