БРЫСЬ!

 

Огромен мир, в котором мы живем.

Шумят леса, и реки катят воды.

Весь шар земной — один прекрасный дом

Для человека и природы…

С этой песни в исполнении Маши Пашковой и Софии Михеевой, где были такие замечательные слова, начался детский мюзикл «Брысь! Или история кота Филофея» по пьесе Валерия Зимина в постановке Детского музыкального театра «Шоколадная страна» (ДШИ N№ 2 им. А.Г. Розума). Премьера с успехом прошла 17 апреля.

Это девятый по счету спектакль талантливых воспитанников Оксаны Порфирьевой. И для 17-ти выпускников не просто очередная постановка, а самый настоящий экзамен по актерскому мастерству, сценической речи и сценическому движению, с которым они справились на «отлично». Члены жюри — Е. Пикус, Е. Паршикова, А. Паршиков — отметили, что ребята были на высоте.

Новый музыкальный спектакль — это проникновенный рассказ о том, как животные оказываются никому не нужными. Действие происходит в подвале большого жилого дома, каких в нашем городе и стране бессчетное число, где нашли себе и кров, и дом бездомные голодные коты и кошки. Надо отметить, очень удачные декорации (работа преподавателя А. Цветкова), изображающие тот самый серый подвал с огромными вентилями-кранами, ржавыми трубами, живописными разводами на стенах, паутиной и случайной мебелью. При тусклом свете фонаря это пристанище, ставшее единственным спасением для наших героев, приобретает почти сказочный вид.

Под покровом ночи голодные коты собираются в стаю: шипят, показывают когти, прыгают и даже резвятся. Некоторые не лишены грациозности и еще прилично выглядят (сказывается природное обаяние). Двадцать шесть танцующих и поющих бездомных котов на сцене! Разноголосое, жалобное мяуканье, напоминающее плач маленьких детей, перерастает в своеобразную музыкальную какофонию. Потом все стихает. Коты устали и уснули. Они живут в своем мире, по своим законам. И даже пытаются постичь истину, понять, что есть добро, а что зло. В этом несправедливом обществе они жаждут справедливости. У них свой вожак — кот Филофей (прекрасная актерская работа Егора Смирнова), который восседает в центре в старинном кресле с высокой спинкой, чем-то напоминающем кресло судьи. Он произносит пламенную обвинительную речь в адрес тех, по чьей вине коты, котята и кошки оказались здесь, в подвале, и, ударяя колотушкой в медный таз, призывает наказать по заслугам виновных.

Зрители становятся свидетелями правдивых историй, которые рассказывают Киса (Татьяна Соколенко), Фунтик (Никита Кудряшов), Мурзик (Илья Бойцов), Анфиса (Мария Цветкова), Офелия (Евгения Дроздова) и Плутон (Захар Лебедев). Шесть глубоких по содержанию и эффектных в постановочном плане музыкальных сценок о том, как коты и кошки оказались в подвале.

Итак, картина первая. Егорка, озорник и сорванец (Егор Смирнов), вместе с Кисой, милой домашней кошечкой, веселятся не на шутку. В доме — все кувырком, то чашку Егорка разобьет, то тарелку, то люстру мячом заденет. Терпение у Егоркиной мамы (Есения Костина) на исходе. И когда последней каплей стала разбитая мамина любимая ваза, подаренная сослуживцами, кошке Кисе, благородно взявшей всю вину на себя, сказали: «Брысь!», указав на дверь. Вот так Киса оказалась на улице.

Пока суд да дело, прибилась на «огонек» все еще милая, породистая кошечка Офелия с замерзшими лапками — избалованное существо из хорошей семьи. Такую красавицу, умницу — и на улицу? Не может быть, скажет читатель. Про ее историю узнаем чуть позже. А пока картина вторая — про забавного, добродушного, смешно шикающего Фунтика, которого хозяйка Настя (Софья Журавлева) без долгих раздумий выменяла у подружки Зинки (Светлана Кислицына) на собачку Фантика. А преданный Фунтик так ее любил!

Картина третья. История Офелии началась… с насморка. Мы в квартире Актрисы, любящей и заботящейся о своей подопечной. И как же ее не любить! Изумительные глазищи, белое брюшко, бантик на шее, изысканные манеры. Умывается в ванной шампунем «Эсмеральда», кушает шоколад и конфеты. А тут приболела немного. Чихает! Хозяйка лечит свою любимицу, давая лекарство с ложечки. Стоит отметить очень красивую, чисто исполненную песенку Офелии, а также великолепно сыгранный дуэт Актрисы (Ольга Журавлева) и Офелии (Евгения Дроздова. Что же в таком благородном семействе может произойти непредвиденного? Оказывается, может. Актриса уезжает на гастроли за границу, а свою любимицу, плача, оставляет на попечение бабы Шуры (Диана Широкова). Старушка не привыкла церемониться и угождать капризам кошки, и та… сбежала во двор. Конечно, бабка искала, звала долго, даже бездомных кошек подкармливала, за что заслужила всеобщее кошачье одобрение, но Офелия к новой хозяйке вернуться не захотела…

Весь кошачий народ

Славу бабушке поет…

Веселая, озорная песенка довольных, сытых бездомных котов, про тех, кто приносит им «молока и рыбы, колбасы и сала», и такой же заводной танец — один из лучших номеров мюзикла, зажигательный, запоминающийся.

Картина четвертая. История кота Мурзика (Илья Бойцов) о том, как «никогда не полюбят люди черного кота». Веря в то, что черный кот принесет неудачу или накличет беду, его, бедолагу, отовсюду гонят. Так, мальчишка (Кирилл Хентонен) привел Мурзика домой, но его отец (Андрей Сынков) без объяснений выгнал «эту образину».

Картина пятая — до слез трогательная история кошки Анфисы (Мария Цветкова) и ее хозяйки бабы Капы (Мария Пашкова) о том, как они вместе нянчили маленькую внучку (София Леонова), как потом вместе состарились и оказались вдруг лишними в своей семье, где появился внучкин муж (Дмитрий Михеев), «заботливо» определивший бабку в дом престарелых, а кошку на улицу.

Зритель от души смеется в начале сценки, когда слышит частушки под балалайку бабы Капы и Анфисы, и еле сдерживает слезы в тот момент, когда двух старых беспомощных существ, как отслужившие вещи, попросту выбрасывают на помойку. Очень правдиво сыгранная
мизансцена. А Маша Пашкова попала в образ бабы Капы на все сто! Сгорбленная, несправедливо униженная, бредет она к выходу, и, как во сне, шепчет: «Анфисушка, а ты молочка попила?» Здорово!

Картина шестая о том, как кот Платон стал Плутоном и попал в подвал. Жил себе котик не тужил в хорошей квартире со всеми удобствами. Хозяйка (Дарья Назаренко) заботилась. А потом появился в доме неопознанный объект. В коляске, с погремушкой, вечно орущий (София Михеева) по имени Платон, и кота переименовали в Плутона во избежание путаницы. Сцена, где кот Плутон (Захар Лебедев) выпивает вместо малыша Платона бутылочку молока, вызывает смех зрителей. А когда капризный ребенок требует поиграть то в лошадку, то в бабушку, то в попугая, терпение нашего кота лопается, и он, играя, сажает несносного ребенка в клетку, за что мамуля его безжалостно вышвыривает из дома.

После каждой истории кошачий суд выносит свой строгий вердикт и приговаривает виновных ко всеобщему неуважению и презрению.

Однако оптимистичный финал пьесы кардинально меняет положение дел. Волшебный огонек добра, что горит в лапах кота Филофея, пробуждает в душах людей чувство вины и сострадания к братьям меньшим. Как и положено в сказке, любовь побеждает зло. И огонек добра загорается для всех жителей нашей планеты.

У каждого из 26 юных артистов была своя роль. Главные или нет — это не столь важно, ценно то, что сыграны артистично, душевно. Финальную песню исполнили все артисты, а также руководитель театра О.К. Порфирьева, директор В.Д. Долгая, режиссер массовых сцен В.В. Королева, хореограф В.Ю. Кутузова, концертмейстер А.А. Михеева, художник А.А. Цветков под громкие аплодисменты зрителей.

Браво, «Шоколадная страна»! Спектакль хоть и детский, но имеет философскую направленность, очень нужный, полезный для подрастающего поколения. Он берет за душу, воспитывает, объясняет и детям, и взрослым известную, но так до конца не осмысленную некоторыми истину: «Мы в ответе за тех, кого приручили!».

Елена Сооляттэ

Фото

Андрея Копылова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *