Татьяна Владимировна МОРОЗОВА, заведующая детским садом № 25 «Аленушка» города Ржева: «ДЕТИ — ЭТО СЧАСТЬЕ, КОТОРОЕ С ГОДАМИ РАСТЕТ»

 

— Татьяна Владимировна, ваш детский сад  выгодно отличается от других городских детских садов. У вас тихо, кругом зелень, нет посторонних звуков…

— Да, место у нас особенное, настоящая зеленая зона. Детский сад открылся в 1970 году и принадлежал воинской части. И много лет он был учреждением для детей военнослужащих, а в 2008 году учреждение перешло в муниципальную собственность. В целях удовлетворения потребности мест для дошкольников открыли четвертую группу.

К нам ходят дети, проживающие в гарнизоне, по улице Садовая.

— Кадрами детский сад укомплектован?

— Одно время требовался помощник воспитателя, сейчас штат полный. Есть медицинский работник, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

— А логопед?

— Не предусмотрен в штате, но дети, которым необходима помощь логопеда, посещают кабинет в детской городской поликлинике. Педагогический состав детского сада одно время менялся, сейчас многие воспитатели работают уже по несколько лет. Средний возраст наших педагогов — 48 лет. Коллектив у нас дружный, сплоченный. Есть свои старожилы: Юлия Владимировна Степанская, Любовь Александровна Богова — они работают более 20 лет. Марина Петровна Степанова, Елена Евгеньевна Комарова, Марина Владимировна Базюк и Наталья Николаевна Романова пришли к нам в детский сад работать недавно, имея большой педагогический опыт. Помощники воспитателя — в основном молодые женщины.

Хотелось бы добрым словом вспомнить педагогический коллектив, в котором я работала многие годы, наших ветеранов, замечательных людей, профессионалов своего дела: нашего музыкального работника Нелли Константиновну Малоненкову и воспитателя Ирину Васильевну Прибора.

— Вокруг детского сада много деревьев. По пути к вам увидела, что со стороны стадиона, вдоль дорожки, территория от них расчищена. Была приятно удивлена. Исчезли многолетние заросли, стало светло и просторно.

— И на участке, и за его пределами росли старые деревья, которые угрожали безопасности детей. Организовать опиловку деревьев нам помог начальник ГО ЧС Ржева Александр Абраменков. Спасибо ему большое. Александр Иванович  обещал помочь и с организацией освещения. Раньше оно было от воинской части, и вот уже несколько лет отсутствует.

Большую помощь оказывает детскому саду и «514-й АРЗ». За это мы  очень благодарны управляющему директору Андрею Викторовичу Бурмистрову.

— А как обстоят дела с отопительной системой в саду, зимой в учреждении тепло?

— Температурный режим в детском саду в зимнее время соответствует нормативным параметрам.

— Что изменилось в дошкольном образовании за последние годы?

— Многое. Начиная с новых нормативно-правовых документов в сфере управления дошкольным учреждением и заканчивая изменениями в педагогических программах и взаимоотношениях педагогов, детей и родителей. Меняется в лучшую сторону и материальное обеспечение. Есть региональные средства, которые выделяются на каждого ребенка. Мы можем купить мебель, учебное оборудование, наглядные пособия. Ежегодно администрация города выделяет средства на укрепление материально-технической базы. Местный бюджет финансирует покупку инвентаря, посуды. В материальном плане мы сейчас оснащены значительно лучше, чем десять-пятнадцать лет назад. В 2014 году детский сад попал в программу подготовки Ржева к 800-летию. Мы смогли поменять аварийные окна, обновить фасад, подремонтировать кровлю. Стало гораздо теплее.

— Федеральные государственные образовательные стандарты есть и в дошкольном образовании.

— Федеральный государственный образовательный стандарт создан для поддержки детства как важного этапа в общем развитии человека. Задачи ФГОС — создание комфортных условий пребывания ребенка в детском саду, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

— Обязан ли выпускник детского сада уметь читать?

— Будущий школьник должен обладать определенным набором качеств, среди которых можно выделить ответственность, самостоятельность, уверенность в собственных силах, любознательность, способность к волевым усилиям, коммуникабельность. Обучение чтению не является обязательным для подготовки к обучению в школе. Главное, чтобы ребенок учился владеть речью как средством общения и культуры. Задача педагогов — обогащать активный словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, формировать звуковую культуру речи.

— Воспитанники с течением лет меняются?

— Да, они становятся более активными, любознательными. Задают больше вопросов, требуют развернутых ответов. Многим интересуются, интересно рассуждают.

— Татьяна Владимировна, как Вы считаете, нужно ли баловать детей?

— Конечно, нужно. Но в разумных пределах.  Согласитесь, сегодня гораздо больше раскованных, гиперактивных малышей. Но это не значит, что их не нужно баловать. Взрослый думает, что воспитывает он, а на самом деле одновременно воспитывается и он сам.

— Сколько детей в каждой из групп?

— Группы формируются в соответствии с санитарными нормативами. На группе посменно работают два воспитателя и помощник.

— Наверняка, каждый день от ребятни слышите «перлы»…

— Есть такое! (смеется) Как-то заглядываю на занятие, воспитатель ведет с детьми беседу по теме безопасного поведения и спрашивает у девочки: на какой улице ты живешь? Девчушка посмотрела на взрослого очень серьезно и с обидой ответила: «Я не на улице живу, я живу дома».

— Пока мы с Вами ходили с небольшой экскурсией по группам, Вы обращались к детям по имени. Неужели имена всех знаете? Это ведь более восьмидесяти человек…

— Да, всех наших детей и их родителей я знаю по именам. Это очень помогает в работе.

— Татьяна Владимировна, а родители, они меняются?

— И родители меняются. Среди них все больше энергичных, внимательных людей. Я благодарна нашим родителям за деловое и дружеское сотрудничество с детским садом. Они помогают на субботниках, в организации мероприятий в группах, участвуют в тематических выставках, в конкурсах. Весной этого года совместная работа семьи Бурцевых заняла первое место в городской выставке, посвященной Дню освобождения Ржева, которая проходила в Доме детского творчества. Все мы: детский сад — ребенок — родители, должны взаимодействовать в связке, иначе и быть не должно. Воспитывать маленького человека, на своем примере формировать у него уважительное отношение принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых, к социуму.

— Чтобы записаться в 25-й сад, нужно…

— Обратиться в отдел образования. Сейчас группы в детских садах уже сформированы.

— Все чаще современных руководителей муниципальных и казенных учреждений именуют хозяйственниками…

— Мне приятнее считать себя хозяйкой нашего небольшого, уютного дома. Его обитатели всегда гостеприимны, радушны, ведь в этом доме подрастает наше новое поколение. Утром я прихожу на работу, обхожу все помещения, со всеми здороваюсь. День надо начинать позитивно, тогда больше вероятности, что он так и закончится, и у тебя самого, и у людей вокруг.

— Что самое трудное в работе заведующей детским садом?

— Жизнь руководителя — это вечное испытание на мудрость и терпение. Жизнь в педагогической профессии — это неустанный труд души. Именно «жизнь» в педагогической профессии, а не работа в образовательном учреждении. Нельзя работать руководителем, нужно быть педагогом, наставником, хозяином своего учреждения.

— От каких законов, принципов должен отталкиваться руководитель, чтобы и ему самому, и коллективу было комфортно работать?

— Мы должны учиться управлять своими эмоциями, если назревает спор — помнить, что спорить надо с мнением, а не с человеком. За все, что происходит в детском саду, заведующий должен брать ответственность на себя, а если что не так — уметь признавать ошибки. А самое главное, любить свое дело, любить людей. Педагог без любви к ребенку — все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Если ты любишь детей, то, несомненно, сможешь создать для них мир красоты, игры, сказки, творчества, музыки, фантазии.

— Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому…

— Так и есть. С приходом ребенка в детский сад его жизнь меняется коренным образом, для малыша это — стрессовое состояние. Оно может выражаться в нарушении сна, снижении аппетита, познавательного интереса, иммунитета. Кто-то адаптируется быстро, за две-три недели, кому-то нужно больше времени.

— С абсолютной неприспособленностью к детскому саду встречаться доводилось?

— Редкое явление. Адаптация к новым обстоятельствам зависит от возраста, состояния здоровья, уровня психологического развития, уровня социализации ребенка.

— Посоветуйте, как вести себя родителям, чтобы сделать процесс привыкания менее болезненным.

— Как можно раньше начать прививать важные навыки: самостоятельного одевания, приема пищи, причем еда должна быть разнообразной, учить ребенка общаться со взрослыми, играть со сверстниками.

— Татьяна Владимировна, Вы — ржевитянка?

— Коренная. Окончила сначала девятую школу, потом педагогическое училище. Педагогический путь в качестве помощника воспитателя начала в детском саду N№ 27 в 1979 году. Работала в детском саду N№ 10. С 1985 года работаю в детском саду «Аленушка», начинала воспитателем, в 2009 году назначена на должность заведующей.

— Учебный год только начался. Желаем Вам и коллективу детского сада спокойных и интересных трудовых будней, новых творческих находок.

— Спасибо. И я в свою очередь поздравляю коллег и родителей с началом учебного года. Желаю всем здоровья, позитива, добра и успехов.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *