ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОНТРАСТЫ

«Но две души живут во мне,
И обе не в ладах друг с другом.
Одна, как страсть любви, пылка
И жадно льнет к земле всецело,
Другая вся за облака
Так и рванулась бы из тела.»
И.  Гете, «Фауст» (пер. Б. Пастернака)

В Выставочном зале Ржева закончилась долгая, летняя выставка портретов. И местные любители живописи ждали новую. Надо заметить, что сейчас в Выставочном зале наметилась тенденция проводить две экспозиции: основную в большом зале, и вторую, отличную от основной, — в малом. Новые экспозиции открылись 1 августа и получились очень контрастными по своей сути. Яркие эксперименты с цветом молодого художника из Липецка Александра Котова и более приземленные, спокойные пейзажи андреапольского художника Павла Урсу. Оба — члены Союза художников.

Открытие проходило почти по-семейному, были художники, работники Выставочного зала, гости. Александр Котов приехал со своим учителем, заслуженным художником России Вячеславом Столяровым. Надо заметить, что Александр выглядит даже моложе своих 27-и лет — так часто бывает с людьми творческими, увлекающимися чем-то серьезно. Кажется, время идет для них медленней, не-охотно сменяя юношеский энтузиазм солидной зрелостью. Однако не стоит обманываться — перед нами состоявшийся мастер, создавший уже около тысячи работ.

на-7-ю3Что касается Павла Урсу — его самого на выставке не было, был коллекционер его работ, который просил особо себя не афишировать. Потому скажу только, что все работы Урсу, представленные на выставке, — часть частной коллекции, и именно владелец инициировал их показ. Сами работы представляют собой пейзажи, выполненные в духе реализма. С точки зрения взгляда искушенного, художественного — может быть, даже реализма излишнего. Сцены переданы почти с фотографической точностью. Художники, насколько я знаю, любят передавать скорее настроение, чем нюансы пейзажа. Смотришь, например, на пасмурный вечер на картине и тебе становится тревожно, и даже промозгло. У Павла Урсу, на мой взгляд, вполне неплохо чувствуются настроения картин, но нет такого эксперимента, как у Котова. В этом плане сложно представить себе художников более непохожих друг на друга. К слову, когда я спросил мнения Александра Котова о работах Урсу, он ответил в духе: интересно, но не моё.

на-7-ю1Действительно, не его. Работы Котова — это постоянный эксперимент, творческий поиск и сложно найти две одинаковые по духу. Меня, например, очаровала картина «Вид из окна»: четко прорисованные цветы на подоконнике, освещенная часть улицы и тень (даже наверное Тень с большой буквы), затопляющая все снизу, крадущая контуры и наводящая грусть. Может быть, художник вкладывал сюда что-то иное, но у меня были такие ассоциации. Часто на его работах появляется его учитель Вячеслав Столяров. Я заметил три портрета. Особенно запомнился тот, где Вячеслав Петрович сидит «В контакте». Описать все работы сложно. Одни выполнены большими «шлепками» краски. Например, художник изображает пасмурный день, дом в приглушенных тонах и яркое, объемное белье на веревке. Другие работы очень контрастны и, чтобы подчеркнуть это еще сильнее, предметы обведены черным.на-7-ю

Право рассказать о молодом художнике я предоставлю его учителю, вот выдержка из статьи, написанной Вячеславом Столяровым:

«Котов Александр Юрьевич родился 8 октября 1986 года в липецкой рабочей семье. Мать, Валентина Васильевна, секретарь заводоуправления тракторного завода, взяла на себя воспитание двух сыновей: Володи и Саши, будущего художника. Отец, Юрий Георгиевич — электрик Новолипецкого металлургического комбината.

С детских лет Саша начал рисовать. Он отличался мягким характером, был молчаливым, увлекающимся по натуре.

С 1999 по 2004 годы Александр Котов учился в детской школы искусств N№6 Липецка на художественном отделении. С 2004 по 2010-й годы — обучался в Московском институте искусств на факультете живописи и графики у В.П. Столярова, А.И. Борисова, О.Н. Лошакова».

Молодой художник принимал поздравления и пожелания от коллег по цеху. Меня не покидало ощущение, что у автора сегодня День рождения, и его поздравить и наставить на дальнейшую жизнь пришли старшие друзья.

К слову, в Ржеве Александра Котова знают. Например, вот что сказала художник Ирина Аввакумова:

— Саша, наверное, теперь стоит говорить, Александр, был участником ржевского живописного пленера. Я постоянно наблюдаю за его выставками, проходящими в Твери, и с удовольствием вижу, как растет его мастерство. Сейчас его интересует декоративный жанр. А раньше, я считаю, он был матерым живописцем. У него хорошая крепкая живопись. Когда смотришь на работы Котова, поражаешься его творческим находкам. Это и объемные «шлепки» краски, или очень яркие яблоки на одной из работ, или, наоборот, очень сближенный по цвету пейзаж. Александр Котов интересен разнообразием.

Но, может быть, разнообразие — не всегда хорошо? Интересно об этом рассказал художник Владимир Соловьев:

— Одни работы Котова яркие, похожи на Матиса, и рядом мы видим совершенно другие. Вот и думай, что автору интереснее? У художника должно быть свое видение, понимание изображаемого предмета, жизни. Художник должен быть узнаваем, тот же Матис — узнаваем? Узнаваем. Когда мы говорим о художнике, хочется, чтобы он не был больше ни на кого не похож — ни на Матиса, ни на Врубеля, и в то же время был узнаваем. Но сами работы крепкие и качественно написанные.

— А работы Павла Урсу в малом зале?

— Если Котов держит в напряжении, а тут как-то… скучновато. Но если от ярких работ можно устать, то в малом зале отдыхаешь. Он вписывается в ваше состояние. Эти работы можно повесить в кабинете, дома, и они хорошо вживутся в интерьер, не будут раздражать излишней яркостью.

Ну и наконец, поговорим с самим Александром Котовым.

— Александр, у тебя сложно найти две похожие работы, скажи, что тебе сейчас ближе в живописи?    

— В течение четырех-пяти лет у меня шел поиск собственного стиля. Всегда хотел экспериментировать, считая, что зрителю будет интересно что-то новое. Сейчас я понимаю, что нужно определиться со стилем, и все больше склоняюсь к декоративному. Хотя в дальнейшем, может, привнесу в свои работы еще что-то новое.

— Судя по твоим работам, у тебя хорошие отношения с учителем. Часто вы с Вячеславом Петровичем сходитесь во мнениях относительно работ или он — твой критик? 

— Когда студент учится, из-за недостатка опыта он часто считает некоторые свои работы неудачными, либо наоборот. И именно учитель ему подсказывает, направляет, помогает выбрать. Со временем мнение начинает совпадать. Сейчас наши мысли  часто похожи.

— Слышал, что одна из твоих работ висит у Владимира Путина. Можно поподробнее?

— Был на молодежном форуме на Селигере — попал туда случайно, друзья пригласили. Я там с утра до ночи писал этюды. И решил организовать там выставку, так как накопилось достаточно работ. Посетителей было много. Когда прилетел туда Путин, я его пригласил посетить мою выставку. Он заинтересовался, я показал свои работы и сказал, что он может взять себе на память любую из них. Он выбрал ту, на которой был изображен селигерский причал.

— В твоих работах часто можно увидеть жирные «шлепки» краски. Что это за техника?

— Липецкий художник (ныне покойный) Виктор Сорокин писал в технике пастозной живописи (когда наносится большой слой масла). Мне это очень понравилось. Но это приводило к большому расходу красок и финансовым затратам. Потом этот этап в моем творчестве плавно перешел в следующий. Сейчас я пришел к декоративной живописи, более гладкой. Но пастозность предыдущих работ переношу в декоративный стиль — появляется темная обводка, что напоминает оттенение от большого слоя масла.

— Видел твой автопортрет в велокостюме…

— Да, я занимался велоспортом, много путешествовал по городам. Например, проехал всё побережье Крыма, делал зарисовки по дороге.

— Спасибо за рассказ и интересную выставку, удачных тебе творческих идей!

Владимир КУТУЗОВ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *