ОТКАЗАТЬ В ПОМОЩИ Я НЕ ИМЕЮ ПРАВА

 

В деревне с таким светлым названием по определению должны жить только добрые и хорошие люди. Так и есть. По крайней мере, мне повезло встречаться именно с такими людьми в деревне Светлая сельского поселения Чертолино.

Дорога от трассы бежит через Свистуны, Лаптево, в Светлую, мимо Свистуновской участковой больницы, в которой вот уже 38 лет трудится медсестрой Любовь Цветкова.

Познакомилась я с этой замечательной женщиной совершенно случайно. Пару лет назад Любовь Васильевна позвонила мне и рассказала о хороших людях из маленькой деревушки на краю района, о которых обязательно нужно написать в газете. И я к ним съездила и написала. Люди действительно хорошие. С тех пор друг друга с Любовь Васильевной из виду мы не теряли.

Встречаются в жизни такие люди, как я их называю «друзья всех друзей». Любовь Цветкова — из их числа. Добрые, отзывчивые энергичные, веселые, гостеприимные и жизнерадост-ные, готовые всегда прийти на помощь — словом, душа нараспашку. Рядом с такими людьми проблемы тускнеют, уходят на второй план, а жизнь становится ярче и добрее.

Без сомнений, с такими качествами характера Любови Васильевне было предопределено стать медиком. Тем более что пример был всегда перед глазами. Она родилась в Свистуновской больнице, потом ходила в школу мимо нее. Все детство играла во врача. После окончания Чертолинской десятилетки, вместе со своими одноклассниками отличница Люба Пирожкова решила получить профессию стоматолога в Твери. К сожалению (или к счастью для Свистуновской больницы), после 10 класса в техникум не принимали, только после восьмого. Поэтому выбор пал на Ржевское медучилище, окончив которое, в 1980 году Любовь Васильевна (уже Цветкова) приехала работать в Свистуновскую больницу с дипломом медсестры-акушерки и влилась в большой коллектив медиков. Тогда, в 80-х, в участковой больнице было много работы — 45 коек стационара, постоянно востребованных, поскольку жизнь в деревнях кипела, работали колхозы, рядом — оживленная трасса, с которой после аварий пострадавших нередко везли в Свистуны. Позже Любовь Васильевна выучилась на физиомедсестру.

Свистуновской участковой больнице почему-то всегда не везло на врачей, не в профессиональном смысле, конечно. Просто специалисты тут долго никогда не задерживались. А вот средний и младший медицинский персонал оставался практически всегда в неизменном составе. Наверное, потому, что больница часто оставалась без врача, медсестры здесь — специалисты широкого профиля. Любая нештатная ситуация в тупик не поставит. Любовь Васильевна вспоминает, что приходилось и раны зашивать, и гипс накладывать, вместе с коллегами научились читать ЭКГ, чтобы не пропустить инфаркты и инсульты, принимать роды. Последние Любовь Васильевна принимала три года назад — соседская молодая женщина наотрез отказывалась ехать в ржевский роддом. «Тетя Люба, я у вас рожать буду!» — причитала роженица. Так в процедурном кабинете и появился на свет малыш с помощью тети Любы.

Ее главный конек — инъекции, пациенты говорят, что у Цветковой легкая рука, ведь делать уколы и ставить капельницы — тоже надо иметь талант.

Несколько лет назад над Свистуновской больницей нависла угроза закрытия. К счастью, общими усилиями медучреждение отстояли. Теперь здесь гериатрическое отделение на 15 коек, пациенты — пожилые люди, всем за 60 лет. Поэтому отношение к ним особое. Любовь Васильевна признается, что первое время на дежурствах постоянно заходила к ним в палаты, прислушивалась — дышат ли, проверяла — не холодно ли, удобно ли им. Ведь старики лишний раз не пожалуются.

Очередной врач, молодой специалист, в Свистунах не прижился, поэтому больница пока на попечении врача Есемовского ОВОП Михаила Николаевича Глушкова, который регулярно сюда приезжает.

А медсестры прижились. Двое — Любовь Цветкова и Наталья Щербакова живут в Светлой, так что жители деревни под постоянным неусыпным контролем медиков.

— И домой приходят за помощью?- спрашиваю Любовь Васильевну.

— А как же, — улыбается она. — Ночь-полночь, в выходной, никому никогда в помощи не отказываю. — И уже серьезнее добавляет — Я просто не имею на это права.

Моя героиня в шутку говорит, что добрая половина ее пациентов — так или иначе являются ее родственниками. Родом Любовь Васильевна из деревни Седнево. Все родные по отцовской линии из этих мест, а по маминой — из Половинино. Мужнина родня — из Старых Кузнецов. Так что, как ни крути, получается, что каждый второй в округе Любови Васильевне — родственник.

Сейчас Седнево уже нет на карте района. Разъехались жители, старики поумирали, а дома до сих пор стоят, крепкие, хорошие. И липы живы, которые в деревне специально сажали, потому что почти в каждом доме держали пасеку. Любовь Васильевна с подачи двоюродной сестры (тоже Любы) решила организовать в этом году 25 июня праздник для всех бывших жителей Седнево, в день Анны Кашинской, престольного празд-ника деревни.

— Соберемся, накроем столы под липами, песни споем, вспомним нашу веселую молодость, наших родителей, соседей, — говорит Любовь Васильевна. — Мы в своей деревне жили очень дружно и весело. Праздник Анны Кашинской отмечали у нас с размахом. Поутру мужчины отправлялись ловить рыбу на речные омуты, на пруды. Потом женщины рыбу чистили, запекали на больших противнях, накрывали столы, и деревня гуляла. А частушек сколько пели!

Их Любовь Васильевна знает без счета. Что помнит от мамы, некоторые частушки услышала от бабушек — своих пациенток. Специально расспрашивала.

— Ой, спасибо тебе, мама,

Что веселой родила,

Хоть и горе, и беда,

Все равно я весела,
продемонстрировала мне одну из своих самых любимых частушек моя собеседница. — Всякие знаю, и с «картинками», а как же без них, — смеется.

Ни за что не увидишь на лице этой женщины пережитое, боль утрат, невзгоды. Никому не показывает, храня печаль глубоко в сердце.

Три года назад Любовь Васильевна овдовела. Ее верный друг, супруг Алексей ушел из жизни рано, в 60 лет. А вместе они прожили всю жизнь.

— Хорошо жили… — вздыхает она. — Поженились, когда я в медучилище училась. А познакомились еще в школе. Муж работал механизатором, а вообще, на все руки мастер был. Для больницы, для деревни — палочка-выручалочка. Что где приварить, отремонтировать, водопровод починить — любая работа в его руках спорилась.

Цветковы вырастили двух замечательных, трудолюбивых и добрых детей. Наташа живет в Ржеве, работает на «Рыбке» с самого основания предприятия. Сергей долгое время работал в полиции. Любовь Васильевна вспоминает его командировку в Чечню как страшный сон:

— Помню, как провожали ребят, а сколько их тогда не вернулось домой обратно… — на ее глаза наворачиваются слезы. — Я тогда в полной мере ощутила, что такое война, каково это — ждать и бояться каждый день…

С тех пор отношение к войне особое. И каждый год 22 июня Любовь Цветкова участвует в акции «Свеча памяти» на Сишке, вместе со всеми опускает венок на воду в память о тех, кто не вернулся с войны. В этом году Любовь Васильевна впервые стала участницей «Бессмерт-ного полка», несла фотографию своего деда Василия Белокурова, который пропал без вести в 42-м…

Бережное отношение к памяти, к традициям, к семье, родным Любовь Васильевна теперь прививает внукам. Их у нее трое — Арина, Катя и Арсений. Арина живет у бабушки в Светлой, здесь учится в Чертолинской школе. Остальные частенько приезжают в гости. Вот и сейчас гостят.

Гостеприимный дом Цветковых всегда открыт не только для родни, но и для друзей, знакомых. Любовь Васильевна как хорошая хозяйка тут же накроет на стол, угостит на славу. Вот и меня просто так не отпустила — накормила своей фирменной запеченной рыбой. Праздники здесь любят и отдыхать умеют. Потому что будни в деревне непростые: хозяйство, огороды, работа.

В свое время муж предлагал купить Любови Васильевне скутер. Его даже насмотрели в Твери. Но тогда сесть за руль она так и не решилась. Муж был хорошим водителем, да и своя машина была.

Впрочем, скутер все же появился, сын Сережа купил маме в подарок. И теперь Любовь Цветкова лихо проносится по деревенским улицам на своем желтом скутере. Мобильность ей необходима, поскольку Любовь Васильевна еще является и сотрудником соцзащиты, ухаживает на дому за престарелыми людьми. Сейчас у нее на попечении одна старушка, о которой она заботится.

— В соцзащите зовут переходить к ним на постоянную работу, — говорит Любовь Васильевна. — Но как же я свою больницу брошу, с коллективом сроднилась за столько лет…

В свое время Любовь Цветкова мечтала жить в городе, родной дядя звал на Урал, там живет сейчас брат Николай. Но не сложилось как-то с городом, деревенская жизнь затянула, о чем моя героиня теперь ничуть не жалеет.

— Красивые у нас места, люблю свой край дорогой, — признается она. — Деревня наша большая, 30 домов, есть и молодежь, много ребятишек, клуб, в котором кипит жизнь. А люди у нас какие живут хорошие!

И вправду, хорошие. Обещаю, в деревню Светлая мы еще обязательно вернемся, потому что о многих ее жителях хочется рассказать нашим читателям.

На прощание моя собеседница похвасталась своими клумбами, что в изобилии разбиты у ее дома перед забором, чтобы все прохожие могли любоваться цветущей красотой. Мне кажется, что это сразу многое объясняет о хозяйке дома, ведь Любовь Цветкова такая во всем — главное сделать доброе не для себя, а для людей.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *