«От лесных духов к современнику»

 

Так называется выставка резчика по дереву Юрия Иванова из Торжокского района, которая открылась 2 июня в Выставочном зале. Вниманию зрителей в малом зале представлены 33 произведения: декоративные маски-панно, бюсты известных соотечественников, которые, уверена, заинтересуют зрителей.

«Там чудеса, там леший бродит…» — невольно приходят на ум пушкинские строки. Кажется, что попал в сказку, где всюду подстерегают злые и добрые лесные духи; бородатые, усатые лешие, хитро прищурив глаза, смотрят, посмеиваясь, злясь, удивляясь или негодуя.

Однако деревянные бюсты Федора Достоевского, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Максима Горького, Сергея Есенина возвращают в реальность, и ты понимаешь: волшебство где-то рядом, стоит только захотеть, как окажешься в волшебной стране — деревянной сказке, созданной самобытным мастером Юрием Ивановым.

Юрий Иванович родился в 1944 году в Татарстане. Затем вместе с родителями уехал в Тверскую область, на родину деда и прадеда, в Торжокский район, деревню Упирвичи. По окончании школы работал учеником токаря на заводе в Ленинграде. Армейскую службу проходил в престижном Кремлевском полку, в Москве. Жизнь его круто изменилась, когда по зову комсомола поехал в Сибирь. Работал в геолого-разведочной партии на Колыме. В скалах получил тяжелую травму, поэтому пришлось сменить профессию. Сначала работал в автомастерской. Затем предложили возглавить Дом культуры. Со школьных лет Юрий увлекался художественной самодеятельностью и спортом, поэтому согласился. И 22 года руководил очагом культуры на селе. Позже возглавил на Колыме администрацию поселка Дебин. А через некоторое время решил вернуться на тверскую землю. Построил дом рядом с отцовским, где живет со своею семьей. У Юрия Ивановича две дочери, экономисты по образованию, одна живет в Саратове, другая в городе Энгельс.

Уже в зрелом возрасте увлекся Юрий Иванович резьбой по дереву. Начал с простого — мастерил рамки, наличники, когда строил дом, затем постепенно перешел к более сложным работам. Резьба по дереву — один из древнейших видов изобразительного искусства. К скульптуре его не отнесешь, хотя резчики по дереву создают замечательные скульптуры. К художникам — тоже, хотя эти мастера создают изумительные картины из дерева. Вот и назвали резьбу по дереву декоративно-прикладным видом искусства. Но менее творческой работой она от этого не стала.

— Однажды мне в руки попала книга известной английской художницы Лоры Айриш «Лесные духи и лешие» — уникальное собрание образцов для мастеров резьбы по дереву, — вспоминает Юрий Иванович. — Древесные духи и лешие представлены там как исторические символы, связывающие силы природы с человеком. Книга сразу покорила меня своей самобытностью и талантом. Я взял в руки резец, хотя поначалу не был уверен в окончательном итоге проекта, так как от идеи до ее реализации путь тернист и далек. Но блистательные художественные образы, созданные Лорой Айриш, не давали покоя ни днем, ни ночью. И в результате за 3 года было выполнено 28 работ.

Откуда же взялись эти загадочные персонажи? Образы леших обычно использовали в средневековых орнаментах католических соборов Европы и Британских островов. Впервые они появляются в Риме, а к середине I века н.э. эти существа входят в моду. Упоминания о лешем, или дословно зеленом человеке, можно встретить в Италии, Франции, Голландии, Англии. Образами духов декорировали шкатулки для драгоценностей. Они могли быть ядром архитектурной формы, поддерживали карниз или уголок, украшали посох.

Ассоциируется образ лешего с многочисленными богами и религиозными ритуалами. Вместо листьев древние использовали в качестве акцентирующих линий виноград или колоски пшеницы, отмечая таким образом сбор урожая, рыбу и дельфинов для защиты кораблей, цветы и стилизованную листву для отражения смены времен года.

Леший с «лицом, покрытым листвой» — лишь одна из разновидностей образов: Яблочный Человек, Северный Ветер, Лицо Солнца и Человека с Луны. Это обобщенный образ человека и природы. Сочетая эти образы, художник с помощью человеческих эмоций визуально изображает природу и природные явления. Человеческое лицо северного ветра — гнев и ярость зимней бури, а улыбающееся лицо солн-ца отражает детскую непосредственность. Так с помощью образов художник выражает свое личное отношение к природе. Он наделяет лесных духов эмоциями, которые испытывает по поводу какого-либо природного явления.

Вот улыбающийся, добродушный Майский Король — древесный дух, чем-то напоминающий нашего Деда Мороза с усами и бородой. Листья и ветви, совпадающие с линией волос, украшают его лицо. На голове доброго лешего красуется венок из веток дуба, сосны и ягод.

Грусть и печаль прочитываются во взгляде «Плачущей ивы», гнев и ненависть в маске «Акантовый гнев — Робин Гуд», мудрость и жизненный опыт в «Лице славы». Интересен образ сурового Лиственного духа — «Северного ветра», у которого вместо усов, бровей и длинных прядей волос — листья. Отдельные листики видны у уголков глаз, на кончике носа и подбородке.

А вот Древесный дух — Бог ветра. Часто этот образ выступал в роли предвестника беды или зла. Его волосы растрепал ветер, а листья, ветки и ягоды исчезли. Древесный дух связан с природой не с помощью растительности, а фоном, на котором он изображен. Кора и волокно заменили листья, характерные для образа лешего. Удивительно, как похож он на реального человека!

По этому лесному царству не устаешь бродить бесконечно, разглядывая суровые, хмурые и улыбающиеся, с загадочным прищуром, забавные лица. У одних неимоверно широкий нос, высокие брови, морщинистое лицо, заросшее длинными волосами, у других — веселая, даже озорная внешность.

— Работа с деревом кропотливая, не терпит спешки, требует определенной ответственности, чувства материала, спокойствия и продумывания каждого реза, — поделился секретом мастерства Юрий Иванович. — Каждая вещь, вырезанная из дерева с его неповторимой текстурой, обретает собственный характер, свой особый дух.

Удивительно, как точно мастер сумел схватить и передать эмоциональное состояние своих героев.

— Это очень помогло мне в изготовлении бюстов и барельефов русских землепроходцев, писателей и заслуженных деятелей, — продолжает Юрий Иванович. — Я стал глубже понимать пластику человеческого лица, нюансы его изменения.

Можно долго рассматривать эту необычную выставку, восхищаясь и удивляясь мастерству самобытного художника из тверской глубинки.

Древесина прекрасна сама по себе, своим блеском, рисунком, цветом, ароматом. Она ласкает и зачаровывает взгляд. Она — как живая. «Богосозданным» называют этот материал. А попав в руки истинного мастера, такого, как Юрий Иванов, дерево приобретает вторую жизнь, обретает душу.

Елена Сооляттэ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *