СЕВЕРНОЕ БЕЗДОРОЖЬЕ

 

— Эту дорогу мне еще Воробьев обещал, — машет рукой пенсионер Валерий Горлинский, показывая ухабы и ямы, ведущие к его дому. — Говорил: вот будем какое-нибудь здание сносить, битым стройматериалом отсыплем вам дорогу!

Нет уже давно тех зданий, которые долж-ны были послужить основой этой проселочной дороги. Нет заместителя главы по дорожному хозяйству Владимира Воробьева — на этих должностях уже не раз менялись люди. И дороги к дому пенсионера как не было, так и нет.

Валерий Самсонович живет на городской окраине Ржева уже двенадцать лет. И все эти годы мается с бездорожьем. И своих сил справляться с этой бедой с каждым годом все меньше.

— Вот видите, какая свалка у нас на пустыре была? — показывает он фотографии, которые принес с собой в редакцию. — Всю её я вот этими руками убрал! С дорогой только ничего сделать уже не могу. Раньше нанимал грейдер и трактор хотя б раз в год за свои средства. Дорогу подсыпал. Сейчас на это просто денег нет — мы и так все в кредитах. Сноха — студентка, сын без работы остался — домостроительный комбинат им зарплату за полгода так и не вернул. На копейках сидим, не до дороги. А результат — весной сын так завяз на своей машине, что его УАЗом вытянуть не могли, только трактор помог. И то только на третий день!

В этот край не проедет ни «скорая», ни педиатр к маленькому ребенку. Случись что (не дай Бог) — ни пожарная, ни полиция тоже не доберутся.

Валерий Самсонович раньше жил под Ангарском, в поселке Северный. Сейчас — в Ржеве, на улице Северная.

— Вот все говорят — Сибирь, медвежий угол, нет дорог! В Сибири такого безобразия, как здесь, не увидишь. Вот где действительно отсутствие дорог, так это в нашем Городе Воинской Славы. В нашем медвежьем углу даже направлений нет, не то что дорог… Вот недавно слышал по телевидению, что президент выделил 2,5 миллиарда рублей на обустройство дорог в Тверской области. На нашу, видать, опять не хватит…

Скорее всего, он прав. В Шихино, как и на других городских окраинах, и грунтовые дороги, и те, которые раньше имели асфальт, сплошь покрыты ямами. На них в муниципалитетах никогда нет денег. На восстановление асфальта остается только надеяться — надежда, как говорят, умирает последней. Гораздо раньше умрут, и не раз, подвески автомобилей, на которых жители добираются до твердой земли и обратно. Можно надеяться на грейдирование, но для этого придется не раз напомнить о себе и своей дороге городской администрации, которая без заявки от жителей вряд ли вспомнит о необходимости включить участок в задание службам благоустройства… Да и если включат — это вовсе не гарантия, что грейдер дойдет. А если дойдет — улучшение будет, скорее всего, очень временным, потому что дороги нужно не только грейдировать, но и подсыпать дорожным материалом. Вот так и сидят жители частного сектора круглый год в грязи и ямах.

В сегодняшних муниципальных реалиях, когда город или район не может самостоятельно ни построить, ни отремонтировать дорогу, а должен для этого войти в областную программу, вложиться в проект и добиться утверждения на региональном уровне (только так можно получить деньги на эти цели), с периферийными дорогами вообще все плохо. Чем меньше населенность этого участка — тем меньше шансов на программу ремонта. Выходом может стать программа поддержки местных инициатив, но для этого жителям нужно не только собраться всем и подготовить проект, но и финансово в нем поучаствовать. Таких примеров в нашем городе пока не было.

От теории вернемся к бездорожью улицы Северная. Сегодня, после нескольких сухих недель, там с черепашьей скоростью можно попытаться проехать на легковушке. Можно даже попытаться выровнять дорогу грейдером. Однако это улучшение — ненадолго, потому что дороги, по сути, нет. Есть накатанная в поле колея, края которой по уровню ниже обочин. Нет никакого намека на водоотводную канаву, а потому вся влага в дождь устремится именно на эту колею. По сути, это как раз и есть не дорога, а направление к дому Горлинского. И помочь здесь можно только одним: оканавить дорогу и поднять подсыпкой. Причем не точечной, следы которой виднеются на дороге и сегодня, а объемной. Одной машиной щебня тут явно не обойдешься. Будь микрорайон более населенным — можно было бы рассчитывать на помощь городских властей, но в нашем случае дорога ведет всего к двум-трем домовладениям… Сегодня их жители фактически отрезаны от мира. Между тем, окраина Шихино, где находится улица Северная, постепенно обрастает новыми домами. У Горлинского появляются соседи, проблема становится общей. Смогут ли они ее решить? Какое здание в городе надо разрушить, чтобы соорудить здесь хоть какую-то дорогу из строительного мусора? Похоже, это по-прежнему — единственный вариант.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *