Владимир Константинович КАРПОВ, директор ПКФ «Стройкомплект», председатель Общественного совета по туризму: «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ДЛЯ ТУРИЗМА И РАЗВИТИЯ»

 

— Владимир Константинович, начать наш разговор я хотела бы с вашей оценки работы Общественного совета по туризму, председателем которого Вы являетесь.

— Любое общественное объединение работает только в том случае, если есть поддержка того, кто его создал. В нашем случае это администрация города. Только при полном взаимопонимании и поддержке администрации работа совета может быть эффективной. А что касается непосредственно оценок… Я не считаю работу совета по-настоящему удовлетворительной, хотелось бы сделать гораздо больше. И этому есть субъективные и объективные причины. Взять тот же экономический кризис, который заставляет многих думать больше о выживании, нежели об общественном благе. И людей сложно за это осуждать. Предприниматели испытывают сложности в бизнесе, администрации города приходится решать серьезные задачи по поддержанию социальной сферы. А туризм, хотя мы и говорим постоянно о том, что он приносит деньги, — дело очень непростое, подразумевающее соответствующие условия. Если не работает реальная экономика, говорить об успешном развитии туристической сферы неоправданно оптимистично.

— Не в очень удачное время начали?

— Ну, можно и так сказать. Еще одним фактором, с которым мы всегда будем сталкиваться, является то, что помимо военной истории нам, в общем-то, нечего показать туристам. Я сейчас очень много езжу по России. Регионы развивают туризм. Это можно увидеть в Калуге, Владимире, а о Москве даже и говорить не стоит. Но у них есть хорошая «подоснова» — города не были затронуты войной, там есть что посмотреть. Война как бренд, будем откровенны, отходит на второй план. Эта тема слишком серьезна, слишком глубока для современного туриста, который в первую очередь ждет отдыха и развлечений. Современный человек живет сегодняшним днем. Конечно, без прошлого нет настоящего, и надо хранить память о минувших героических военных событиях, но если говорить о туризме как о сфере бизнеса, то людям интереснее бытовые темы прошлого. Это красивая архитектура, традиции, ремесла. Минуло много войн, но и тогда люди выживали, трудились, созидали. И это наши корни. А как они это делали? Вот это интересно увидеть, услышать, потрогать.

— Но ведь есть же и у нас какие-то преимущества и перспективные бренды?

— У Ржева потрясающий рельеф местности. Редкий город может похвастаться такими волжскими берегами. Я думаю, что Волга вообще один из наших главных брендов. Нужно обустроить берега, вернув им исторический облик. Обустроить взвозы, которые сохранились и поныне. Люди старшего поколения еще помнят ухоженные, окошенные волжские берега. Я, например, готов сделать перевозку, но как к ней подойти по борщевику?

— Первые шаги уже все-таки сделаны. Заработал информационный центр. Совместными усилиями создано определенное подобие набережной.

— Именно, что подобие. Полноценной набережной это назвать никак нельзя. Надо заинтересовать бизнесменов, чтобы у них появилось желание вкладывать деньги в проекты по благоустройству. У города должна быть четкая и работоспособная программа. Поставив один информационный центр, мы не можем говорить о какой-либо его рентабельности. Хотя начинать с чего-то, конечно, надо.

— Владимир Константинович, Вы, прямо скажем, не новичок в бизнесе. Вашему мнению можно доверять. Действительно ли туризм в настоящее время выгоден, способен приносить прибыль?

— Само понятие «туризм» очень многогранно. Одна из этих граней — комфорт. Людей нельзя затащить сюда специально. Турист приедет, если здесь ему обеспечат комфорт, вкусную еду, интересную программу и отдых. Но если мы подведем туриста к одному-единственному дому Рябушинских, в котором размещается следственный комитет и прокуратура, и даже зайти внутрь здания нельзя, разве ему будет интересно? Турист едет отдыхать. Ему здесь должно быть комфортно и познавательно. Вот Деревня мастеров, на мой взгляд, и должна стать тем самым местом, с которого должно начаться знакомство с городом. Мы должны его заинтересовать, побудить потратить деньги. Тогда можно будет говорить о какой-то выгоде для города и бизнеса.

— Но ведь город выиграл грант на обустройство парка в целом и Деревни мастеров в том числе.

— Выиграл. Проект — замечательные дорожки и скамейки. Но необходимо до мелочей всё продумать, найти коммерческий интерес, привлечь инвесторов для дальнейшего развития этой территории. Ведь нам важно не просто освоить деньги гранта для галочки. Нужно, чтобы эти деньги принесли городу еще дополнительные средства.

— А такие заинтересованные люди есть?

— Будут! Вы посмотрите, как застраивались в городе территории коммерческого пользования. Сначала открывался один магазин, а если дело пошло, то появился магазин рядом и так далее. Так же будет и здесь. Люди подтянутся. Открылся магазинчик сувенирной продукции, почему бы рядом не открыть магазин фермерских продуктов или мастерскую обуви ручного производства? Если здесь будет покупатель, то бизнес обязательно подключится. Да взять те же торговые центры. Построили, открыли, появился первый супермаркет, открылись еще пара магазинов, и процесс пошел. Вот вы сами куда быстрее пойдете, в торговый центр, где все удобно и компактно, или будете колесить по городу от магазинчика к магазинчику? Этот же принцип сработает и в Деревне мастеров. Но опять же, нужно продумать удобные подъезды, парковку. Нужна инфраструктура. И здесь мы подходим к необходимости хорошего долгосрочного плана развития города. И этот план должен обязательно обсуждаться на Общественном совете, куда входят люди, имеющие определенные знания и опыт в жизни и бизнесе. Такие вопросы не решаются где-то в кулуарах. Обсуждение должно быть открытым, публичным. Только совместное обсуждение убережет от ошибок, позволит найти лучший вариант. Я на «круглом столе» уже приводил пример, когда мне указали на то, что если расположить домики по берегу, то будет закрыт весь вид на Волгу. Я подумал и согласился. Но без административного ресурса все это невозможно. В первую очередь должна быть воля и желание руководства города. А потом уже усилия бизнеса и общественности.

— Бизнеса, заинтересованного в своем развитии, извлечении прибыли?

— Безусловно. Я этого не скрываю. У меня здесь бизнес и я заинтересован в развитии и обустройстве этой территории. И это приносит пользу городу. Например, Евгений Баскаков построил торговый центр на новых кранах и обустроил территорию вокруг него. А что там было еще совсем недавно? Непролазный бурьян. Другой вопрос, что в торговые центры въезжают не наши местные предприниматели, а крупные сетевые магазины. Но что делать, это уже современные реалии.

— Как понять предпринимателю, принявшему решение участвовать в том или ином проекте в сфере туризма, насколько он рентабелен?

— В первую очередь, ориентируясь на себя. Я часто об этом говорю. Важно понять насколько именно тебе это интересно, чего тебе самому не хватает. Мы же все ездим отдыхать. И вот то, что востребовано тобой самим, можно рассматривать как возможный бизнес и у нас в городе. Но опять же, нужно помнить о состоянии экономики в целом. Если к нам приедет турист, неспособный ничего купить, о какой выгоде может идти речь?

Еще один момент — важно создавать такие территории, где будет выгодно не только бизнесу, но и городу! На этих площадках можно проводить ярмарки и фестивали. Все вложенные деньги должны работать. Только тогда это имеет смысл и будущее.

— Но ведь не хлебом единым…

— Конечно, нет. Я уже давно придерживаюсь той жизненной философии, что человеку не так уж много и надо. Мы ничего из заработанного с собой не заберем. Я бы так сказал: деньги — это эмоции, которые мы выплескиваем. Я заработал и хочу сделать что-то, что могу увидеть и оставить после себя. Можно поставить золотой унитаз, который видеть будешь ты один, а можно на эти деньги сделать что-то, что будет служить и другим людям. Очень хочется, что бы город жил и развивался. Но один в поле не воин, когда мы работаем сообща, получается больше. А объединяющую роль в этом, повторюсь, должна играть администрация. И не только генерировать идеи, но и уметь слушать советы и рекомендации. Я всегда говорю: если человек что-то умеет, чего-то добился, то он точно не глупый, и к его мнению стоит прислушаться. Можно не согласиться, но нужно услышать и понять.

— Мы плавно подошли к проблеме возобновления работы Советов директоров и предпринимателей или Ржевской торгово-промышленной палаты.

— Любая совместная работа дает результат. Здесь очень важны личные контакты, общение, обмен информацией. Далеко за примерами ходить не надо — кинотеатр «Октябрь», восстановление дамбы, упомянутая Вами набережная. Мы готовы продолжать совместное обсуждение, выработку общих решений, готовы к совместной работе. А для создания такого общественного органа должна быть лишь воля и желание руководства города.

— Мы часто говорим о традициях меценатства и благотворительности, заложенных ржевскими купцами. Действительно ли современные предприниматели так же любят свой город, как и их предшественники?

— Ну, к сожалению, не все. У некоторых, можно сказать, доверие утрачно. Несправедливо говорить, что в этом виновата ныне действующая администрация города. Но основной задачей власти сейчас является возвращение этого доверия. Хотя это очень сложно. Любое объединение предпринимателей должно быть не в противовес администрации, а ей в помощь. А во главу угла должно быть поставлено благо города и благополучие его жителей. Каждый из нас, предпринимателей, по большому счету отвечает лишь за свою территорию, за свои предприятия. А в сферу ответственности администрации входит весь город. И чтобы бизнес им помогал, власть должна стать объединяющей и связующей силой. Строительство продуманной стратегии руководства — главный залог успеха. А традиции меценатства, да, живы, конечно, и мы по-прежнему любим свой город.

— То есть главное — это системный подход к взаимодействию власти и бизнеса?

— Да. Мы понимаем, что он разрушен. Частая смена власти тоже не пошла на пользу городу. Но мнение, что те плохие, а эти еще хуже, абсолютно непродуктивно. Все нормальные. В предпринимательском сообществе есть очень разные люди. Например, Виктора Вениаминовича Константинова простым человеком точно не назовешь. Но с ним можно решить любые вопросы. Он человек, имеющий свое мнение, порядочный, мудрый, с огромным опытом, достигший всего своим трудом и знаниями. При огромной любви к своему городу он в определенной степени является альтруистом по отношению к нему. Разве мало он сделал для Ржева? С ним необходимо разговаривать, прислушиваться, искать взаимопонимание. И таких людей и руководителей в нашем городе немало. Несмотря на объективно сложные современные реалии, здесь, в своем городе, мы еще очень многое можем. Вместе мы внушительная сила. Как говорится, лучше жить вместе, чем умирать по одному.

— Судьба Ржева и прочих небольших городов России оптимизма не вызывает.

— Иногда с пессимистами сложно не согласиться. И чаще всего об этом говорит молодежь, которая уезжает из города. Они уезжают, не видя перспектив, особенно после закрытия в городе всех вузов. Город поставлен в сложные условия. Это и система налогообложения, и федеральный закон о госзакупках — все способствует разрушению, а не созиданию. И демография это подтверждает. Единственный выход я вижу в создании производственных кластеров, которые обеспечат работой, удержат тех, кто хочет жить на своей земле и оставить на ней след. Пусть люди варят сыры, пекут хлеб, пусть зарабатывают для себя и для города деньги. Тогда и туризм у нас будет развиваться не на словах, а на деле.

— Владимир Константинович, большое спасибо за интервью и за вашу деятельность на благо нашего города!

Беседовала Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *