Есть музыка, и в ней спасенье

 

Что за звуки! Неподвижен, внемлю

Сладким звукам я:

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя.

М.Ю. Лермонтов

19 мая в Литературной гостиной Центральной библиотеки им. А.Н. Островского прошел юбилейный концерт народного самодеятельного коллектива Муниципального ансамбля камерной музыки под управлением Александра Иваненко.

Ансамбль, которому руко-плескали ценители инструментальной музыки Европы XVIII века, тридцать лет выступал на многих сценических площадках Ржева и Тверской области, а также в городах-побратимах Силистре (Болгария), Катринехолм (Швеция), Сало (Финляндия). В разные годы народный самодеятельный коллектив был лауреатом, дипломантом Всесоюзных и областных фестивалей и конкурсов.

Ржевитяне внимательно следят за творчеством этого уникального коллектива, созданного в 1988 году по инициативе педагогов Ржевского музыкального училища, пожалуй, единственного в Тверской области, где бы играли музыканты такого высокого уровня.

Юбилейный концерт был посвящен памяти Натальи Иваненко, ведущей скрипачки ансамбля, преподавателя музыки, которая совсем недавно ушла из жизни.

Наталья Леонидовна играла в камерном ансамбле со дня его основания. Вместе со своим супругом Александром Иваненко и другими участниками она была истинным пропагандистом музыкального искусства. Свою безграничную любовь к музыке Наталья Леонидовна сумела передать и ученикам, и своим детям, которые по примеру родителей тоже стали музыкантами. Егор — скрипач, окончил Московскую консерваторию, работает в театре оперетты. Алексей — виолончелист, тоже окончил московскую консерваторию и работает в Москве, в камерном оркестре московской филармонии. Дочь Мария — пианистка. Заканчивает московское музыкальное училище им. Гнесиных.

И сегодня младшие Иваненко играли вместе с камерным ансамблем в память о Наталье Леонидовне, светлый образ которой навсегда останется в сердцах всех ржевитян, знавших этого
талантливого музыканта и педагога, замечательного
человека.

В юбилейный концерт была включена музыка разных эпох из разных программ за тридцать лет. Вместе с артистами зрители совершили экскурс в историю, мысленно перенеслись на 200-250 лет назад, в эпоху, когда жили, творили, любили гениальный австриец Вольфганг Амадей Моцарт, чех Йозеф Мысливечек, и наши русские талантливые композиторы Максим Березовский и Евстигней Фомин; побывали в «Музыкальном Лондоне» и Германии XVIII века, познакомились с немецкими, австрийскими, польскими и итальянскими композиторами эпохи барокко.

Настоящим подарком ржевитянам стало выступление гостьи из Москвы — певицы Галины Мурадовой (филармоническое сопрано), которая исполнила кантату итальянского композитора Филиппо Герардески и арию Генделя.

В преддверии юбилея я побеседовала с руководителем муниципального ансамбля камерной музыки Александром Иваненко, который рассказал о том, как все начиналось 30 лет назад.

— В 80-е годы в Ржевском музыкальном училище работали высокопрофессиональные педагоги, по инициативе которых были созданы музыкальные ансамбли и оркестры, где играли студенты вместе с преподавателями. Но потом мы захотели создать свой профессиональный коллектив и выступать с концертами.

В первом составе ансамбля играли супружеские пары: скрипачи Александр и Наталья Иваненко, Анатолий и Любовь Беловы (контрабас и скрипка), альтист Павел Вознюк, виолончелистка Эвелина Трунева, флейтист Геннадий Левин. Потом в разное время с ансамблем работали Игорь Антипов, супруги Ольга и Игорь Стариковы (скрипка и клавесин) и пианистка Елена Казина. Все — талантливые музыканты с высшим образованием. В 1988 году вышла первая афиша, которая приглашала ржевитян на концерт камерной музыки. Так состоялось знакомство ржевских зрителей с коллективом ансамбля и творчеством зарубежных композиторов XVIII века.

— Музыка эпохи барокко — основное направление нашего ансамбля, — продолжает Александр Анатольевич. — Две скрипки, альт и виолончель, которые усиливаются контрабасом и клавесином — в таком составе выступаем с концертными программами на разных сценических площадках, а также в школах города Ржева.

Сейчас будем перестраивать программу, так как нет с нами Натальи Леонидовны. Это невосполнимая утрата и как музыканта, и как человека…

Стоит вспомнить, что в 1993 году в Москве по заказу ржевских музыкантов был сделан клавесин мастером Николаем Полозковым, который стажировался в Германии и Англии, обучался изготовлению точных копий музыкальных инструментов XVII-XVIII веков. Играла тогда на клавесине пианистка Ольга Левина.

Мы не просто исполняли музыку эпохи барокко. Сначала внимательно изучали материал. Не так-то просто было найти партитуры той эпохи. Брал у московских друзей, переписывал от руки. Это сейчас можно с помощью интернета заказать любые ноты из разных библиотек страны и мира, а тридцать лет назад, увы, такой возможности не было. До сих пор бережно храню эти пожелтевшие от времени, потрепанные листочки, с которых и началась наша история.

У меня всегда был интерес к старинной музыке XVIII века. Я начал заниматься историческим воспроизведением этой музыки еще будучи студентом (вот уже 30 лет Александр Анатольевич работает в Московской государственной филармонии в ансамбле «Академия старинной музыки»). Ржевитяне, наверное, помнят музыкальное объединение «Ржевконсорт» и великолепные концерты московских артистов, которые выступали в нашем городе.

Непростые времена наступили в коллективе ансамбля, когда было закрыто Ржевское музыкальное училище. Несколько музыкантов уехали из города. Срочно искали замену. Так в коллективе появились скрипачка Ирина Богомолова, виолончелистка Марина Платонова и пианист-ка Татьяна Яковлева. Не так давно пришла пианистка Ксения Быстрова.

В таком составе (Александр Иваненко, Павел Вознюк, Геннадий Левин, Ирина Богомолова, Марина Платонова, Ксения Быстрова) муниципальный ансамбль и выступает перед публикой. Контрабасист Игорь Солохин приезжает по приглашению из Москвы. По возможности играют вместе с ансамблем и дети А.А. Иваненко: Мария, Алексей и Егор, достойные продолжатели семейной музыкальной династии.

Александр Анатольевич признался, что за три десятка лет полторы тысячи концертов сыграли! И всегда программы разные, никогда не повторялись.

Отдельные программы посвящены Германии, Италии, Франции, Англии, России XVIII века. Бах, Гендель, Гайдн, Моцарт, русские композиторы, которые учились в Италии — Фомин и Бортнянский — каждый концерт начинался с истории о том далеком и очень интересном времени, затем сопровождался исполнением произведений определенных композиторов.

Ансамбль выступал не только перед взрослой аудиторией, было немало дет-ских программ, посвященных развитию танца от барокко до чарльстона и джаза. Дети с удовольствием слушали, пели и хлопали в ладоши в такт музыке.

Однажды на фестивале струнной музыки «Волшебная скрипка» в исполнении камерного ансамбля под управлением Иваненко прозвучало произведение неизвестного итальянского композитора конца XVIII века. Ноты были найдены в архиве Пизанской башни и переданы русским музыкантам московского ансамбля, где играет Александр Анатольевич. Так через два года после исполнения в Италии это музыкальное творение услышали и ржевитяне.

— Как же рождаются идеи проведения концертов? — поинтересовалась я у маэстро.

— По-разному. Концертная программа «Лондон», например, родилась тогда, когда мне в руки попали ноты одной из последних симфоний Гайдна. Известно, что великий композитор всегда жил в Австрии, но в конце жизни гастролировал в Лондоне. В столице Великобритании получил огромное признание, после чего, вдохновленный приемом, написал 12 Лондонских симфоний. Когда я увидел ноты одной из них, решил, что обязательно надо сыграть с нашим оркестром. И мы это сделали.

— Ржеву очень повезло, что в ансамбле играют такие замечательные педагоги, талантливые музыканты.

— Это действительно так. Все люди фанатично преданные своему делу. Мы единомышленники, влюбленные в свою профессию. Ко всему, играть в ансамбле непросто. Надо чувствовать друг друга. Ведь ансамбль — это гармония звуков и сердец.

— Сейчас, к сожалению, многие музыканты спрятали свои дипломы и поменяли профессию на более денежную.

— Не вправе их осуждать. Но я благодарен Богу и родителям, что стал музыкантом. Это очень интересная профессия. Как сказал Шостакович, «Музыка — это целый мир». Человек тянется к красоте и это нормально. Но, как и слово, музыка может вдохновить на создание новых шедевров, а может больно ранить сердце. Когда-то в армии, в госпитале, я играл на скрипке для тяжелораненых афганцев «Полонез Огинского», и один из солдат заплакал и попросил не играть дальше — настолько музыка пронзила его истерзанную, искалеченную войной душу.

— Как прав был Лев Толстой, когда сказал: «Музыка — высшее в мире искусство».

— О музыке не надо много говорить, ее надо слушать.

— Александр Анатольевич, хотелось бы привлечь молодежь в ансамбль?

— Конечно. Но сегодня молодых в наш провинциальный город никаким калачом не заманишь. Концертного зала нет, достойной оплаты за выступления — тоже. Умом понимаю: пора бы уступить место молодым, но, увы, пока некому.

— Поэтому будем ценить то, что есть сейчас. Спасибо вам, Александр Анатольевич, и всему коллективу ансамбля камерной музыки за то, что вы несете культуру в народ. Вы и есть те самые праведники, без которых не стоит ни село, ни город наш. Еще раз с юбилеем и творческих вам успехов!

Елена Сооляттэ

Фото из архива

А. Иваненко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *