Надия Камильевна ЛЕОНТЬЕВА, председатель Ржевского местного отделения Всероссийского общества глухих: «НАШИМ ПОМЕЩЕНИЯМ ОЧЕНЬ НУЖЕН АРЕНДАТОР»

— Надия Камильевна, крыше здания по улице Марата, 18/71, где собираются члены общества, а также потолку и стенам требовался ремонт. С крышей помогла ЛДПР…

— За что им большое спасибо. Тогда обошла всех, кого можно, никто не мог помочь: ни наши, ни тверские депутаты. А Жириновский помог. Компьютер — тоже подарок фракции, и в театр мимики и жестов съездили благодаря их поддержке. От поездки осталась небольшая сумма — купила всем сладкие подарки к Дню инвалида.

Крышу делали своими силами, чтобы уложиться в сумму и сроки. Произвести расчеты помог предприниматель Веткин. Сейчас она немного подтекает, нужно подделывать, да денег нет. Как только отремонтировали крышу, заместитель главы Ржева по социальным вопросам Надежда Леонтьева помогла найти подрядчика для ремонта потолка.

— У помещений, принадлежащих обществу, ведь был арендатор?

— Да, тогда и существовать было проще. Мы напополам оплачивали коммунальные услуги, по возможности арендатор оказывал нам ту или иную помощь. В настоящее время наши помещения пустуют.

Очень нужен арендатор! Интернет не можем провести… На столбе через дорогу специально для нас оставлен кабель. 10 тысяч рублей — и вопрос решен. А откуда нам взять эти деньги?! Каждый месяц даем объявления, пока ничего…

— Какой площади сдаете помещения?

— Под офис 24 и 25 квадратных метров, в другом здании — под склад, 42 квадратных метра, там даже стеллажи есть. Обращайтесь по номеру 8-910-937-83-81.

— Согласны, если придут разные арендаторы?

— Пожалуйста. Будут арендаторы — будут средства на ремонт, на проведение мероприятий. Наше общество получает к знаменательным датам небольшие средства от отдела социальной защиты населения. Спасибо за поддержку директору «Комплексного центра социального обслуживания населения Ржева и Ржевского района» Ирине Викторовне Цветковой.

— В чем еще нуждается общество глухих?

— По предписанию пожарного надзора противопожарной пропиткой обработали крышу, крайне необходимо установить пожарную сигнализацию. Составлена смета на 68 тысяч рублей. Снова обратились за помощью к Жириновскому, пока не ответил. Не найдем арендаторов в течение года, нас закроют, а клуб продадут. Живем в режиме строгой экономии света и газа.

— Что раньше было в этом здании?

— Клуб глухих людей и был. Они его в конце 50-х годов и строили сами. В здании, что рядом с нами, когда-то была железнодорожная кузница, потом конюшня, в войну — госпиталь, затем его передали нам под общежитие для одиноких глухих.

Зарегистрированных членов Всероссийского общества глухих у нас 96 человек. Это проживающие в Зубцове, Старице, в Селижарово, в Ржеве и Ржевском районе (24 человека), в Пено, Осташкове. Есть клуб глухих в Осташкове. Туда езжу каждую третью неделю месяца. Однокомнатную квартиру нам выделила местная администрация, причем, освободив нас от всех платежей. В Осташков приезжают из Селижарово, Пено. А в Ржев — из Старицы и Зубцова. Тех, кто не зарегистрирован в ВОГ, но являются инвалидами по слуху — 120 человек.

— На все семь районов по-преж-нему два сурдопереводчика?

— Да. Настя Левашова — сурдопереводчик от соцзащиты. Она обслуживает город, я — все районы. По программе реабилитации (если она есть), мы обязаны 40 часов в год обслужить человека бесплатно. В случае, если нет программы реабилитации, бесплатное обслуживание от соцзащиты — 30 часов. Остальное время работы сурдопереводчика долж-но быть оплачено. А как откажешь в помощи? Конечно, помогаем. Ходим вместе в налоговую, в Центр занятости, в поликлинику, к нотариусу, в полицию, в магазины… К сожалению, ни в одной организации или учреждении всех семи районов нет сурдопереводчиков. Глухие крайне нуждаются в переводчиках. Без них доступ к информации и качественному сервису сильно затруднен. Раньше на ржевской швейной фабрике был цех глухих и там был свой сурдопереводчик.

— Надиля Камильевна, Вы председатель клуба уже более 26 лет. С течением времени число людей, страдающих полной или частичной потерей слуха, меняется?

— Можно сказать, что убавляется, но это происходит, так как молодежь уезжает из города.

— Нужна работа…

— Конечно, людям нужна занятость. Наши молодые парни трудятся на мебельном комбинате, один работает на телевидении, занимается рекламой, кто-то работает в частном швейном цехе, кто-то на «АТЭ-3». Девушки в «Галерее вкусов», на «Элтре» (концерн ПРАМО).

— В советские времена перечень доступных специальностей для людей с ограниченными возможностями слуха был гораздо шире, и учебных заведений для таких людей было больше.

— Малая часть от того, что было — осталась и на сегодняшний день. В пригороде Санкт-Петербурга, в Павловске, например, есть «Межрегиональный центр (колледж)» Минтруда России. Там люди с нарушением слуха могут получить среднее профессиональное образование и медико-социальную реабилитацию на русском языке с использованием дактильной речи и русского жестового языка по специальностям: дизайн, социально-культурная деятельность, адаптивная физическая культура, организация сурдокоммуникации, право и организация социального обеспечения. В Твери есть учебно-производственное предприятие.

— Как относятся к глухим людям в обществе?

— Глухие всегда рады общаться со слышащими. Чаще всего на них просто не обращают внимания. Предвзятости не чувствуется.

По закону инвалид с нарушением слуха и сурдопереводчик, его сопровождающий, должны проходить вне очереди, например, в поликлинике, на практике, к сожалению, встречаем отпор.

— Программа «Доступная среда» для инвалидов-колясочников пусть далеко не везде, с недочетами, но действует…

— А для слабовидящих и слабослышащих отсутствует!

— Как в случае необходимости поступать человеку с ограниченными возможностями слуха, как позвонить в скорую помощь, пожарную службу, полицию?

— Присылают смс-сообщения мне, и уже я звоню, куда необходимо. О видеотелефонах, дежурных электронных переводчиках нам остается только мечтать.

— Отдельного канала телевидения для глухих нет, бегущая строка — редкость.

— Был отдельный московский канал, потом его закрыли. По программе реабилитации инвалиды по слуху получают телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, но далеко не каждый канал впускает такие программы. Есть несколько по 1 каналу, по НТВ. Посещаем музеи, я перевожу, что говорит экскурсовод.

— Надия Камильевна, санаторное лечение для инвалидов по слуху предусмотрено?

— В Геленджике есть санаторий для глухих. В программе реабилитации должно быть указано, что положено санаторно-курортное лечение.

— В таком государстве, как Уганда, жестовый язык включен в Конституцию еще в 1995 году. В России жестовый язык стал полноценным языком два года назад, когда были приняты соответствующие поправки в законы «Об образовании в РФ» и «О социальной защите инвалидов в РФ». Но должного внимания к нему пока нет.

— Для человека глухого от рождения жестовый язык — родной, для слабослышащих — основное средство познания мира. Это обычные люди, с проблемой получения информации особым способом. И приравнивать глухих к умственно отсталым категорически неправильно. Я оказалась в мире глухих, когда после лечения воспаления легких дочь потеряла слух. По образованию я электромеханик многоканальной связи. Пришла в клуб летом 1989 года, сначала была переводчиком, в феврале стала председателем. Языку жестов училась и у дочери, и у членов клуба. Им очень интересно учить слышащих своему языку. Книги и словари не заменят общения с носителями языка.

— Научиться языку жестов легко?

— При желании, да. Я и сейчас продолжаю учиться. Один жест может обозначать несколько слов, надо следить в каком контексте хочешь употребить то или иное слово.

— О чем молчат глухие?

— Они не приемлют ложь. Легко ее распознают и перестают общаться с человеком. При общении с ними лучше промолчать, чем солгать.

Наши девочки и парни выходят замуж, женятся, и их вторые половинки переезжают в Ржев. Знакомства чаще всего тянутся со времени учебы, потом перерастают в супружеские отношения.

— В клуб приходят не только для развлечений, но и со своими заботами…

— Все мы разные. Кто-то активно относится к жизни, видит вокруг больше хорошего, а кто-то живет негативом и отрицанием, постоянно чем-то недоволен. Меня многие называют «мамой», приходят в клуб побеседовать по душам. Говорим о многом, кроме семейных проблем. Это сугубо личное. Не вмешиваюсь и другим не советую.

А живем мы активно. Наши ребята любят играть в шашки. Есть постоянная команда, она участвует в соревнованиях, занимает призовые места. В фестивале «Мы равные, мы, как все» в номинации «Жестовое пение» принимают участие Татьяна Ермакова, Надежда Афанасьева, Ольга Маковская. Без призового места еще не оставались. Готовятся девчата серьезно, молодцы! Продолжает радовать успехами Дима Рогов. Он учится в Ржевском колледже по индивидуальной программе. Способный, активный, увлекающийся парень. Надежда Ермакова еще оформляет плакаты, стенды для клуба. Виталий Жабин участвует в творческих фестивалях, является лауреатом Всероссийского фестиваля глухих художников.

Развлекаем себя сами, с удовольствием играли в «Поле чудес». Зрители умудрялись участникам еще и подсказывать! Всем очень понравилось. Слышащие дети на жестовом языке читают своим родителям стихотворения, к праздникам рисуют. С концертами приходят шефы — ребята школы N№ 1 имени Пушкина. Однажды показывали дефиле в старинных костюмах Тверской области, сшитых своими руками. Дружим и с реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями.

— Людям необходимо дарить друг другу душевное тепло…

— Такое общение очень помогает жить. У нас в клубе активное правление: мой заместитель Ольга Александровна Маковская, с молодежью работает Татьяна Евгеньевна Ермакова, Анастасия — судропереводчик, строгий и справедливый контролер ревизионной комиссии Оксана Валерьевна Рогова, председатель Совета ветеранов нашего общества Анна Ивановна Смирнова. Уникальная женщина, способна урегулировать любой конфликт.

— Надия Камильевна, Вы — ржевитянка?

— Родилась в Туркмении, папа — татарин, мама — русская. Когда мне было 14 лет, переехали в Ржев. Маму — врача, перевели сюда на работу. Что бы ни говорили, с годами Ржев меняется в лучшую сторону, становится чище. С людьми бывает сложно общаться, негативом живут. Надо друг друга беречь, помогать. Ведь главное — это здоровье. Чего всем и желаю.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Один отклик на Надия Камильевна ЛЕОНТЬЕВА, председатель Ржевского местного отделения Всероссийского общества глухих: «НАШИМ ПОМЕЩЕНИЯМ ОЧЕНЬ НУЖЕН АРЕНДАТОР»

  1. Аида:

    Добрый день ! Помогите,пожалуйста, связаться с Надией Камильевной, буду признательна за ее е-мейл адрес или номер моб. тел. Я ее двоюродная сестра из Ашхабада. благодарю заранее, Аида

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *