«Только любовь победит зло»

В преддверии Дня театра, 24 марта, в клубе ЖД с большим успехом прошла премьера спектакля «Белый цветок» по пьесе нашего современника, драматурга Юрия Бутунина в постановке театрального коллектива «Улей» (режиссер Наталья Андреева), которая стала настоящим культурным событием в жизни Ржева. Напомним нашим читателям, что этот талантливый коллектив основан четыре года назад. Были показаны спектакли «Мышеловка» — детектив по А. Кристи, комедия «Семейные игры» по пьесе Д. Смирнова. И вот снова громкая премьера — психологическая драма о жизни семьи в сложный для России исторический период с начала Первой мировой войны до Октябрьской революции. Этот спектакль ржевские артисты посвятили памяти П.С. Немирова, основателя театра в нашем городе.

Уверена, многих заинтересовала фотовыставка в фойе, рассказывающая о жизни этого выдающегося ржевитянина. С неменьшим волнением всматривались зрители и в уникальные фото и кинофрагменты, показанные в начале спектакля, — кадры, возвращающие нас в далекое прошлое.

«Так за Царя, Отечество и Веру…» — торжественно звучит гимн царской армии. И мы вместе с героями драмы «Белый цветок» переносимся более чем на столетие назад, в 1914 год, в Петроград, в квартиру, обставленную добротной старинной мебелью (замечательная ручная работа Сергея Андреева). На стенах — фотографии в старинных рамах. На этажерке — телефонный аппарат. По центру — обеденный стол, стулья, оттоманка, покрытая белым вышитым чехлом. Из комнаты виден выход в коридор.

В основу пьесы легли строки из письма последнего русского императора Николая II, написанные дочери Ольге: «То зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но не зло победит зло, а только любовь».

В течение двух часов (в пьесе три действия) мы наблюдаем за тем, чем живут, чем дышат герои и куда же «несет рок событий» надворного советника Михаила Пряслова, члена кружечной комиссии императорского человеколюбивого общества, его жену, безропотную, всепрощающую, преданную Веру Львовну, их дочь Полину, активную курсистку высших женских курсов, дальнюю родственницу Веры — приживалку Маргариточку и немку Аделаиду, экономку Прясловых. А также проходимца капиталиста Платона Пудрова, кандидата в члены правления товарищества фабрики шерстяных изделий «Евгений Арманд с сыновьями», и раненого подпоручика Степана Бурева, которого по инициативе Полины взяли из госпиталя на «долечивание» в дом к Прясловым, и швейцара Тимофея, и солдат-дезертиров Ляксандра и Митяя. У каждого — свой непростой путь. Но за частной жизнью героев пьесы прослеживается судьба России в начале XX века. Это драматическая история насыщена сложными в психологическом плане сценами, которые актеры не просто прекрасно сыграли, они жили, смеясь и плача, любя и негодуя, разочаровываясь и обретая силы вновь.

Несмотря на обилие диалогов и монологов, интересно наблюдать за перипетиями судеб всех действующих лиц. В каждой роли, даже не самой главной, как, например, у рабочего «Лесозавода» Андрея Маркова (солдат с ружьем), и дебютантов: водителя Сергея Никифорова (Степан Бурев), зав. детским сектором клуба ЖД Дениса Бояркина (матрос), и Валерия Балаева, инженера «МРСК Центр Тверь-Энерго» (Тимофей), есть своя изюминка, и, надо отметить, актеры справились с поставленной режиссером задачей на «отлично».

Хотелось бы рассказать о нескольких персонажах.

Вера Львовна Пряслова. Это нетипичная роль для любимицы ржевских театралов Марины Кульневой, актрисы с большим стажем. Марина играла еще в Доме пионеров у Е.К. Паршиковой. Из ролей последних лет назовем бабку Клавдию в «Кадрили», судью в «Мышеловке», владелицу модельного агентства в «Семейных играх». Роль богомольной, тихой, скромной Веры Львовны Прясловой совершенно не вписывается в амплуа этой энергичной, темпераментной, яркой актрисы, но тем она интересна и сложна одновременно.

Еще один яркий персонаж — приживалка Маргариточка, «женщина-флюгер», хамелеон, ловко меняющий свою окраску в зависимости от обстоятельств. Это первая отрицательная роль в театральной карьере библиотекаря Марины Веселовой, которая на сцене без малого 20 лет. Несомненно, образ лживой, продажной, подлой революционно настроенной особы удался актрисе в полной мере. Но, как ни странно, даже такой «железной леди» ничто человеческое не чуждо. Словно чувствуя свой близкий конец, она вся в слезах, просит, умоляет: «Полюбите меня!» И эта последняя исповедь трогает до глубины души даже самое суровое сердце.

Еще один отрицательный персонаж — капиталист Пудров, который не прочь «навариться» на всеобщем бедствии. Похотливый самец, продающий Родину ради наживы, просто омерзителен. Михаил Струнин, работник железной дороги, блистательно сыгравший Пудрова, замечает, что, несмотря на актерский опыт (это его четвертый театральный сезон), играть подлеца очень непросто, но интересно. Зрители помнят Михаила по пьесам «Пизанская башня», «Мышеловка» и «Семейные игры».

Конечно же, в «Белом цветке» есть и светлые образы. Как Катерина в «Грозе», «луч света в темном царстве» — курсистка Полиночка (Ирина Алмазова), посвятившая свою жизнь богоугодному делу — оказанию помощи раненым в госпиталях. Чистая, нежная, как белый цветок, и раненый боец Степан Бурев, которого Полина приютила под родительским кровом. Красивая история любви этих молодых людей — пронзительная и печальная песня, в которой все-таки будет счастливый финал. Во всяком случае, очень хочется верить, что раненый, но живой, офицер с тремя георгиевскими крестами — это именно он.

Мудрая экономка немка Аделаида (Татьяна Смирнова, продавец), актриса с 20-летним стажем — символ чистоты и непорочности. Это, пожалуй, хоть не основной, но самый интересный персонаж из тех, что дополняют общую картину — пример непротивления злу насилием. Добрая, правильная, честная, никогда не делающая зла другому, жертвующая своим благополучием ради спокойствия Полиночки. Именно она произносит ключевую фразу о силе любви и добра: «Только любовь сильнее зла». Прекрасно сыгранная роль, где нравится все, начиная со сдержанного, строгого акцента в речи.

Без сомнения, Аделаида могла бы стать опорой для новой жизни, которую будут строить Полина и Степан. На их фоне жалким и ничтожным выглядит в финале пьесы отец Полины, Михаил Пряслов (Сергей Андреев, электромеханик связи на железной дороге. В театре — 14 лет. В его репертуаре разноплановые роли: батюшка в пьесе «Мисс», купец в «Женитьбе Бальзаминова», Прокоп Серко — «За двумя зайцами», фотограф в «Семейных играх»). Казалось бы, его герой в самом начале честный, порядочный человек, человек дела, каким и подобает быть члену кружечной комиссии императорского человеколюбивого общества, на поверку оказывается негодяем, который ворует деньги у жертв войны, изменяет своей жене, родную дочь «продает» подлецу Пудрову, чтобы спасти свою шкуру. Но жизнь расставляет все по местам. Михаил наказан по заслугам: в финале пьесы мы видим уже не сытого, холеного надворного советника, а жалкую тряпку в пижаме, голодного, неопрятного, беспомощного, у которого было все и не осталось ничего: ни денег, ни семьи, ни дома. Издеваясь, Пудров приказывает ему играть на ложках, а швейцару Тимофею плясать «Русского». Эта, на мой взгляд, одна из лучших сцен спектакля, полна трагизма, и зрителю вдруг становится жалко Пряслова. В агонии, уже не помня себя, Михаил неистово отстукивает не в такт, все быстрее и быстрее. Совершенно без сил, плача и закрывая лицо руками, герой падает на диван, словно прося прощения за свои прегрешения.

Интересно поставлена и завершающая сцена. Совершенно потерянный, опустошенный Михаил, собирая с пола разбросанные солдатами-большевиками книги и листовки, рассуждает: «Запутался… Потерялся… Все время живу в каком-то падении… Где найти силы? На кого надеяться? Кому верить? Кого звать для спасения всех, кто живет сейчас в истерзанной России?» И вдруг, словно вспомнив, что он Пряслов, тот самый, что был до революции, высоко поднимает белый цветок и произносит финальные слова неожиданно оптимистично: «Только и остается человеку, как надеяться на самого себя и верить в свою силу. А когда поверит в нее, то развернется она во всю свою мощь и порушит проклятущее время!»…

Автор пьесы Ю. Бутунин и режиссер Наталья Андреева ставят здесь многоточие, давая возможность зрителю за недосказанностью и незавершенностью додумать свой финал, который, как и пьесу в целом, можно проецировать через время.

Остается добавить, что над спектаклем также работали Яна Бойкова, Оксана Тето, Павел Козырев, Татьяна Орлова, Дмитрий Кудрявцев. Организаторы благодарят за помощь Ирину Алмазову, Ирину Майорову и студентов Ржевского технологического колледжа. Повтор спектакля 31 марта и 1 апреля в 15 часов.

Елена Сооляттэ

Фото
Владимира Кутузова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *