Григорий Петрович ПОЛИВАНОВ, участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, офицер в отставке, отличник народного просвещения:  «Я всегда хотел познать тайны ночи, краски дня»

 

— Григорий Петрович, рассказывая в октябре 2017 года о Вашем новом сборнике поэтической лирики, Евгений Ожогин на страницах нашей газеты упомянул, что стихотворения непосредственно связаны с пережитыми событиями. И следующие строки:

Скромность, совесть мать

привила,

А любовь к труду — отец.

Мама часто говорила:

Книга — мудрости венец.

Мне их вечером читая,

Шлифовала сердце мать,

Не скупясь, напоминала:

Нужно всей душой понять…

подсказывают, что любовь к чтению привила именно она…

— Да. Мама сама много читала. Особенно ей нравился Лермонтов. Отец, видя мой интерес к чтению, специально выписал литературный журнал. Я интересовался творчеством Шекспира, Байрона, Гюго, Пушкина, Лермонтова, Твардовского, из прозаиков — Тургеневым, Буниным. В третьем классе знал около ста стихотворений, участвовал в художественных чтениях на школьных самодеятельных концертах.

— Откуда Вы родом?

— Я родился 2 марта 1921 года в станице Койсуг Батайского района Ростовской области. Мое детство и юношеские годы прошли в Предкавказье, в Ставропольском крае, в Черкесске. Школу окончил в Невинномысске в 1940 году. Отец Петр Иванович Поливанов — потомственный железнодорожник, мама — домохозяйка. В семье было четверо детей: я и три сестры.

— Кем Вы мечтали стать?

— Хотел получить литературное образование. Вмешалась война. В 1940 году черкесским военкоматом был направлен в Бакинское училище зенитно-ракетной артиллерии. Там готовили специалистов по борьбе с воздушным противником. Тогда последний раз и видел маму…

— Известие о начале Великой Отечественной войны Вас застало в училище…

— 22 июня 1941 нас подняли по тревоге и объявили, что «страна находится в состоянии войны с Германией. Наши войска несут потери, но мужественно держат оборону». Учебная программа училища была перестроена. Перешли к другим занятиям: изучению материальной части, огневой подготовке, стрельбе из оружия. Больше всего обращали внимание курсантов на рытье окопов, ведь рядом Турция, союзник врага с юга. В сентябре учащихся из числа младшего воинского состава отправили в Москву для получения практических навыков. Нас, кто пришел в училище со школьной скамьи — в октябре. В срочном порядке приняли экзамены по основным дисциплинам, присвоили воинское звание «лейтенант» — и в столицу. Ехали гражданским поездом, видели, как были обеспокоены люди. Наш поезд обгоняли военные эшелоны, что шли на фронт, навстречу шли поезда с ранеными. Пока ехали от Тулы до Москвы, на состав налетели немецкие «Мессершмитты». Поезд остановился, люди стали выбегать, кого-то ранило… Стоны, крики… Тогда я впервые увидел, что такое война…

В 1941 году я написал стихотворение «Москва нас ждет», там есть такие строки:

И плач детей, и женщин крики,

И взрывы бомб, и вой «акул»

Сливались в общий вопль дикий,

В какой-то жуткий, грозный гул…

— Григорий Петрович, какой Вам запомнилась Москва в октябре 41-го?

— Народ суетится, тревожится. Пока шли в казармы, обратили внимание на многочисленные газгольдеры. Какие-то аэростаты заграждения тащили по улице, другие находились уже в воздухе, на высоте два-три километра.

В казарме нас построили в шеренгу и приказали рассчитаться на «первый-второй». Это определяло, кого куда направят. «Первые» пошли на прикрытие Москвы с западного направления, отражали танковое наступление, «вторые» — на юго-восточное направление, в формирующиеся части для зенитно-ракетных войск.

— Ваш расчет был «второй».

— Да, и в качестве командира огневого взвода я попал в 289-й отдельный зенитно-ракетный дивизион. Нас отправили в Краснозаводск. Практику проходили на боевом дивизионе, прикрывающем воздушное пространство Горького (Нижнего Новгорода). Это был важный промышленный центр, выпускающий орудия, технику, стрелковое оружие. Когда получили необходимые навыки, я уже был на должности командира батареи, дивизион направили в Балахну. Там находились гидроэлектростанция, обеспечивающая электроэнергией Горький и бумажный комбинат. Аэродром у немцев был в Калуге. Налеты они совершали, как правило, ночью и на большой высоте. Мы не могли вести прицельный огонь. Наши зенитно-артиллерийские средства обеспечивали доводку на цель с помощью оптических приборов, и ночью мы могли вести только заградительный огонь. Когда не было налетов, занимались обучением личного состава ведению огня, отрабатывали скорость реакций.

— Личный состав — только мужчины?

— Смешанный состав: девушки, женщины, взрослые мужчины и юноши. Женщины были даже на орудиях.

Объект в Балахне охраняли до июня 1944 года. Немцы летали уже не так часто. Качество стрельб было хорошее, и нас направили оборонять воздушное пространство Пскова. Разместились в разрушенном госпитале. Уходя из города, немцы везде, даже в предметы обихода, закладывали взрывчатые вещества. Душа болела за своих солдат. Как ни инструктировал, одному солдатику оторвало руку. Попало, конечно, мне за это. Через полтора месяца пришел приказ сменить огневую позицию и отбыть в Таллинн. Приехали и увидели, как люди с метлами очищают город. Какая любовь к родному месту! Какая вера в Победу! Там я и встретил 9 Мая, уже в звании старшего лейтенанта.

— Кто принес весть о победе?

— К нам бежала девушка-телефонистка и кричала: «Война кончилась, война кончилась!» Радости было столько! Сержант просил: «Григорий Петрович, давай, последний раз ухнем?» Зарядили орудие и выстрелили. Через неделю пришел приказ о расформировании дивизиона. Собрали на прощание стол, поблагодарил всех за мужество. С теми, кто остался, создали учебный корпус. Я в него попал как командир батареи. Через полгода выпустили сержантов, и для прохождения дальнейшей службы меня направили в Ленинград. Служил в районе Девяткино на реке Охте, в тех местах еще Тургенев любил отдыхать. После выполнения отличных стрельб меня сначала назначили начальником штаба полковой школы, позже — начальником полковой школы.

1952 год был тревожным. Активные боевые действия велись между Северной и Южной Кореей. Южную Корею поддерживала Америка, Северную — Китай. Все события происходили у наших восточных границ. Нас, кто пережил Великую Отечественную войну, это очень беспокоило. Для страны возникла необходимость формирования новых частей и соединений, призыва в армию офицеров запаса. Выполнение этой задачи непосредственно касалось и меня.

— На момент окончания войны Вы приобрели большой практический опыт в военном деле, но оконченного образования не имели.

— Экстерном сдал экзамен по программе Севастопольского училища зенитной артиллерии и окончил Высшую офицерскую школу.

С конца 1959 года служил в Ржевском корпусе ПВО. В запас был уволен по выслуге лет, в звании подполковника, в должности старшего офицера оперативного отдела корпуса.

— В какой сфере деятельности нашел себя офицер запаса?

— В 1968 году мне предложили стать военным руководителем, выбрал железнодорожную школу N№ 23 Октябрьской железной дороги. Проработал в образовании тридцать лет, преподавал основы начального военного дела. На базе 23-й школы происходило становление начальной военной подготовки всех ржевских школ. Я давал открытые уроки для военных руководителей школ города, района, военных руководителей школ по всей Октябрьской железной дороге.

— Уверена, Ваши воспитанники не забывают своего учителя.

— Да, спасибо им за внимание. За трогательные, искренние слова благодарности, что я был умеренно и необходимо строгим, это в их становлении как мужчин сыграло немаловажную роль. Как мог, я старался прививать и развивать в них чувство ответственности и дисциплины.

— Вы всю жизнь бок о бок с молодежью…

— Современная молодежь становится все активнее, умнее. Как иначе, надо уметь приспосабливаться к меняющейся обстановке. А вот осознанности в поступках и действиях молодым недостает. Перестройка 90-х годов многое испортила. Раньше воспитание шло от октябренка до коммуниста. Когда эти организации были распущены, ребята начали создавать свои, в подвалах. Стало преобладать уличное воспитание. Многие получили неправильную закалку. Нарушились понятия семьи и дружбы.

— Писать Вы начали еще будучи школьником. С тех пор карандаш и записная книжка всегда были с Вами?

— Я всегда хотел «познать тайны ночи, краски дня». Издал пять книг: со стихами, поэмами, баснями. В этом помогли Александр Харченко, глава Ржевского района Валерий Румянцев. Если кто заинтересуется, познакомиться с моими произведениями можно в библиотеке им. Островского. Вся моя биография в стихах: о родной деревне, о маме, об однополчанах, о сослуживцах, о местах службы, о Ржеве, о природе, свои стихотворения я посвящал жене, детям, невестке Тамаре.

— Как Вы познакомились с будущей женой?

— Служил в Ленинградской области. В поселок Мурино ходил на танцы, смотрел на девушек, мечтая найти свою единственную, которая станет мне хорошей женой и другом, а нашим детям — замечательной матерью. И повстречал ее. Маша была помладше меня, тоже участница войны, боец-разведчик партизанского движения. Девушка хлебнула горя. В течение года мы друг к другу присматривались. Потом пригласил ее на новогодний вечер в полк. Вместе встретили 1948 год.

Улыбка милой Маши

Застенчивой была…

Сближались судьбы наши

Для общего тепла…

…написал я тогда. 25 апреля этого же года поженились. Вырастили двоих детей, Валерия и Татьяну. Дочь назвали в честь моей первой учительницы. У них даже отчества сошлись. Татьяна живет и работает в Краснодаре. У меня двое внуков и двое правнуков. Сын был военным, его уже нет с нами. В декабре 2017 года не стало Марии Николаевны…

— А весной вы отметили бы
70-летие совместной жизни… Григорий Петрович, как пронести близкие отношения через всю жизнь?

— Мы были друзьями, с общими интересами к театру, стихам. Рядом друг с другом мы чувствовали покой, много разговаривали. Над отношениями должны работать два человека, только тогда будет гармония в семье. Машина улыбка была для меня лекарством…

— Вы живете в Ржеве уже более шестидесяти лет. Конечно, город меняется…

— Моя первая встреча с городом — конец 1959 года.

…Сгоревший сад мне Ржев

напоминал,

И выжить — убедительно старался…

Благодаря труду ржевитян город менялся. Меняется и сейчас, конечно, в лучшую сторону.

Я поддерживаю переписку со своей родной школой N№ 2. Отправил туда две свои книги, педагоги дополнили ими школьную комнату Боевой славы. В одной из них — стихотворение, посвященное школьным годам, в нем я упоминаю выпускника нашей школы Героя Советского Союза Василия Антонова. Мы с ним были очень дружны. Продолжаем дружить и с его младшей сестрой Ольгой Максимовной Антоновой.

— Григорий Петрович, номер «РН» выйдет как раз в день 73-й годовщины Победы…

— Вы о пожеланиях? Скажу. Желаю ржевитянам доброго здоровья, счастья, благополучия, мирного неба над головой, искренней и преданной дружбы.

— Спасибо Вам за Победу. Здоровья, творческого вдохновения, радости за родных и близких.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *