ТЯЖЕЛАЯ ОСЕНЬ 1943-го

Минуло лето 1943 года, первое лето после освобождения города. Сентябрь выдался холодным, и любая задача, которая ставилась перед руководителями и жителями разрушенного города, так или иначе касалась предстоящей зимы, которую нужно было как-то пережить.

Противопожарные мероприятия

И этот пласт работ лег на плечи измотанных, работающих сутками напролет жителей. Рассчитывать больше было не на кого. Всех руководителей, комендантов и владельцев частных домов обязали исправить и прочистить отопительные приборы, очистить от захламленности дворы, чердаки и проходы, обеспечить наличие ящиков с песком и, как минимум, одной лопаты на кубометр песка, бочек с водой, приставных лестниц, привести в готовность все уцелевшие средства пожаротушения и создать во всех организациях добровольные пожарные дружины, организовав их обучение. А для штатных пожарных команд предписывалось установить круглосуточное дежурство.

Жителям категорически запрещалось разводить кост-ры в ночное время (в дневное — не ближе 50 метров от зданий), использовать в лампах вместо керосина бензин, применять отопительные приборы без предварительного осмотра Пожнадзором. Виновных в нарушении запретов ждал штраф до 100 рублей или принудительные работы сроком до 30 дней.

Наладить общественное питание!

Городские власти хорошо понимали, что работающих на износ горожан нужно хорошо кормить. Но среди сознательных граждан, отдающих все свои силы на восстановление города, находились и любители поживиться. В исполком поступали многочисленные жалобы, что работники общепита плохо обслуживают, регулярно обманывают и обвешивают  посетителей. Санинспектору т. Дорониной и руководству Горторготдела было предписано усилить контроль за работой столовых, расширить ассортимент предлагаемых блюд и снизить наценку на них до минимальной. Всех рабочих, участвующих в восстановлении города, перевести на трехразовое питание. Ведь именно они и оказались наиболее незащищенными от произвола недобросовестных работников кухни. Были отмечены случаи, когда обеда усталым людям приходилось ждать на ногах по 30-40 минут. В обеденных залах не хватало лавок, посуды, хлеба.

Чтобы дети  не угасли,  организуйте  ясли!

Более ста малышей в Ржеве к осени оказались «не охвачены» яслями, а работа самих яслей вызвала нарекания: «следствием несерьезного отношения врачебного и обслуживающего персонала к приему детей» стала вспышка коклюша. Ясли по-прежнему нуждались в мебели, кухонной посуде, белье, игрушках.

Жилой фонд

Требование подготовки жилого фонда к предстоящей зиме оказалось трудновыполнимым. Несмотря на принятые постановления, строительство мазанок «пробуксовывало». Семьи фронтовиков еще проживали в землянках. Артелью «Коммунар» было возведено всего два глинобитных домика. Зато возможность получить кредит на ремонт или строительство частного дома явно воодушевила ржевитян. На каждом заседании исполкома положительно рассматривались заявления о предоставлении долгосрочного государственного кредита в сумме от трех до пяти тысяч рублей. Погашать кредит граждане должны были начать с 1944 года, срок погашения — от трех до пяти лет. Частные дома, построенные на выданные государством деньги, стоят на улицах Ржева и в наши дни.

Осенью 1943 года вся земля в городской черте была обезличена и передана в безвозмездное пользование Горкомхоза. Отныне получить участок под строительство можно лишь после получения разрешения Техсовета.

Чем отапливаться?

Заготовка дров продолжалась. Но Гортоп в лице директора т. Обозкина докладывал, что далеко не все предприятия города отнеслись серьезно к этой первостепенной задаче. Например, в сентябре в лес было откомандировано всего 44 человека, а план был выполнен только на 23 процента. Работающие на заготовке дров люди не обеспечивались в полной мере ни инструментом, ни регулярным и полноценным питанием, ни медицинской помощью. А в оставшееся до холодов время было необходимо заготовить 5000 кубометров дров и 5000 тонн торфа с Козинского торфопредприятия.

Кладбища переполнены

В связи с переполнением могилами было решено закрыть для захоронений Смоленское, Казанское и Старообрядческое кладбища и выделить под общегородское кладбище территорию за Курганом на улице Садовой. Часть территории планировалось выделить для захоронения бойцов и командиров Красной Армии. Горкомхозу предписывалось построить на территории кладбища покойницкую, сторожку, другие необходимые хозстроения и привести в исправное состояние дорогу на новое городское кладбище.

Страдают и лошади

Тяжело и плохо в этот год было не только людям, но и животным. Особенно плачевным было состояние лошадей, главных помощников ржевитян в возрождении Ржева. Большинство лошадей нуждалось в лечении и продолжительном отдыхе. Например, бедные животные, приписанные к стройконторе, были поголовно больны чесоткой. В конюшнях отсутствовали ясли для кормления, а специальных людей, отвечающих за кормление и уход, на предприятиях города чаще всего не было. Лошади находились на подножном корме и были крайне истощены. В сентябре лошади, предписанные к Горкомхозу, заболели энцефаломиелитом. И лишь ограничительные меры по отношению к проходящим через город воинским частям помогли справиться с этой напастью.

Овощи, фрукты,
прочие продукты

Осенью наступил час икс для руководителей предприятий, отвечающих за уборку урожая и заготовку даров природы. Амбициозный план заготовки грибов и ягод, по мнению членов горсовета, был сорван из-за несерьезного к нему отношения директоров Калининторга и Горпищекомбината. На сентябрь было заготовлено всего лишь 163 кг солено-маринованных грибов и ни одного килограмма сушеных. Двести тридцать килограммов заготовленных ягод — цифра также несерьезная. Директору Горпищекомбината т. Ганину был объявлен выговор. Но в целом, уборка выращенного на подсобных хозяйствах урожая шла полным ходом с напряжением всех сил и ресурсов.

Колхозный рынок

Местом, где ржевитяне могли пополнить свой рацион, был колхозный рынок. Исполком принимает решение об утверждении санитарных норм и правил, обеспечивающих безопасность торговли. Нарушителей ждал штраф в размере 100 рублей или срок принудительных работ до 30 дней. К 1944 году принимается решение перенести рынок по продаже молочных и других пищевых продуктов на бывшую базарную площадь.

Не хлебом единым

В сентябре было принято решение о восстановлении кинотеатра. Здание, где он располагался до войны, было полностью разрушено и восстановлению не подлежало. Поэтому Ржевскому отделению управления кинофикации было передано «для приспособления под кинотеатр каменное здание бывшего склада Калининторга по ул. Декабристов». Восстановить здание планировалось хозспособом, мобилизуя население. Средства на это было решено просить у Калининского облсовета.

Соцсоревнование
Ржев-Вязьма

Шестнадцатой сессией горсовета были приняты социалистические обязательства по соревнованию между Ржевом и Вязьмой. Однако дела у Ржева в этом направлении шли плохо. По мнению депутатов, главной причиной отставания традиционно являлась плохая работа ряда руководителей предприятий и организаций, которые «не довели до сознания всех работающих значения социалистического соревнования, не мобилизовали народ на выполнение взятых обязательств». В числе отстающих депутаты назвали Калининторг, Горпромкомбинат и Горпищекомбинат. Но и остальные предприятия на 100 процентов свои обязательства не выполнили. Соревнование было решено продолжить, а для большей информированности населения о его значении и ходе было решено задействовать прессу. Редакции газеты «Ржевская правда» предписывалось заняться широким освещением хода соцсоревнования, чествованием его героев и критикой отстающих и нерадивых.

неуд здравоохранению

Восемнадцатая сессия Ржевского горсовета была полностью посвящена проблемам здравоохранения. Главный врач городской больницы т. Кетлер в своем докладе рассказал, как потрудились медики за прошедшие месяцы в невероятно сложных условиях, при нехватке рабочих рук. Однако депутаты остались крайне недовольны состоянием ржевской медицины. И основания для этого были, и весьма серьезные. Больница находилась в антисанитарном состоянии. Пища готовилась в грязном помещении, а посуда, используемая для ее приготовления и раздачи, не мылась. Пациенты в палате зачастую ели одной ложкой, а на складе было обнаружено 46 новых. В больнице, даже в инфекционном отделении, присутствовали посторонние. Отмечено безобразное отношение к хранению трупов, которые «валяются на полу, друг на дружке, покрытые листом железа». Были зафиксированы случаи отсутствия медицинского персонала во время ночных дежурств. Находившиеся вместо врачей случайные люди не в состоянии были оказать помощь поступающим больным. Отсутствовал перевязочный материал. Даже гнойные раны перевязывались старыми грязными бинтами, несмотря на то, что и бинты и марля лежат на складах Калининторга. Да и новое постельное белье, полученное из Горького, тоже почему-то не выдается пациентам. К зиме учреждения здравоохранения практически не готовы.

Депутаты посчитали, что начальник Горзравотдела т. Новикова фактически самоустранилась от руководства и стала в больнице крайне редким гостем. В целом «медики Ржева не оценили ту помощь и поддержку, которую оказывает освобожденным от немецкой оккупации территориям партия и правительство». При этом все выступающие, в том числе и представители области, признавали, что работа в Ржеве, при отсутствии персонала, материалов, с учетом огромной нагрузки по восстановительным работам и подсобному хозяйству — крайне тяжела. Но медиков на сессии ругали городское и областное руководство, представители предприятий. Председатель Горисполкома Комаров отметил, что они ударно поработали в первое время после освобождения Ржева. Однако потом «пыл и энергия быстро остыли» и руководство Горздравотдела пустило всю работу на самотек. Сессия решила дать Горздравотделу возможность срочно исправить недостатки, а контроль возложить на постоянно действующую Комиссию.

В архиве хранится очень интересный документ, написанный красивым ровным женским почерком. Это план противоэпидемических меро-приятий по городу Ржеву на осенне-зимний период 1943-1944 годов.  Врачи и медсестры должны были отправиться с лекциями и проверками в общежития города. Но насколько выполним был план, согласно которому, например, каждые десять дней должны были совершаться подворные обходы всего населения города с целью профилактики сыпного тифа, сказать трудно. Ведь врачи и медсестры и так работали на износ. Также был намечен комплекс мер по борьбе с желудочно-кишечными заболеваниями, дизентерией, дифтерией, корью, коклюшем и по полному охвату всех детей города оспопрививанием.

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *