Александр Смирнов, тренер по велоспорту спортивной школы № 1: «ВЕЛОСПОРТ — ЭТО ПОТ, КРОВЬ, СЛЕЗЫ И ТЕРПЕНИЕ»

 

— Александр Анатольевич, Ваши воспитанницы Дарья Забродина и Мария Корнева победили на первенстве Москвы. Хороший повод поговорить о велоспорте, тонкостях тренерского труда и многом другом. Хороший тренер, по мнению Олега Тинькова, должен быть «требовательным, но человечным». Он считает, что с каждым годом тренерский состав становится слабее. В худшую сторону меняется отношение к своей работе, к воспитанникам. Действительно, существует такая проблема?

— К сожалению, он во многом прав. Возраст тренеров в велоспорте, способных готовить результативных спортсменов и поднять этот вид спорта, плюс-минус 50 лет. Это еще та закаленная советским спортом когорта, выросшая на его успехах, впитавшая дух настоящего тренерства от своих великих наставников. Таких, как Капитонов, Горюнов.

Если говорить о том, почему так происходит, то начать нужно с того, что тарификация тренера теперь делается «по головам». Она зависит не от спортивных успехов, а от количества тренирующихся. Подмена достижений массовостью — путь неправильный. Мне пару лет назад дали «потрясающий» совет: «Куда вы рветесь? Зачем вам это надо? Пришли, побегали, попрыгали, покатались на велосипеде — и домой». Но ведь мы работаем с детьми! Их нельзя обманывать. Да их и невозможно обмануть. Любой режиссер вам скажет, что детский фильм снимать гораздо сложнее. Дети сразу чувствуют фальшь. И если ребенок, приходя на тренировку, увидит, что тренеру, по большому счету, наплевать на свою работу, а тренировка больше похожа на велосипедную прогулку, то ему просто станет скучно. Но как только появляется результат, сразу же загорается огонек в глазах, появляется желание сделать больше, достигнуть новых высот. Победа над собой, над соперником, победа в соревновании — вот смысл спорта.

— То есть, «главное — не победа,
а участие» — это не спортивный лозунг?

— Конечно, нет! Я часто повторяю детям, что соревноваться надо с лучшим, а не с равным. Почему я стараюсь им устраивать встречи со своими знакомыми спортсменами — мастерами международного класса, чемпионами Европа и Мира? Им нужны вдохновляющие примеры, они должны видеть людей, которые смогли достичь высот в спорте, им нужно на кого-то равняться! В этот раз в Москве Даша Забродина сфотографировалась с чемпионкой Европы, призером чемпионата Мира, призером Олимпийских игр Дарьей Шмелевой. Мы пообщались с чемпионом Мира Денисом Дмитриевым, с чемпионками Европы Лидой Малаховой и Гульназ Бадыковой. Все эти люди входят в состав сборной России. Это важно! Мои воспитанники должны равняться на лучших.

— Очевидно, Ваша установка работает. Ваши спортсмены буквально прославили Ржев своими медалями. А каковы Ваши личные отношения со спортом?

— Вы, наверное, не поверите. Но я рос ужасно больным и «дохлым» ребенком. В первом классе пришлось «просидеть» два года — лежал в больнице с пороком и ревматизмом сердца. Я был таким доходягой, что по мне можно было анатомию изучать. До 7-8 класса жил на уколах и таблетках. Кололи так, что ноги отказывали. От физкультуры я, конечно, был освобожден. Но двигаться-то хотелось — мальчишка же! И я тайком от родителей и знакомых носился, играл с ребятами во дворе. Все плавают, а я не умею… Я тайно бегал на Волгу. Все лето учился плавать, с камня нырял, греб по-собачьи, и к осени научился. Ходил смотреть, как другие играют в волейбол, баскетбол в ДК «Электромеханика». И однажды меня пригласили поиграть. Так и начал двигаться. А потом в техникум пришел со справкой-освобождением. А там преподавал Иван Иванович Быстров. Он мою справку вложил в журнал, чтобы никто ее не видел. И велел в спортивной форме приходить. Нагрузки сначала давал вполовину от тех, которые выполняли все, а потом вызвал моих родителей и велел им купить мне велосипед. С этого момента, пожалуй, все и началось. У меня от дома до магазина было всего 100 метров, но я их уже пешком не проходил, за хлебом — только на велосипеде. Пошел в секцию в ДК. Через полгода меня в больнице сняли с учета, сказали — здоров. Первую свою гонку я хорошо помню. За мной единственным ехала скорая помощь, на всякий случай. Но из 80 стартовавших участников я приехал шестым. На следующий год уже в тройке призеров был, стал выступать за город, за область. К сожалению, два года в армии поставили крест на моей «велосипедной» карьере. Как я ни старался, на прежний уровень выйти уже не удалось. Да и велоспорт в городе, к сожалению, заглох. И я 35 лет играл в баскетбол. Вернулся в велоспорт уже тренером, когда в Твери открылась школа им. В.А Капитонова и Тверь предложила создать филиал в Ржеве. Нас было три тренера: В.Н. Воронов, Ю.Н. Евсеенко и А.А. Смирнов. Получается, что «выжил» только я.

— Вдохновляющая история. Особенно для современных детей, большинство из которых крепким здоровьем не отличается, да и для их родителей тоже.

— Очень хорошо, что Вы о родителях вспомнили. Я беру абсолютно всех детей, с любыми физическими данными. Если ребенок хочет заниматься велоспортом, ему отказывать нельзя. Лишь бы глазки горели. Обычно через две-три недели уже видны его задатки и способности. Но вот тут-то как раз очень многое зависит от родителей. Многие, пугаясь серьезных нагрузок, начинают детей «расхолаживать», позволяют пропускать занятия, чрезмерно переживают из-за неизбежных в любом спорте мелких травм. Но ведь идет тренировочный процесс! Мамы — это вообще страшное дело. В общем, важны не только желание ребенка, но и воля родителей, стремление помогать ему, а не мешать. Вспомню одного своего воспитанника, Никиту Никитина. Его родители сделали все, чтобы Никита занимался в полную силу. И Никита «поехал», выиграв все региональные гонки и вошел в состав сборной команды «Русь». Было тяжело всем, но результат подтвердил правильность действий.

— Сколько детей за время существования секции прошло через Ваши руки?

— Более 350 человек. Хотя ко мне, как к тренеру, отношение всегда было «особое». Главным козырем моих оппонентов являлось отсутствие высшего образования. Но ведь для тренерской работы важнее, чтобы что-то было в голове и сердце, чтобы желание было работать с детьми, чувствовать их. И потом, правильно говорят: сколько бы тебе лет ни было — учись! Что я всегда и делал. С каждой поездки на соревнования я что-то беру для себя, применяю в тренировочном процессе. Я закончил Великолукскую государственную академию физической культуры, и диплом о высшем спортивном образовании теперь есть.

— Но ведь и велоспорт не стоит на месте?

— Конечно! Все меняется. Когда я занимался — велосипед весил килограммов 11-12, а сейчас гоночный велосипед для трека всего 6,5, для шоссе — 7,4 киллограмма. Это огромная разница, влияющая на скорость и результат. Техника тренировок, методики — все стремительно меняется.

— Ваши дети тренируются пять дней в неделю по два-три часа, один день — бассейн. Все ли выдерживают такие нагрузки?

— Ну, в бассейне-то все выдерживают. Там они проплывают положенное. А потом уж могут резвиться, как хотят. Это же просто дети. А вот на трассе или стадионе перед ними стоят сложные задачи, которые они должны выполнить. Я веду дневник, они ведут дневник. Мы отслеживаем результаты, анализируем успехи и неудачи. Попытки «профилонить» на тренировке, пропуски без уважительной причины сразу же отражаются на результате. Наш спорт — это пот, кровь, слезы и терпение. Этого не надо бояться. Это надо понимать. Как ты подготовился — такой результат и получишь.

— Вы большое внимание уделяете питанию Ваших воспитанников.

— Питание для велосипедиста — основа всего. Все несложно на самом деле: питание должно быть здоровым. Рацион строго расписан. Строжайший запрет на общеизвестные «вредные» продукты. Я сразу пойму, что во фляжках не положенная вода, а газированный напиток — это скажется на скорости и общем состоянии ребенка. Газированная вода выливается на землю, а провинившиеся отжимаются и бегают до седьмого пота. У нас и многочасовое сидение перед компьютером под запретом. Максимум пара часов в неделю. Отбой в 10-10.30. Подъем в 6.30-6.45.

— Да, жизнь у юных спортсменов нелегка. Достижения даются тяжелым трудом. Но зато как сладок вкус победы…

— Конечно. Наши ребята постоянно участвуют в серьезных соревнованиях и побеждают. Я вот вспомнил уже Никиту Никитина. Но были еще Игорь Продан, Максим Вихров, другие ребята. Максим, кстати, работает учителем физкультуры в первой школе. Очень хочу забрать его к себе вторым тренером. Это было бы здорово! Вдвоем мы смогли бы совсем по-другому наладить тренировочный процесс. Но, увы, у города нет денег на второго тренера. Как и на новые велосипеды, ремонт, оборудование для зала, форму, поездки на соревнования. Проще говоря, вообще ни на что нет. Мы выживаем на голом энтузиазме, спонсорской помощи и родительских кошельках. А ведь городу этот спорт нужен! Если по-настоящему взяться, Ржев мог бы стать тренировочной базой федерального уровня. Ведь на самом деле велоспорт, и об этом даже Президент Федерации Вячеслав Екимов недавно на конференции говорил, это спорт такой полуподпольный у нас в стране. Нет велодорожек, на трассах спортсмены всем мешают. Ржев в этом смысле идеальное место. Мы между Питером и Москвой. Шоссе у нас великолепные, рельеф. Я пытался разговаривать в Москве на эту тему. Всем здесь очень нравится. Сам Капитонов когда-то после посещения Ржева сказал, что ему бы очень хотелось, чтобы школа была здесь, а не в Твери. Сейчас пока все деньги в стране брошены на футбол. Но я эту мысль не оставляю! Буду делать все, что могу.

— Александр Анатольевич, спасибо большое за интервью. От души желаю успеха Вашим воспитанникам, а Вам — терпения в Вашем нелегком труде.

P.S. Признаюсь честно, готовясь к интервью, я не знала об еще одном увлечении тренера Смирнова — поэзии. А ведь стихи говорят о человеке намного больше ответов на вопросы интервью. С разрешения Александра Анатольевича привожу несколько строк, вышедших из-под его пера.

Хочу на мир рукой махнуть

И запереться в старом доме.

На часик время обмануть,

Достать все мысли, словно в коме.

Не слыша шума городского,

Не слыша праздной суеты,

Почувствовать тепло родного,

От дымохода угольки.

Все промелькнет: утраты, слезы,

И радость встреч, и боль потерь.

Родные лица, цвет мимозы

И школьный старенький портфель.

И ранним утром, в мгле тумана,

Когда стоит он над землёй.

Течет река, и без обмана

Сижу с открытою душой.

Как мал тот час, что мне дарован.

Как мал тот путь, что мы живём.

Воспоминаньем околдован.

Как жаль, прошло, вперёд идём.

Беседовала Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *