«ДАЧНЫЕ УДОВОЛЬСТВИЯ» НА РЖЕВСКОЙ СЦЕНЕ

 

26 августа в клубе «Текстильщик» состоялся бесплатный показ спектакля по рассказам Антона Павловича Чехова в постановке молодежного экспериментального театра заслуженного артиста РФ, профессора Николая Скорика (режиссеры: Е. Багрова, О. Викторова).

Многочисленные зрители, в числе которых были не только ржевитяне, но и гости из Зубцова и Погорелого Городища, горячо приветствовали московских артистов и от души благодарили бурными аплодисментами за высокий профессионализм и беззаветное служение высокому искусству. Отметим, что спектакль состоялся по инициативе народного художника России, президента фонда Андерсена в России, профессора Бориса Диодорова, которого с нашим городом связывает давняя дружба, а также при поддержке администрации Ржева.

Вместе с молодыми артистами, выпускниками МГИК, в Ржев приехал и их педагог  Николай Лаврентьевич Скорик. Это известный режиссер, помощник художественного руководителя МХТ им. А.П. Чехова, ученик и соратник Олега Ефремова. Более сорока лет Николай Лаврентьевич отдал Московскому художественному театру.

По окончании Школы-студии МХАТ в 1976 году сразу начал работать в художественном театре в качестве режиссера-стажера. После раздела МХАТа в 1987 году на два коллектива — в МХТ им. А.П. Чехова под руководством Олега Ефремова. Необычный взгляд на вещи, свежие идеи и безграничное желание творить заинтересовали Олега Ефремова, и он взял Скорика на постоянную работу, а в скором времени сделал одним из ведущих режиссеров-постановщиков.

«Дни Турбиных», «Эквус», «Несколько танцев под шум дождя», «Трагики и комедианты», «Додо», «Гофман», «Привидения», «Последний день лета», «Ундина» — творческое наследие Скорика составляет более двадцати собственных спектаклей и несколько десятков работ, над которыми он трудился вместе с Ефремовым. Скорик помогал Ефремову как режиссер и как консультант музыкальных решений в постановке спектаклей «Чайка», «Так победим!», «Чокнутая», «Дядя Ваня», «Перламутровая Зинаида», «Вишневый сад», «Три сестры». После смерти Ефремова Николай Скорик довел до конца последний замысел Олега Николаевича — спектакль «Сирано де Бержерак», а в 2001 году восстановил на сцене Художественного театра ефремовскую «Чайку». В 2004 году поставил спектакль в театральной компании «БалАст» Ирины Апексимовой «Дама с камелиями». В 1998 году получил звание Заслуженный артист РФ. В спектаклях Скорика играли Иннокентий Смоктуновский, Андрей Мягков, Вячеслав Невинный.

— Это великие артисты, — в беседе со мной сказал Николай Лаврентьевич. — Прожить жизнь среди таких людей — это большое счастье.

Вполне закономерно, что такой богатый опыт определил возникновение собственной мастерской, в которой Скорик отошел от классического МХАТа и сосредоточил внимание на собственном понимании драматургии и актерского мастерства.

Экспериментальный театр Скорика называют самым молодым и амбициозным коллективом столицы. Первый в своем роде профессиональный театр при институте был образован три года назад на базе выпускного курса театрально-режиссерского факультета МГИК. Художественным руководителем курса, а затем и театра является режиссер Николай Скорик, которому удалось собрать под одной крышей знаменитых педагогов и творческих деятелей. Среди них такие известные личности, как Никита Высоцкий, Ирина Мирошниченко, Ирина Апексимова, Павел Любимцев, Сергей Векслер, Татьяна Розова, Юлия Садовская, Валерий Трошин.

Интерес зрителей к спектаклям курса был так велик, что было решено сохранить молодой коллектив в качестве театра при институте. Основу репертуара нового театра составили 12 дипломных спектаклей, основная задача которых актуально и интересно раскрыть зрителю шедевры бессмертной классики мировой литературы.

Один из них — «Дачные удовольствия», спектакль по рассказам А.П. Чехова, посчастливилось увидеть ржевитянам. В этой постановке нет пышных декораций, единственный реквизит — голубая скамейка, которая в зависимости от обстоятельств трансформировалась то в лодку, то в снежную горку, то в бархатную кушетку для дамы бальзаковского возраста. Если говорить о костюмах героев, то и они предельно просты, скорее, даже условны: молодые люди вне зависимости от роли выходили на сцену в классическом черно-белом. Наряды девушек — в той же гамме: белая блузка и длинная, в пол, темная юбка. Однако подобный минимализм, как мне думается, вовсе не со знаком минус, скорее, наоборот. Ничто не отвлекает от самого главного, ради чего мы и приходим в театр — «смотреть хорошее исполнение хороших пьес».

Когда артисты выходили на сцену и начинали правдиво, искренне рассказывать свою историю, смеясь и плача, любя и негодуя, зрители, словно зачарованные, буквально с первой секунды, затаив дыхание, следили за каждым их движением, вслушивались в каждое сказанное слово, восхищаясь их мастерством и удачно сыгранной мизансценой, великолепно исполненными старинными романсами. И, кончено же, вновь и вновь поражались точности, меткости, красоте чеховского слова. Возможно, в эти мгновения кто-то заново открыл для себя великого русского писателя и подумал: это же все про нас с вами, все про нашу жизнь. А время? Но при чем здесь время? Главное — это точно выписанные и умело сыгранные характеры, которые проецируются и через столетия. Нам жаль честного искреннего студента-техника 1-го курса Ваню Щупальцева, потерявшего голову от Анны Семеновны, томной дамы бальзаковского возраста, над которым решил подшутить ее циничный муж нотариус Николай Андреевич Капитонов (рассказ «От нечего делать»).

Смешон и жалок Павел Иваныч Выходцев, примерный семьянин, терзающийся мыслью о возможной измене своей жене. «Восемь лет беспорочной службы! Будет с нее… Возьму вот, назло и изменю!» («Рассказ на даче»). Тем более, случай подходящий представился.

Стоит отметить оригинальный режиссерский ход: в промежутках между другими историями герой своими мучительными раздумьями делится со зрителями несколько раз. И с каждой новой сценой комический эффект усиливается. Мы смеемся при одном только появлении незадачливого героя-любовника, которого разыграла, как оказалось, собственная жена.

Неожиданным и эффектным был выход из зрительного зала персонажей другого чеховского рассказа — «Герой-барыня». Гости Лидии Егоровны, больше похожие на шумную, веселую толпу цыган с гитарой, песнями и плясками, были очень хороши, просто неподражаемы, чем заслужили бурные аплодисменты зрителей, как и сама главная героиня, стойко вынесшая до самой полуночи визиты непрошенных гостей.

Покорили зрительские сердца майор и майорша Щелколобовы (рассказ «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»). История об их чудесном спасении храбрым писарем Иваном Павловичем полна искрометного юмора и сыграна как по нотам: изумительно тонко, легко, непринужденно, впрочем, как и все дачные истории, которые мы смотрели на одном дыхании, с огромным удовольствием.

Люди после спектакля от души благодарили режиссера и артистов. Читаю один из отзывов: «Спасибо за Чехова! Вы подарили нам нашу Русь!» И это по силам только дружной команде единомышленников, профессионалов из настоящего русского театра Николая Скорика.

Елена Сооляттэ

Фото Геннадия Козлова и Валерии Поповой

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *