Таинственное кисти начертанье

 

Так называется коллективная выставка участников Некоммерческого партнерства «Искусство без границ» (Москва), открытие которой состоялось 20 июля в Выставочном зале Ржева. В экспозиции представлены работы 15 художников, членов творческих союзов, имеющих высшее профессиональное образование. Среди них Анатолий Петушков, Валерий Чурик, Александр Егоров, Елена Соловьева, Надежда Валь, Елена Уколова и другие.

Проливной дождь не стал помехой для ржевитян, истинных ценителей искусства, которые пришли на презентацию выставки и встречу с московскими художниками. Зал был полон. Чарующие звуки музыки в исполнении Муниципального ансамбля трио «Ретро» (рук. М. Дулева) гармонично перекликались с представленными картинами и произведениями декоративно-прикладного искусства.

Отмечая уникальность выставки, гостей и всех зрителей приветствовали директор Выставочного зала Любовь Пояркова и начальник отдела культуры администрации Ржева Елена Писарева. Президент НП «Искусство без границ», действительный член секции культурологии Европейской академии естественных наук Людмила Козлова отметила, что Международная общественная организация «Искусство без границ» является некоммерческим партнерством деятелей искусств и работников культуры (художников, музыкантов, актеров, мастеров декоративно-прикладного искусства, дизайнеров, модельеров, деятелей театра и кино). «Искусство без границ» провело выставки во Франции, Бельгии, Словакии, Швеции, Австрии, Монако, Египте, Тунисе, Индии, Китае, Непале, Республике Кипр и других странах. Девять лет подряд с успехом проходят дни российской культуры в Болгарии. Дружественные отношения установились со словацким и греческим культурными центрами в Москве, центральным домом художников, центральным домом работников искусств, другими концертными и выставочными залами, а теперь и с Ржевом. Людмила Трофимовна заверила, что сотрудничество с Ржевским выставочным залом продолжится, и это не последняя выставка в Городе воинской славы.

Большой интерес зрителей вызвало выступление художественного критика, поэта, прозаика, журналиста, члена Союза российских писателей, вице-президента Российско-итальянской «Академии Феррони» Станислава Айдиняна. У этого неординарного человека, в течение девяти лет бывшего литературным редактором и секретарем Анастасии Ивановны Цветаевой, сестры Марины Цветаевой, немало почетных званий, регалий и наград, научных трудов, художественных произведений, публикаций в периодической печати, рассказывающих об уникальных исторических фактах из жизни замечательных людей. Станислав Артурович подарил Центральной библиотеке им. А.Н. Остров-ского две своих книги: «Механика небесных жерновов» (стихи двух веков), где изложена авторская версия «Фауста», перевод первых трех песен «Божественной комедии» Данте Алигьери, а также стихотворные циклы с посвящением поэтам «Серебряного века»; и «Четырехлистник» (очерки, статьи, исследования о Константине Бальмонте, Анастасии и Марине Цветаевых, Анатолии Виноградове).

Чрезвычайно увлекательно, на высочайшем профессиональном уровне искусствовед Станислав Айдинян рассказал о работах, представленных на выставке, а также об их авторах. Можно смело сказать, что ржевитянам повезло: встреча с человеком такого широкого кругозора, энциклопедических знаний — большая удача.

Станислав Артурович начал свой рассказ, обратившись к библейским сюжетам священника отца Александра Егорова, художника старшего поколения с базовым Суриковским образованием.

— На его полотнах в первый период творчества можно видеть таинственное свечение вечера около монастырей, где в синеве, через листву и ветви деревьев, просвечиваются очертания колоколен, куполов храмов и… ангелов. Это художник особого, лазоревого тона кисти.

Суриковская школа представлена также художниками Александром Юргиным («Лето на Колокше», «Сосны на берегу»), Еленой Толстой («Летний букет», «Розы», «Весна в саду»). Это направление интересно тем, что в нем сочетаются и легкий импрессионизм, и утонченный реализм. Это настоящие русские традиции. Хорошо, что наряду с авангардным направлением авторы экспозиции показали и этот реально существующий слой, который нашу страну красит, — подчеркнул Станислав Айдинян.

Елена Соловьева, представитель авангардного направления в искусстве, показала работу «Таинство», выполненную в смешанной технике. Это кожа с коллажными вкраплениями. В коже выдавлен символ рыбы, и под ним надпись на древнегреческом языке, а сверху возлетают ангелы.

— Дело в том, — пояснил Станислав Артурович, — рыба — это ранний знак Христа и знак раннего христианства. Такую же рыбу можно видеть в катакомбах Рима, где прятались от гонений ранние христиане.

Добавим, что Елена Соловьева окончила Московский архитектурный институт. Член Международной ассоциации «Союз дизайнеров», награждена дипломами выставок «Золотой глобус».

Картина Валерия Чурика «Кони апокалипсиса» — символ снятия печати, символ конца мира, символ Святого Иоанна. Но у художника свое видение. Это не икона. Это ощущение апокалипсиса. Другая же его работа «Эх, хвост, чешуя!» несколько намеренно дисгармонична. Рыбы вместе с птицами летают по небу. Образы фантасмагоричны, фантастичны, но все это немного не всерьез. Почему? Чурик не просто художник, а художник-аниматор. Автор известных детских мультфильмов — про «Кота Леопольда», «Волшебника Изумрудного города», «Крошку Енота» и других. Ржевитяне громкими аплодисментами приветствовали замечательного художника, а он с удовольствием рассказал о себе и своем творчестве.

Продолжая экскурс по выставке, Станислав Айдинян обратил внимание на портреты лошадей — картины тверской художницы Надежды Валь (хорошо знакомой ржевитянам по персональной выставке в «Текстильщике»).

— В России существуют всего несколько мастеров, которые пишут коней по-настоящему, а не приблизительно, — отметил Станислав Артурович. — Это отдельное направление искусства. Этих художников в профессиональной среде называют гипописцами («гипос» по-гречески — «конь»). Лошадь всегда будет символом быстроты, движения, динамики. И, конечно, красоты, изящества, совершенства. В рассказе Куприна «Суламифь» автор сравнивает красоту женщины с красотой лошади. Именно таких коней-красавцев мы видим на картинах Надежды Валь «Свобода», «Лунный свет».

Елена Степина представила очень нежный цикл «Золотое кольцо», исполнив его в батике. Это элегические работы, где намеренно допущена художественно-оптическая деформация, чтобы подчеркнуть эстетический элемент старых русских городов, храмов, колоколен. В батике все это имеет декоративное значение.

Абсолютно декоративной художницей назвал Айдинян и Елену Уколову, присутствовавшую в зале. Художница сначала возразила критику, но, услышав, как Станислав Артурович обстоятельно и профессионально разложил «по полочкам» ее красивые, интересные, непростые натюрморты, сравнив их с наследием художника Руссо Таможенника, в конечном счете, под аплодисменты зрителей, не стала спорить с искусствоведом.

Добавим, что Елена не только художник, но и музыковед, и композитор, кандидат искусствоведения. Известна как деятель культуры, посвятивший себя возрождению старинного романса. И один из них стал настоящим подарком от Елены в этот чудесный вечер.

Лариса Успенская представила старую Гавану в цветной графике. Очень искренние работы, хорошо темперированные. С одинаковой убедительностью художница показывает и улицы, и берег океана, и автомобили 50-х, и католические соборы.

Сияние розового неба видим мы на картине Евгения Артемьева «Цветущий сад». Единственная работа, исполненная в стиле пуантилизма (рисование точками) — картина Анатолия Петушкова «Цветет черемуха, летят облака».

В завершение Станислав Артурович сказал, что все представленные на выставке работы яркие, летние как по тематике, так и по жанрам. «Таинственное кисти начертанье» превозмогает любую погоду, потому что идет от самого сердца. Айдинян пожелал зрителям добрых просмотров, больших художественных впечатлений и дальнейшей жизни в Ржеве при хорошей погоде.

Любовь Пояркова вручила гостям традиционный ржевский пряник «Сувенир» и буклет ржевских художников. От имени ржевитян выступила член Союза художников России Ирина Аввакумова, свои стихи читали поэтесса Виктория Половецкая и поэт Игорь Либензон, которым зрители не уставали аплодировать. Остается добавить, что выставка работает до 17 августа. Добро пожаловать в Выставочный зал Ржева!

Елена Сооляттэ

Фото

Владимира Кутузова

и телекомпании «Ржев»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *