ПРО МОШЕННИКОВ И ДОВЕРЧИВЫХ ГРАЖДАН

 

криминальная история

 

Был поздний вечер. Солнце уже клонилось к горизонту над усталым за день городом. Как раз в это время в одной из квартир, где проживала Мария Ивановна, раздался звонок мобильного телефона. Пожилая женщина смотрела по телевизору очередную мелодраму, а звонок отвлекал ее от самого интересного момента! Она звонков ни от кого не ждала, а посему поморщилась, но все же встала с дивана и взяла в руки сотовый, лежавший на тумбочке.

Слышно было плохо, да еще телевизор бубнил, но все же Марии Ивановне показалось, что звонит ее взрослый сын, проживающий со своей семьей отдельно. И она первая включилась в разговор.

— Это ты? — Мария Ивановна назвала имя сына.

— Я, я, — ответил звонивший, — мне деньги срочно нужны, — была названа довольно приличная сумма, — чтобы дело замять. Я в ДТП попал.

— В какое ДТП? — удивилась женщина. У сына и автомобиля-то никогда не было. Может быть, с кем-то поехал?!

— А ты с кем? — стала расспрашивать звонившего Мария Ивановна.

— С Юркой, — ответил голос, который она приняла за голос сына.

«С каким Юркой? — опять погрузилась в недоумение женщина. — У сына среди товарищей никаких Юрок, да еще с машиной, отродясь не было».

— С каким Юркой? Где ты находишься? Я сейчас подъеду, — забеспокоилась женщина.

Ей ответили, что приезжать никуда не надо, а просто нужно перечислить указанную сумму на такой-то номер сотового телефона, и связь прервалась. Пошли гудки отбоя.

Женщина застыла в оцепенении, держа в руках мобильный. Этот звонок вывел ее из равновесия и нервы стали расходиться так, что пришлось пить успокоительное.

Наличных денег у Марии Ивановны не было. Жила от пенсии до пенсии. А чтобы идти в банк, где на счете имелись кое-какие сбережения на черный день (таких дней в году у нас много), было уже поздно, и она решила отложить поход в банк на утро следующего дня. Конечно, она поможет сыну, раз такое дело.

Телевизор Мария Ивановна уже не смотрела. Не до этого. Проведя некоторое время в сомнениях и раздумьях, женщина все же решила позвонить сыну. Она набрала нужный номер. И правильно сделала.

Сын оказался дома, и ни про каких Юрок с машинами знать не знал. А если бы он был в командировке или без телефона? Тогда бы нервы у Марии Ивановны разошлись бы до предела, что никак не способствует здоровью пожилых людей. Она и так после этого звонка ночь не спала, понимая, что чуть было не стала жертвой телефонного мошенника и не перешла в разряд «лохов», наивных и очень доверчивых сограждан.

В правоохранительные органы о тревожном звонке Мария Ивановна сообщать не стала. Чего уж тут, ведь все хорошо закончилось. А зря не стала! Потому что, увы, так бывает далеко не всегда. И из десятка-другого граждан, кому звонит мошенник, несколько человек да и попадутся на его удочку. И что про их звонки никто никуда сообщать не будет, на это тоже они очень рассчитывают. И порою не ошибаются в своих расчетах. Потому и наглеют от безнаказанности.

Надо отметить, что телефонные (и другие) мошенничества для Ржева — не новость. Местная пресса периодически сообщает об этом и предупреждает сограждан не быть доверчивыми и не позволять кому-то вешать себе лапшу на уши.

Но сколько ни говори вслух «халва» — во рту от этого слаще не станет. Так и у нас: сколько ни предупреждай горожан об этом, они все равно поддаются уловкам разного рода мошенников. То поверят, что наличные деньги обменивают на старые лотерейные билеты, то все ценности и деньги вместе с кошельком впридачу передадут неким псевдо-целительницам за якобы снятую порчу и сглаз. То ринутся крупной суммой денег выручать какого-нибудь родственника, попавшего в беду, о чем их просят по телефону сделать неизвестные, забывая о том, что не всяким словам, сказанным по телефону, можно верить. Как говорит одна моя знакомая дама — на заборе, вон, тоже много чего написано, а заглянешь за забор — обыкновенные дрова лежат. Так и здесь.

Но именно на доверчивость и сердобольность граждан и рассчитывают мошенники, потому что отлично знают: сколько ни предостерегай народ о разного рода аферах — никаким предупреждениям граждане большого значения не придают, и пока сами не споткнутся, боли не почувствуют.

В практике работы сотрудников правоохранительных органов великое множество примеров разного рода мошеннических действий. Были разные случаи, когда мошенники звонили ржевитянам среди ночи или под утро, поднимая их с постели. Дозвонившись, сообщали им пренеприятные известия: мол, ваш сын (дочь, брат, сват и так далее) попал в беду — виноват в ДТП (если, конечно, у него есть машина, а если нет, то могут сказать, что ДТП произошло по его вине, раз он (якобы) перебегал дорогу в неположенном месте — вариантов может быть много и разных, в зависимости от того, как поведет себя тот, кого мошенники разводят на деньги).

В иных случаях мы и сами подставляемся мошенникам, невольно подсказывая им ту или иную информацию, которую можно использовать для правдоподобности в разговоре.

По голосу человека, ответившего по телефону, мошенники могут представить себе предположительный возраст абонента. Для них, конечно, удачнее всего, если они вышли на человека пожилого, пенсионера, а еще лучше — на бабулю-пенсионерку. Да и звонят мошенники, как правило, среди ночи или под утро. А в такое время не то что пенсионеру, а и молодому человеку впору растеряться. И тогда получают они денежки от законопослушных граждан не только себе на хлеб с маслом, но и с икрой тоже, отнюдь не баклажанной.

Конечно, по всем фактам телефонного мошенничества (и не только телефонного, нынче мошенники успешно освоили и сеть Интернет) сотрудники правоохранительных органов проводят проверку. Но работа по раскрытию подобных преступлений, даже с использованием имеющихся технических средств и возможностей, не всегда приводит к положительному результату. Эта работа не сиюминутная, а трудоемкая и дорогостоящая. Так как это уже технологическая сфера, где не все и не всегда можно отследить. Но раскрывать подобные мошенничества (и примеры раскрытия тоже имеются) — надо. И судить мошенников необходимо, да еще показательным судом (как было когда-то во времена Союза), чтобы все видели и знали их. Быть может, тогда и другим неповадно будет. Да и граждане лишний раз задумаются о том, как же все-таки это они оказались жертвами мошенников, поверив неизвестно кому.

Расскажу еще историю. В квартире одной из ржевских семей произошло следующее: на мобильный хозяйки дома поступил телефонный звонок. Мужской голос вещал: мол, ваш сын попал в ДТП, и чтобы выручить его из беды, надо срочно перевести (или как принято — положить) на определенный номер сотового телефона, который ей назовут, энную сумму денег. У дамы действительно есть взрослый сын. Выслушав звонившего, женщина была обескуражена, если не сказать — испугана. Ответив, что подумает над словами звонившего, дама тут же стала звонить сыну, но его мобильник молчал. В такой ситуации какие только мысли не придут в голову?! А тут еще и мужу на сотовый телефон пришло аналогичное известие. Встал извечный русский вопрос: что делать?!

К счастью, супруги были здравомыслящими людьми и знали о происках мошенников. Они не побежали переводить кому-то свои денежки, но чтобы развеять все свои сомнения, тут же оделись и отправились на квартиру к сыну. И — о, радость! Сын оказался дома: жив, здоров и ни в каком ДТП не участвовал. А что не отвечал на звонки по телефону — так это он его сам и выключил, когда прилег отдыхать после ночной смены на производстве. В общем, все хорошо, что хорошо кончается. Но так, повторимся, бывает не всегда.

Борьба с телефонным и иными видами мошенничества — это как раз тот случай, когда правоохранительным органам необходимо взаимодействие с населением, с представителями компаний сотовой связи, которые должны быть сами заинтересованы в том, чтобы деятельность аферистов была прекращена. А долг всего нашего гражданского общества — взаимодействовать с правоохранительными структурами. Что из этого получится — покажет время. А пока будем считать, что все вы еще раз предупреждены о происках мошенников. Не попадайтесь в их лживые сети.

Евгений ОЖОГИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *