Жанна Терентьевна ТАБОЛИНА, учитель начальных классов средней школы № 4: «МОЯ ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА – НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ»
— Жанна Терентьевна, Вы — первый учитель для многих ребятишек. А помните ли сами свою первую учительницу?
— Конечно, я помню всех своих учителей третьей школы. Первая учительница Александра Степановна Степанова. Роза Васильевна Виноградова — мой классный руководитель с четвертого класса и до выпуска из школы. Она для меня — идеал учителя: добрая, энергичная, веселая, мудрая. Не просто учитель, а друг.
— Какой Вы были ученицей?
— В начальной школе тихая, неприметная девочка, а потом стала активисткой, комсоргом класса. У нас был замечательный класс, дружный, веселый. Две мои лучшие школьные подруги: Валентина Иванова (руководитель театра «Цель»), Елена Разумникова (завуч 10-й гимназии) живут и успешно занимаются любимым делом в Ржеве.
— На выбор профессии, наверняка, повлиял и любимый учитель…
— Роза Васильевна и мое детское увлечение игрой в школу. «Учила» кукол, мое педагогическое мастерство испытали на себе сестра и брат (смеется). Я любила возиться с маленькими детьми, поэтому и выбрала преподавание в начальной школе. Мне будто свыше был предложен счастливый билет — учительство, я его взяла и ни разу об этом не пожалела. После окончания Старицкого педагогического училища по распределению посчастливилось вернуться в родной город. 15 августа 1983 года пришла в четвертую школу, с тех пор здесь и работаю. Для меня 2018 год — щедрый на юбилейные даты: и профессиональные — 35 лет стажа, и личные — мой юбилейный день рождения, юбилей совместной жизни с мужем.
— Жанна Терентьевна, знаю, что родители, записывая детей к Вам в класс, идут «на имя»…
— Для меня вся школьная деятельность сконцентрирована на детях. На их успехах и неудачах, любознательности, на их рассуждениях. Детские глаза, их эмоции придают мне сил.
— Сколько у Вас было выпусков?
— Десять. В этом году взяла одиннадцатый.
— Если посчитать приблизительно, то Вы были классной мамой для трехсот ребят…
— Если не больше. Когда начинала работать, классы были большие, по сорок пять человек.
— Вы помните свой первый урок?
— Да. Специально по этому случаю купила красное платье, новые туфли… На меня смотрели сорок пять пар горящих глаз. Конечно, я очень волновалась, даже боялась. Но отношения у нас сложились самые теплые. Спасибо родителям моих первых учеников. Они приняли меня, молодого специалиста, как дочь, и помогали.
В декретном отпуске я пробыла около года. Пришли родители учеников и попросили маму и сестру понянчить старшую дочь, чтобы я смогла раньше выйти на работу.
Обучая других, мы учимся сами — это я поняла на своем опыте. Когда начинала работать, у меня в классе был мальчик, который ходил не так, как все, а как-то боком. Странность, казалось бы. Со стороны можно ошибочно полагать, что это обязательно скажется и на умственных способностях, на общении, но это не всегда так. Каково было мое удивление, когда мальчик на перемене начал читать «Трех мушкетеров», а потом наизусть прочитал мне «Бородино». Тогда я поняла, внешние особенности не всегда совпадают с внутренним содержанием человека. Из этого случая я вынесла урок на всю жизнь.
— Учебный год только начался, а Вы уже дали открытый урок…
— Загорелась новой программой по каллиграфии директора и научного руководителя НОУ «Русская школа» Елены Сувориной (г. Тверь). Программа ещё формируется, и Елена Александровна посещает уроки, чтобы как можно лучше адаптировать ее. Сейчас мы с ребятами апробируем развивающие прописи. Я выступаю в роли режиссера, дети действуют самостоятельно, открывают новые элементы. Они постоянно в деятельности и не отвлекаются. Прописи увлекают и вовлекают в творчество, учат думать, развивают речь. Каждую букву, как в конструкторе, мы разбираем на элементы: «арка», «шарик», «кораблик»… — они понятнее детям, нежели наклонная линия с закруглением внизу, например.
— В первом классе отметки не ставятся…
— Оцениваю словесно, пишу в тетрадях «молодец», «умница».
— Несколько лет назад в образование введены Федеральные государственные образовательные стандарты. Как внедрять их требования — немногие педагоги поняли сразу.
— Я для себя расшифровала ФГОСы через высказывание Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи — и я, может быть, запомню, дай мне действовать самостоятельно — и я научусь». Работая по учебной программе «Школа России», беру за основу это правило.
— Какая бы программа ни была, многое зависит от того, как ее преподносит учитель.
— Согласна.
— Жанна Терентьевна, год от года детям учиться становится легче или сложнее?
— Сложнее. Информации вокруг много, дети получают ее достаточно легко и быстро. Но они не привыкли и не умеют применять ее в деятельности, пользоваться ею для получения новых знаний.
Годы перестройки сказались на будущих поколениях. На детях 90-х годов отражалась ситуация в стране, причем, не лучшим образом. Отсутствие основных умений и навыков, того же самостоятельного завязывания шнурков, застегивания пуговиц — такие ребята, за кого это всегда делали мамы, к сожалению, есть, это осложняет адаптацию к школе и процесс обучения.
— Учителям из-за возрастающей отчетности работать не легче…
— Да, завалили бумажной работой… Очень плохо, что в школу не идёт работать молодёжь. Детям нужны деятельные, активные, молодые наставники!
— Родители школьников тоже меняются?
— В лучшую сторону. Мы пережили непростые времена перестройки. Сейчас родители поворачиваются лицом если не к школе, то к образованию и хотят образовывать своего ребенка. Надеюсь, следующий шаг — работа в тандеме со школой.
Учитель всегда постарается помочь родителям, важно идти навстречу друг другу и смотреть в одном направлении. Для постоянного контакта в нашем классе создана группа в Вотсапе. На собраниях говорю родителям, что как классная мама, я должна знать о ребенке все.
— Есть ситуации, когда с учеником начальных классов занимается репетитор…
— К сожалению. Родители должны понимать, что мы не волшебники, а учителя. Я не могу махнуть волшебной палочкой, и ребенок по ее мановению все запомнит. Поможет, если родители прислушиваются к советам педагога. Ребенок не понял тему, затрудняетесь в объяснении сами, переспросите у учителя. Ложное представление некоторых родителей: «Я ребенка в школу отдал — вот и учите. А я буду контролировать». Учить я умею, объясню, как проще, но выучить за кого-то ту же таблицу умножения не в моих силах. Самоустранившись от процесса обучения, сложно получить ожидаемые результаты.
Учеба — это труд, и чтобы получить результат, важна система. Если ее нет — результата не будет. Если кто-то из моих учеников не понимает материал, оставляю после уроков, объясняю.
— Домашние задания первоклашкам задаете? И нужно ли их задавать?
— Мы посоветовались с родителями и решили, что домашние задания нужны. Если не организовать выполнение домашних заданий сейчас, в дальнейшем детям будет сложнее.
— Согласно ФГОС, ученики начальной школы заняты проектной деятельностью, но основная нагрузка в выполнении проекта зачастую ложится на родителей.
— Проект — это действия и деятельность, прежде всего ребёнка. Изготовление открытки, рисунок по определенной теме — тоже можно назвать проектом. Мне как учителю не нужна работа родителя, скачанный с Интернета материал, который ребенок ни прочитать, ни понять не может. К примеру, тема по окружающему миру «Моя малая родина» подразумевает совместную прогулку по городу, ребёнок выберет памятные места Ржева, задача родителя — распечатать фото, даже сфотографировать первоклашка может сам. Фотографии нужно приклеить в рабочую тетрадь. Ее можно сохранить как познавательный альбом.
— Что должен уметь ребенок при поступлении в первый класс?
— Порой, отдавая ребенка в школу, родители дают себе неправильные установки. Они хотят, чтобы его научили читать, считать. Верно, этим я и занимаюсь, но моя главная задача — научить ребенка учиться, самообразовываться. Если в школу придет читающий, знающий цифры ученик — ему будет легче найти нужную страницу, осмыслить задание.
— То есть, учить читать до школы нужно?
— Да. Но учить должен или специалист, или родитель не полениться и заглянуть в методички.
Что касаемо письма, до школы нужно учить не столько писать, сколько развивать руку. К сожалению, ни в городе, ни в области нет центров, где бы могли помочь детям с дисграфией (нарушение письма) и дислексией (нарушение чтения).
Конечно, необходимо социализировать ребенка. Учить обращаться и общаться со взрослыми, сверстниками, старшими ребятами.
Мой самый главный совет родителям: любите своих детей, обязательно им об этом говорите. Не берите на себя роль учителя. Учителя его ждут в школе. Родитель — друг, помощник. Когда мама или папа начинают критиковать, самооценка ребенка падает. Задача родителей — делать все, чтобы развить ребенка.
— На ум приходит восточная мудрость: с рождения до 5 лет с малышом надо обращаться, как с царем, до 12 лет, как с рабом…
— …После, как с другом. Согласна. Этот принцип работает. Надо искать золотую середину в воспитании. Использовать и кнут, и пряник в разумных пределах.
Родители часто эмоционируют, если ребенок что-то делает не так, а ведь каждый из нас, и особенно ребенок, имеет право на ошибку. Взрослые обязаны помнить об этом.
Плохо, когда дети становятся свидетелями двойных стандартов. Это портит подрастающую личность. Маленький человек теряется, не знает, как себя вести, и начинает выказывать протест против всего.
— Жанна Терентьевна, думаю, есть родители, кто сталкивались с нежеланием своего чада делать уроки. Не хочет, и все…
— Проявите терпение, смекалку, творчество и мотивируйте. Советуйтесь с учителем, сотрудничайте. Обязанность делать уроки должна стать одной из потребностей. Первые недели после каникул — адаптационное время для учеников, для родителей и для учителей. Постепенно, при системном подходе, должном спокойствии все войдет в нужное русло.
— Бывает, родители опасаются обращаться к учителю с тем, чтобы выяснить тот или иной вопрос, переживают, что это отразится на ребёнке.
— Настоящий учитель ни в коем случае не допустит такого по отношению к ученику. К рекомендациям, обращениям родителей педагог обязан прислушиваться. Я тоже человек, могу устать, что-то пропустить. И еще одно пожелание родителям: никогда не говорите плохо о своем ребенке.
— Членов родительского комитета своего класса выбрали по желанию?
— Проблем не возникло. Я спросила, кто хочет мне помогать? Помыть класс, выйти на экскурсию, прибить стаканчики к столам, делать уборку в классном помещении… и помощники нашлись тут же. За что им спасибо.
— У Вас две дочери, им довелось быть Вашими ученицами?
— Старшую Юлю учила. И, возможно, была с ней излишне строгой. Одно время хотела, чтобы дочери были учителями, но каждая выбрала свой путь. Я ими горжусь.
— Жанна Терентьевна, с наступающим Вас профессиональным празд-ником! Здоровья, любознательных учеников, родителей-соратников.
— Спасибо. Я от всего сердца поздравляю с Днем учителя своих коллег, желаю хороших учеников, родителей-помощников, интересных будней, чтобы творческий фонтан не иссякал. А это возможно, если есть здоровье.
Беседовала Ольга ЖДАНОВА