«НОРВЕЖСКИЙ КРУИЗ» В РЖЕВЕ

Бурными аплодисментами, букетами роз благодарили ржевитяне, любители театрального искусства, артистов Тверского драматического театра, которые 25 сентября на сцене ГДК показали комедию «Норвежский круиз» (реж. народный артист России Константин Юченков, руководитель постановки — народная артистка России Вера Ефремова). В Твери эта пьеса не сходит со сцены без малого шесть лет (премьера состоялась 20 ноября 2012 года). Ее по праву считают одним из лучших спектаклей театра.

Спектакль поставлен по двум пьесам норвежских авторов: Ингер Хагеруп и Бьерг Вик, которых, при поддержке Союза драматургов Норвегии, на русский язык перевела Алена Юченкова, кандидат филологических наук, дочь народных артистов России Константина Юченкова и Ирины Андриановой, блистательно сыгравших главные роли в этой постановке.

Ингер Хагеруп (1905-1985) — поэтесса и писатель, «Анна Ахматова» норвежской литературы. Сборник ее стихов вышел в 1965 году. Рассказы — просты, комичны и трогательны.

Бьерг Вик (1935-2018). Ее произведения переведены на 30 языков мира. Первый сборник рассказов Вик «Воскресенье пополудни» был опубликован в 1963 году, последний — в 2002-м. Спектакль «Норвежский круиз», который идет больше двух часов с антрактом, состоит из двух совершенно разноплановых самостоятельных пьес, которые, как мне кажется, все же очень органично соединены в единый театральный текст, где прекрасная драматургия, качественная режиссура, удивительно тонкие актерские работы и, конечно же, позитивный настрой, которым артисты щедро делятся со зрителями. Обе пьесы построены на игровой ситуации, и это едва ли не главный ключ к их пониманию.

Действие пьес происходит в Норвегии в XX веке. («Чай с лимоном» написана в 1953 году, «Путешествие в Венецию» — в 1992.)

Первая повествует зрителю пикантную историю о вечном любовном треугольнике и неожиданном способе разрешения всех проблем.

На улице льет дождь, а в маленьком кафе уютно. Столики, стулья, барная стойка, несколько картин на стенах… Улыбчивый, приятной наружности официант Хауг (Евгений Романов) встречает посетителей — весьма неод-нозначное трио — Арвида Вингер (Константин Юченков), его жену Эльну Вингер (Ирина Андрианова) и любовницу Лисбет Бакке (Юлия Бедарева).

Он — известный писатель, жена занимается воспитанием сыновей, а энергичная любовница Лисбет имеет серь-езные планы на Арвида, поэтому и пришла сюда, чтобы расставить все точки над i — интеллигентно обсудить, как им устроить жизнь. В ее миленькой головке уже давно созрел план, как поскорее избавиться от его жены и свить свое гнездышко в небольшой квартирке-студии вместе со своим возлюбленным, где не будет даже тени из его прошлой жизни.

Но мудрая, хитрая Эльна оказалась очень дальновидной женщиной, которая вовсе не собиралась отдавать пусть не идеального, но своего законного супруга этой наглой девице.

По ходу пьесы на наших глазах происходит удивительная метаморфоза: все оказывается не таким, каким выглядит в начале. Эльна, как прекрасная актриса, за чашкой чая с лимоном разыграла перед любовницей комичную историю про ужасную свекровь, которая гостит у них по нескольку месяцев, про все ее «невинные» увлечения, а также про старую мебель в их квартире, без которой у мужа-писателя не наступит вдохновения и которую ему просто необходимо взять в новую жизнь, а еще про взрослых сыновей, которые в том возрасте, когда им очень необходима отцовская поддержка.

Лисбет Бакке с каждым новым аргументом Эльны, так красочно рассказывающей о своих семейных тайнах, то бледнела, то приходила в неописуемый ужас, то закрыв лицо руками, в голос выла, как собака, которую бросил хозяин. В конце концов, смекнув, что ни чужие дети, ни дряхлая мебель в убогой квартире, ни сумасшедшая свекровь с ее рыбками, попугаями и кошками ей совсем не нужны, быстро улетучивается из кафе и из жизни супругов Вингер. Вот таким нетрадиционным способом жена избавилась от любовницы мужа, которая, как оказалось, и ему порядком надоела. Лишь официант Хауг остается тем, кем он есть на самом деле — славным малым, видевшим спектакль с участием Вингеров не в первый раз.

В «Путешествии в Венецию» мы знакомимся с престарелыми супругами Тельманн, которых очень трогательно и достоверно сыграли Константин Юченков и Ирина Андрианова. Сгорбленный старик дрожащей рукой с зажатой в ней газетой гоняет залетевшую назойливую муху. Он почти ничего не видит, хотя на носу очки с очень толстыми стеклами. Шаркающей походкой обходит свой дом, наполненный запахом старости и увядания. Этот запах чувствуешь физически: он исходит от небогатой и столь же древней обстановки. Оскар Тельманн — бывший учитель, Эдит — его жена, их единственный сын умер ровно сорок лет назад, едва родившись. Они пенсионеры со скромным достатком. В квартире — пыль, на столике — стопка неоплаченных счетов, на стенах в рамах нет картин — они проданы, как и многие другие ценные вещи. На скрытой от зрительских глаз кухне обитают кошки.

Казалось бы, о каком путешествии может идти речь? Но наши герои оптимисты, они легки на подъем. Им собраться — только надеть на себя горное снаряжение. Облачившись в теплую одежду, берут нехитрую провизию и усаживаются в вагон. Короткий свисток, и поезд трогается в путь. И пусть вместо кресел в купе — обыкновенный стул и инвалидное кресло, Эдит и Оскар счастливы — они едут туда, где можно дышать полной грудью, где забываешь о больных коленях и сердечных каплях. Зритель искренне радуется за стариков. А вот и горы…

Но тут вдруг раздается звонок в дверь — сантехник Кристоффер (Евгений Романов) пришел починить прохудившиеся трубы, и в один миг театральная условность, которую зритель поначалу принимает за правду, оборачивается иллюзией. Мы понимаем, что двое одиноких людей «путешествуют», не выходя из собственной квартиры. В день, когда их навещает сантехник и пьяная уборщица Вивиан (Юлия Бедарева), супруги отправляются в Венецию, где когда-то были особенно счастливы. Вместе со стариками в их прошлое переносятся и их неожиданные гости. И что удивительно, воображаемое путешествие делает этих героев чище и светлее душой. И это перерождение происходит постепенно.

В этом спектакле оптимистичный финал. Жизнелюбивые супруги Тельманн не спешат на покой, у них много планов, и в следующий раз они хотят поехать… Куда бы вы думали? — На нудистский пляж в Германию.

Да, гоголевские старосветские помещики, на которых норвежские старики были в чем-то похожи до сего момента, до такого финала точно не домечтались бы, даже если бы жили с ними в одно время. Это и понятно. Другой у нас менталитет. Другие реалии, где точно не до иллюзий. Быть бы живу. Однако, если говорить об актерских находках, стоит отметить потрясающую игру семейного дуэта: Юченков-Андрианова, создавшего незабываемые образы обаятельных стариков-пенсионеров, искренне любящих жизнь, друг друга, людей, которые оказываются рядом с ними. Мы не устаем восхищаться самозабвенной преданностью Эдит, так трогательно заботящейся о своем старом больном муже. Ее монологи искренни, глубоки, и в то же время очень естественны; в определенный момент по залу прокатываются то волны смеха, то появляются слезы на глазах. Мы по-хорошему завидуем дружной чете Тельманн, которые, наверное, за долгую жизнь не один пуд соли вместе съели, но сохранили любовь и взаимное уважение, не утратили свежесть восприятия жизни и, несмотря на перипетии судьбы, не разучились улыбаться и мечтать.

Хочется отметить, что талант истинного перевоплощения продемонстрировала акт-риса Юлия Бедарева, отлично справившаяся и с ролью нагловатой особы, стремительно идущей к своей цели, и подвыпившей уборщицы (где ее узнать вообще невозможно), и вполне приличной молодой девушки, которой героиня становится в финале.

Наш земляк, воспитанник ДЭТ «Мальчишки и девчонки» Евгений Романов, в своих небольших «круизных» ролях сумел показать не только актерский, но и вокальный дар, которым наделен сполна. Браво! Спасибо за чудесный вечер.

Елена Сооляттэ

Фото из архива Тверского драмтеатра

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *