Быть на Земле Человеком

 

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 150-летию со дня рождения Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова), прошла 19 апреля в Итомлинской средней школе в рамках семинара учителей русского языка и литературы Ржевского района. Подготовили и провели это интересное мероприятие учитель Т.С. Рамазанова и ее ученики — ребята 6, 7, 9 классов.

В небольшом уютном актовом зале зрители с нетерпением ожидают начала рассказа о великом русском писателе, публицисте, «Буревестнике революции», чья жизнь, несомненно, по сей день — повод для дискуссий.

С экрана смотрит на нас уже немолодой человек, с усами, в широкополой шляпе. Сурово сдвинутые брови, серьезный взгляд, массивный нос — наверное, нет в нашей стране того, кто не знал бы пролетарского писателя Максима Горького, автора знаменитых произведений «Детство», «В людях», «Мои университеты», романов «Фома Гордеев», «Жизнь Клима Самгина», рассказов «Челкаш», «Песня о Соколе». А также многих пьес, что до сих пор ставят на сценах российских театров, и других произведений, в которых автор говорит о трудной жизни, о людях ярких, страстных, вольнолюбивых, о том, что «Человек — это великолепно! Это звучит гордо!» В этом году, 28 марта, любители и почитатели русской литературы отмечали 150-летие со дня рождения писателя.

«Быстро несется вниз по течению красивый и сильный «Ермак», буксирный пароход купца Гордеева, и по оба бока его медленно движутся навстречу ему берега Волги, левый, весь облитый солнцем, стелется вплоть до края небес, как пышный, зеленый ковер, а правый взмахнул к небу кручи свои, поросшие лесом, и замер в суровом покое…»

Дети с вниманием слушали отрывок из романа «Фома Гордеев» в исполнении артистов — учащихся школы, и вдруг ясно представился тот простор и спокойное движение воды, зеленые луга, голубое небо, сладкий запах хвойных деревьев и свежей листвы. «А берега все идут навстречу, лаская глаза и душу своей красотой…»

Об удивительной красоте родной земли рассказал ансамбль народного танца «Прялица» (рук. Д. Рисков). Русские девушки в народных костюмах, грациозно кружась в танце, плыли, как лебедушки, радуя зрителей своею красотой. Замечательный танец, гармонично дополняющий замысел всей композиции.

В таком красивейшем уголке нашей родины, в Нижнем Новгороде, 150 лет назад родился Максим Горький. Он вырос на берегу Волги, великой реки, о которой сложено немало песен; реки, родившей легендарных русских бунтарей — Разина и Пугачева. И дед его здесь был бурлаком. Так начала рассказ о писателе учитель Тамара Сергеевна Рамазанова. Затем предложила ребятам вспомнить известные им биографические факты. Учащиеся рассказали о том, что Алеша рано лишился отца, воспитывался в доме деда Василия Каширина, где царили ссоры, тяжба за раздел имущества между братьями матери. Алеша чувствовал себя чужим в этом «неумном племени». Кадры из старого черно-белого фильма «Детство Горького» о том, как дед по субботам «воспитывает» внуков розгами, заставили содрогнуться всех без исключения. Увы, таковы были суровые реалии, или, как писал Горький в автобиографической повести — «свинцовые мерзости жизни». Единственное светлое пятно детских воспоминаний — бабушка Акулина Ивановна, которая рассказывала внуку сказки, учила уважать природу, прививала любовь к народной музыке, вселяла в него веру в счастье.

Зрители с интересом посмотрели презентацию о жизни писателя и прослушали отрывки из повести «Детство» о том, как бабушка читала сказки, а дед учил Алешу грамоте.

За шесть лет Алеша под руководством деда освоил церковно-славянскую грамоту, затем гражданскую печать. Обучался в слободском училище, за 3-й класс сдал экзамены экстерном, получив похвальный лист. После смерти матери, когда Алеше исполнилось 11 лет, дед отправил его «в люди», где ему пришлось несладко: «мальчик» при магазине модной обуви, посудник на пароходе, продавец в иконной лавке, работник в иконописной мастерской, десятник на строительстве ярмарки, статист в ярмарочном театре, еще он служил сторожем, был крендельщиком, булочником. Это была бесконечная работа под градом попреков и жалоб. Иногда ему думалось, что надо убежать. Но была одна радость. Тихими поздними вечерами ему нравилось ходить по городу, из улицы в улицу…

В исполнении школьников прозвучало стихотворение М.К. Улановского «Человек!», где были такие слова:

Его судьба не баловала

слишком.

Он в люди шел и славы

не искал,

но гордой птицей ринулся

со скал

и — всем хорошим стал

обязан книжкам.

Несмотря на нелёгкую жизнь, Алеша очень много читал. Сначала все, что попадалось под руку, позже открыл для себя русскую классику, книги по искусству и философии. В 1884 г. Алексей едет в Казань, мечтая о занятиях в университете, но учиться ему не пришлось: жить было не на что. Будущий писатель проходил свой университет на пристанях, в ночлежках, в студенческих нелегальных кружках, где читали Чернышевского и Маркса, работал садовником, дворником, подручным пекаря. Поддерживало и воспитывало юношу в трудные для него годы чтение. Таким образом, имея начальное образование, Алексей Максимович самоучкой приобрел обширные познания, поражавшие современников. А еще всею душой любил и старался понять он музыку. Неслучайно позже М. Горький скажет: «Писать — значит петь». Не забыть того душевного потрясения, что вызвала у Алеши неожиданно первая «встреча» со скрипкой, с ее изумительным звучанием. («Романс» Шостаковича помог зрителям усилить это впечатление). Почти каждую субботу бегал Алеша в тщетной надежде еще хоть раз услышать этот инструмент к одноэтажному приземистому дому, из окна которого «струился на улицу необыкновенный звук, точно кто-то, очень сильный и добрый, пел, закрыв рот…». Цена этой радости была немалая — мальчика по возвращении жестоко били.

Любовь к музыке прошла через всю биографию великого писателя. Музыка окружала Горького ещё в раннем детстве. Это была народная песня. Корни его любви, близость к русской народной песне, поразительная способность слышать сердце народной песни лежит в незабываемых детских впечатлениях, в песнях бабушки. Акулина Ивановна была родом из балахнинских кружевниц, издавна славившихся песнями. Но пела она лучше всех. Слава о ней долетела даже до самого Петербурга, откуда приехал её слушать композитор Турчанинов.

Возможно, Алешина бабушка тогда пела народную песню «Ой, ты степь, кругом…», которую а капелла исполнили итомлинские артисты — ансамбль «Тихая речка» под руководством учителя И.И. Корольковой. Душевно, чисто, очень проникновенно! Зрители, затаив дыхание, слушали мелодичный рассказ про Волгу-матушку, Волгу-вольную.

Затем мы узнали, что Максим Горький сочинял стихи. К сожалению, сохранились немногие. В исполнении юных чтецов прозвучало стихотворение «Не браните вы музу мою…»:

Не браните вы музу мою,

Я другой и не знал,

и не знаю,

Не минувшему песнь

я слагаю,

А грядущему гимны пою.

Ребята зачитывали цитаты о роли книг в жизни писателя. Уверена, нашему компьютеризированному поколению полезно было бы запомнить хоть одну из них: «Ты читай книги, в них должно быть все, что надо. Неученый человек — бык, его хоть в ярмо, хоть на мясо…».

Вторая часть литературной композиции была посвящена самым известным рассказам М. Горького, герои которых стремятся к любви, свету, свободе, прославляют необходимость действовать. Учащиеся вдохновенно читали наизусть «Песню о Соколе», отрывки из других произведений Горького, вспомнили пьесу «На дне», где звучат известные всем слова о человеке: «Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Или вот еще, по-моему, точно про все времена: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые — вторую; каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное».

До конца жизни писатель пользовался колоссальным авторитетом. По его инициативе создавались издательства, журналы, Литературный институт, в значительной мере — Союз советских писателей. Его проза и драматургия составили целую эпоху в мировой и отечественной литературе.

После Октябрьской революции 1917 г. Горький недол-гое время был одним из активных её деятелей и сторонников, но реальный ход событий резко расходился с его мечтами и надеждами. Свыше 10 лет работал писатель над романом «Жизнь Клима Самгина». Глубокой печалью и мужеством прозвучали слова Горького за несколько дней до кончины: «Конец романа — конец героя — конец автора». В 1936 г. М. Горький умер.

Горький как личность был наделён самыми высокими человеческими качествами. Это не миф, не выдумка. Это подтверждено документально: он спас несколько сотен человек от голода, от гибели в годы революционного террора, в годы поисков «врагов народа», помог многим молодым талантам найти своё место в искусстве.

Горький… Имя это говорило о горькой судьбе, родственной многим судьбам на Руси. В то же время оно звучало как протест, как вызов, как обещание говорить горькую правду.

Можно по-разному относиться к Горькому, но его тяжелая и сложная жизнь вряд ли оставит равнодушным каждого человека. Писатель и сегодня напоминает всем нам, что в жизни всегда есть место подвигу и совершать его надо во имя людей. «Нет выше счастья, чем быть на земле Человеком», — утверждал Горький. И нужно быть достойными этого звания.

Учитель русского языка и литературы Т.С. Рамазанова выразила признательность тем, кто помогал провести мероприятие: коллегам: Л.В. Быковой, В.Е. Орловой, И.И. Корольковой, Д.И. Рискову, а также учащимся Итомлинской школы.

Елена Сооляттэ

Фото Л. Тихомировой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *