Сергей Александрович ОРЛОВ, гармонист народного ансамбля гармонистов и частушечников «Тальяночка»: «ГАРМОНЬ, В ТЕБЕ — ДУША РОССИИ»
— Сергей! Молодой, красивый мужчина, с блеском в глазах и азартом играющий на гармони, в наше время — редкость…
— Спасибо, конечно, но по России на гармони играют многие, чаще это самоучки-любители. Слышали ведь, наверняка, о «золотой десятке» гармонистов России? По городам и весям талантов от мала до велика ой сколько. И это радует. Гармонь ведь — душа России!
— Да, звучание гармони редко кого может оставить равнодушным. Как говорит герой фильма «В бой идут одни старики»: «Кто сказал, что нету места песням на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!».
— Гармонь внесла немалый вклад в победу в Великой Отечественной войне. Поэтому в репертуаре нашего ансамбля — песни военной тематики, традиционные наигрыши, песни и напевы Тверской области. На своих концертах «Тальяночка» меньше двадцати-двадцати пяти композиций никогда не исполняет.
— Помимо фестивалей и конкурсов, «Тальяночка» и на «Поле чудес» побывала…
— Признаюсь честно, о поездке остались особые воспоминания. Шоу есть шоу.
— Слышала об инициативе сделать 25 ноября официальным Днем гармониста.
— Это было бы символично: у гармони 25 клавиш в правой руке и 25 в левой. Я — за!
— Когда Вы взяли в руки гармонь в первый раз?
— Еще ребенком попробовал сыграть на дедовой гармони «Катюшу», получилось. А потом наступил длительный перерыв общения с этим инструментом.
— Дедушка играл на гармони?
— Еще как! С его подачи и я потянулся к инструменту, но в моем случае это был баян. Очень нравилось слушать и наблюдать за игрой деда. Редкий ржевский празд-ник, будь то майские демонстрации или народные гуляния, обходились без Павла Петровича Горячова. Он был самоучкой, научился игре на гармони уже в двадцать лет. В клубе РМЗ играл в вокальном ансамбле. К сожалению, его гармонь не сохранилась, отдали одному пожилому гармонисту. Если бы знал, что на этом инструменте и я буду играть, возможно, удалось бы сохранить раритет. Но старинная гармонь у меня все же есть. Передали по наследству дальние родственники. Она долго лежала невостребованной, отреставрировать и настроить ее, конечно, нужно.
— Вы — выпускник музыкальной школы. Но, как это зачастую бывает, Вас за руку и через силу в музыкальную школу никто не вел?
— Кому-то, быть может, это покажется даже странным, но я пошел учиться с большим удовольствием и по собственному желанию. И с преподавателем мне везло. Асия Сагитовна Осипова меня не просто учила играть на баяне, но и по-дружески поддерживала. Планировал в музыкальное училище поступать. Но жизнь внесла свои коррективы.
— А как сверстники относились к увлечению мальчика-музыканта? Не дразнили?
— Всякое бывало. Но настрой и любовь к инструменту этот факт не отбил. В 1995 году я окончил музыкальную школу. Конечно, увлекался не только баяном. Особенно нравилось фотографировать, занимался в студии «Мир-80» у Юрия Григорьевича Смирнова. Самый первый фестиваль в Ржеве «Играй, баян» в 1997 году мы тоже тогда снимали. На пленку фотографировать интересно: снимки получаются живее. Сам печатал фотографии, они рождались у тебя в руках. Цифровая техника — совсем иное.
После девятого класса я поступил в аграрный колледж на специальность техника-механика.
— Творческая натура давала о себе знать? Как-то проявлялась?
— Конечно. И, вроде, было с кем создать ансамбль, но 90-е годы были непростыми. Электричество включали по расписанию, с отоплением в здании колледжа были проблемы. Не сложилось с творчеством. После второго курса я ушел в армию. Служил в ракетных войсках стратегического назначения в Астраханской области. Сначала в роте охраны, потом на стартовой площадке полигона. С него, к слову, в августе 1960 года взлетали собаки-космонавты Белка и Стрелка.
— Не считаете два года службы в армии потерянным временем?
— Нисколько. Была возможность получить дополнительную специальность, повзрослеть. Заняться творчеством были попытки и в армии, но снова не сложилось. По возвращении из армии учебу продолжил. Работал на заводе «Элтра», потом четыре года — на дистанции централизации блокировки, сейчас работаю электромехаником Великолукской дистанции сигнализации централизации блокировки.
— Как пришли в ансамбль?
— По возможности старался посещать концерты гармонистов. Мне всегда нравилась атмосфера, которую создают гармонь, баян, аккордеон. Душа наша русская будто раскрывается. Зрительные залы полные тогда были, правда, в основном присутствовали люди старшего поколения, реже — среднего возраста. Из молодежи никого. В декабре 2012 года очередной раз с концертом приехали гармонисты золотой десятки России, в их числе друг Геннадия Заволокина Сергей Борискин. После концерта артисты и зрители устроили в фойе частушечный перепев, там же продавали диски, показывали буклеты тульской фабрики, где изготавливают баяны, гармони, аккордеоны. Меня заинтересовали диски и буклеты. Стояли рядом я, Сергей и Ольга Кузьмина, он возьми и обмолвись, что нашел для «Тальяночки» гармониста… А я на гармони и играть-то не играл. В последнее время даже баян редко в руки брал. Неожиданным было такое предложение. Но свой номер телефона я оставил.
— У «Тальяночки» тогда не было постоянного гармониста?
— Не было. И маме моей очень хотелось, чтобы я продолжил играть, любит она гармонь. Сама одно время хотела научиться. Она и сподвигла, чтобы сам позвонил руководителю коллектива.
Через несколько дней пришел на репетицию. Дали гармонь, попросили сыграть. Учился на ходу. По большей части самостоятельно. Через месяца два в Селижарово на конкурс гармонистов поехал. Волновался, но сказали, выступил очень достойно.
— Участие в коллективе «Тальяночка» — дело добровольное…
— Да, и отдавать ему свое время могут люди, влюбленные в инструмент и русские песни. После работы два раза в неделю с 17 часов у нас репетиции.
— Сергей, пока Вы сами посещали концерты в качестве зрителя, потом пришли в «Тальяночку» гармонистом, отметили, зритель как-то меняется? Быть может, молодеет?
— Если и молодеет, то незначительно. И зрителей, к сожалению, на концертах русской песни стало меньше. Извещаем о предстоящем мероприятии. Но повесишь афишу — часа не пройдет, как сорвут. Раньше на концертах в проходах стояли. Сейчас такого нет, и это при минимальной цене билета. Если наполовину зал заполнен — уже хорошо. Бывает и такое: идет фестиваль, люди отсмотрят свой коллектив, встают и уходят. Культуры зрительской недостает, уважения и тактичности. Добрее надо быть по отношению друг к другу и учиться ценить чужой труд, будь это труд дворника или выступающего на сцене артиста.
— Конечно же, приятно, когда после выступления к артистам подходят зрители, благодарят, искренне жмут руку. В Ржеве любят гармонь, свои поклонники у «Тальяночки» есть.
— Спасибо им большое за поддерж-ку. Но и с завистью сталкиваться приходилось.
— Ужель из-за денег? Ведь вы выступаете на общественных началах, или за символическую цену билета?
— Все, что зарабатывает наш коллектив, а это очень небольшие деньги, идёт на ремонт костюмов и поезд-ки на конкурсы и фестивали.
— Звучание гармони — кураж. Чему можно завидовать, так это умению так здорово играть! Хочешь не хочешь, а под залихвацкие мотивы ноги сами приплясывают. Чтобы попробовать преподавать самому, не думали?
— Это очень ответственное занятие, ему нужно отдаваться, на это нужно время. Уроков по обучению игре на самых разных инструментах в сети Интернет множество. Стоит только задаться целью, иметь желание и запастись терпением, любительской игре научиться возможно.
— Гармонь, на которой Вы играете, личная?
— В 2013 году ездили в Тулу на юбилейную встречу, посвященную известному тульскому гармонисту-самородку Николаю Белобородову. Заезжали на фабрику «Тульская гармонь». Там можно заказать и купить гармони, баяны с желаемыми характеристиками для исполнения музыки различных жанров — от рока до классики. На выделенные клубом средства мы и купили гармонь, на которой я сейчас играю.
— Репетиции, поездки крадут время, которое можно провести с семьей.
— Спасибо близким, они разделяют мои интересы. В ансамбле поет и мама Любовь Павловна.
— Вашему сынишке семь лет. Он интересуется музыкой?
— Дима попробовал барабаны, гитару, духовые. Пока в раздумьях, чем заняться серьезно.
— Из родных и близких еще кто-то на инструменте играет?
— Сестра Светлана окончила музыкальную студию тогда еще Дома пионеров по классу баяна, потом Тверской музыкальный колледж имени Мусоргского, в этом году станет дипломированным специалистом Московского государственного института культуры.
— Сергей, может, припомните высказывания о гармони, которые были бы Вам близки.
— … Вспомнились строки из стихотворения Сергея Борискина:
После труда, в часы досуга,
или у праздного стола,
Гармонь — любимая подруга,
нам верной спутницей была.
Она не только развлекала
и в даль тревожную звала,
Гармошка — выжить помогала
средь равнодушия и зла.
— Могу продолжить…
…Играй, гармонь, назло стихии,
Воюй за правду и добро,
В тебе живёт душа России,
природных звуков серебро!
— Очень меткие слова. Да будет так.
— Сергей, есть ли гармонист, с которым Вам бы хотелось сыграть на одной сцене, в паре?
— С Алексеем Симоновым из Рязани. Гармонистами в их роду были все: прадед, дед, отец, а теперь и Алексей. Мы с ним знакомы, но в паре пока играть не доводилось.
— А какая у ржевского гармониста мечта?
— …Честно? Построить дом.
— Желаю Вам исполнения всего задуманного. Удачи!
Беседовала Ольга ЖДАНОВА