ПЛЮС НА МИНУС

Когда в последний раз в Ржеве собирался на Совет директорский корпус — уже, пожалуй, сложно вспомнить. Заложенная при Александре Харченко традиция как-то постепенно сошла на нет, и руководителей в последние годы если и созывали, то под этими попытками объединения явно прочитывались какие-то определенные цели. Само проведение таких заседаний — а они раньше всегда проходили при обильно накрытых столах — стало для бюджета и предприятий накладным и тоже отошло в прошлое. Да и директорский корпус изменился: из прежнего состава — процентов тридцать, наверное, а остальные семьдесят составляют новые и меняющиеся люди. Иногда они и познакомиться-то не успевают — негде; у каждого свои заботы, а Советы редко созывают… Поэтому инициативу городской администрации провести в этот четверг заседание Совета директоров многие встретили с удивлением.

ЗА ПОЛГОДА — МИНУС ЧЕТЫРЕСТА

Традиционный для заседаний Совета директоров вопрос о социально-экономических показателях Ржева за первое полугодие нынешнего года мало кого из присутствующих оставил равнодушным. Демографический спад в нашем городе продолжается, причем, угрожающими темпами. За год, с января прошлого по январь нынешнего года, население Ржева уменьшилось почти на четыреста человек! Новорожденных — 214, что на 63 ребенка меньше, чем за аналогичный период прошлого года, а умерших — 310, а это почти на треть больше прошлогоднего показателя… Плюс, миграционное снижение идет просто-таки с пугающим нарастанием. На фоне этого даже рост инвестиций и заработной платы не выглядел оптимистично.

Татьяна Марченкова, замглавы администрации Ржева по экономике, которая и озвучивала этот вопрос, подвела итог: главным риском для будущего Ржева является демографический спад (а значит, сказала она, необходимо приложить усилия к созданию комфортной среды — поднять уровень здравоохранения, образования, коммунального обслуживания, дорожного хозяйства…) Кроме этого, Татьяна Ивановна обратила внимание собравшихся на снижение количества занятых на крупных и средних предприятиях и росте неформальной занятости (а это — недополучение отчислений для бюджета и незащищенность для работников).

ПАСПОРТ ДЛЯ ГОРОДА

По завершении доклада никто из присутствующих не задал ни одного вопроса и не произнес комментария. И Татьяна Ивановна перешла ко второму разделу повестки. Она рассказала о том, что в администрации города создан «Инвестиционный паспорт Ржева». Этот документ создавался и раньше, то в виде презентации, то в виде электронного документа на официальном сайте… Теперь он есть также в виде буклета и брошюры. Правда, ограниченным тиражом. Буклет часть присутствующих получили в раздаточном материале, а Марченкова рассказала о Паспорте с трибуны. В его содержание вошли обзорные сведения о Ржеве и историческая справка, инфраструктурный потенциал и ресурсы, структура промышленного производства, краткая характеристика малого бизнеса и перечень потребностей рынка, упоминание о туризме, список гостиниц и банковских организаций. Кроме того, в Паспорт включили перечень свободных муниципальных площадей и земельных участков. Этот документ не статичный, а обновляемый, и потому Татьяна Ивановна попросила руководителей предприятий до 1 декабря передать в администрацию сведения об имеющихся в их распоряжении незанятых площадях и зданиях, чтобы и эти данные вошли в новую редакцию «Инвестиционного паспорта Ржева».

СВЯЖЕМ БИЗНЕС С ВЛАСТЬЮ

— Почему в Ржеве, городе, где традиции промышленников и купцов исторически сильны, нет своей Торгово-промышленной палаты? — с таким вопросом обратилась к присутствующим следующий докладчик Антонина Ватолкина. Антонина Михайловна, как она сама сказала, родилась и выросла в нашем городе, но уехав поступать в институт в 1976 году, больше на ПМЖ сюда не вернулась — осталась в столице, где закончила не один вуз и даже магистратуру МГИМО. И сегодня хочет помочь своей малой родине. На следующий ее вопрос в зал «а что такое Торгово-промышленная палата», опять-таки никто не ответил, и она объяснила сама: организация, которая осуществляет связь бизнеса и власти. Она может помочь разрешить какие-то проблемы, оказать юридическую помощь, продвинуть и изменение законодательства, и продукцию, в том числе и на международном рынке — организация-то международная… Докладчик предлагала Ржеву развивать торговые отношения с Германией, рассказывала, как ТПП помогла разрешить вопросы с лицензированием такси и сносом палаточной торговли. Показала презентацию о том, как создавалась сеть подразделений Торгово-промышленных палат по Московской области и как построена их структура. По стране, сказала Ватолкина, действует порядка 180 подразделений ТПП, они есть и в меньших, чем Ржев, городах. Что-то из ее эмоциональной речи казалось не совсем понятным, что-то — бесполезным для местных реалий, что-то — утопичным (например, проф-ориентационная зарубежная инициатива, когда за счет государства абитуриент год путешествует в поисках «своей» профессии). Рассказала о моделях подобных организаций, принятых в других странах (где-то членство в ТПП обязательное для любого бизнесмена, и финансируется она исключительно членскими взносами, а где-то — добровольное, и тогда государство вводит для нее преференции на какие-то виды деятельности — например, ТПП осуществляют сертификцию). В России, сказала Антонина Михайловна, модель смешанная.

Энтузиазма в вопросах и комментариях после экспрессивной речи не последовало. В пользу объединения высказался лишь гендиректор «РЭР-Тверь» Владимир Плешаков, сказав, что в сложные времена объединяться по интересам и профильным направлениям жизненно необходимо, и Ржеву это поможет стать городом N№ 2 Тверской области не по численности, а по влиянию и авторитету. А вот Владимир Карпов резонно предложил не изобретать велосипед: он-то хорошо осведомлен, что объединений в Ржеве имеется достаточно — есть и Совет директоров, и Совет предпринимателей, а теперь еще и Ассоциация работодателей добавилась… Надо только пользоваться их возможностями. Глава города, подводя черту, обозначил 1 ноября как срок, до которого нужно определиться с целесообразностью создания ТПП в Ржеве. Мнения собирает администрация, а до этого времени желающие смогут ознакомиться с деятельностью ТПП в одном из ближайших городов, где она успешно функционирует.

ДАВАТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ НУЖНО ИМЕННО В РЖЕВЕ

Четвертый, и последний вопрос по времени превзошел все предыдущие. Но и интереса вызвал немало. Речь шла о возобновлении возможности получить в Ржеве диплом о высшем образовании. И не какой-то, а МАИ — Московского Авиационного института. Его возможности впечатляют: двадцать тысяч студентов и 3,7 тысячи бюджетных мест ежегодно!

Проректор МАИ по учебной работе Дмитрий Козорез сразу подкупил тем, что не стал обещать золотых гор и не начал, как его коллеги три года назад на подобной встрече с промышленниками, рассказывать о его «необходимых предприятиям компетенциях». Он начал с констатации неудачного опыта по целевому обучению ребят из регионов в МАИ. Предприятие (например, «КНААЗ») заключало с абитуриентом контракт и платило вузу за его обучение. Однако, как было и в ситуации с новоиспеченными педагогами и медработниками в Тверской области, они не возвращались в свои города. Не останавливало даже обязательство вернуть все деньги предприятию — возвращали, тем самым превращая эту выплату в беспроцентную ссуду на обучение. Невоз-
врат специалистов достиг 97 процентов, и предприятие с вузом прекратило не оправдавшую себя практику.

— Единственный выход — вести обучение здесь, в Ржеве, — сказал докладчик. Отработанные методы и формы для этого есть.

Он донес до присутствующих довольно много интересного. Например, что в связи с техническим прогрессом кардинально изменилась сама роль вузов и вслед за ней была изменена модель обучения.

— Раньше технологический цикл обновлялся через 30-35 лет. То есть, получившему образование в определенной области специалисту хватало компетенций практически на весь его трудовой стаж. Теперь этот срок — 5 лет. Студент не успевает выпуститься — а знания уже могут устареть. И поэтому мы перешли на «проектное обучение» — когда производственные корпорации сами определяют темы перспективных для себя разработок и именно под эту тематику (причем в привязке к предприятию) мы и готовим специалистов со 2-го курса. К 4-му они уже все фактически трудоустроены!

Что дает создание (а в нашем случае — возрождение) образовательного промышленного кластера на отдельной территории, ржевитянам старшего поколения пояснять не нужно. Добрая половина успешных городских руководителей — выходцы филиала ТвГТУ. «Социум инженеров рождает себе подобных», — так сформулировал мысль докладчик. Он сказал, что воспитание инженеров авиакосмической отрасли можно начинать уже со школы (даже написаны специальные учебники, где задачи адаптированы под эту специализацию). Что очень много возможностей дает поступление в вуз после техникума. Рассказал об опыте завода в Луховицах, где кооперация уже 12 лет выстроена прямо на заводе: сотрудники учатся «на вечернем», не выходя за проходную. На логичный вопрос о преподавательском составе — пояснил, что дистанционные технологии общения и обучения отработаны в МАИ на примере прямой и постоянной коммуникации с космодромом «Восточный». Призвал организовывать дни открытых дверей, потому что «никто в городе не знает, чем занимается предприятие» — и это так. А значит, и мотивация идти на это предприятие отсутствует.

Глава города Вадим Родивилов предлагает такое взаимодействие организовать уже не на базе предприятия (как было с «Элект-ромеханикой»), а на базе недавно созданного в Ржеве «Научно-образовательного центра» (им руководит Ольга Алексеевна Климова), потому что это позволит там же организовать симбиоз не с одним, а даже с несколькими вузами.

Пожалуй, это и стало самым важным пунктом повест-ки Совета директоров. Этот плюс может перебить минус. Ведь без подготовки кадров будет страдать и инвестиционная привлекательность, и демография, и жизнеспособность бизнеса и предприятий. И никакая Торгово-промышленная палата, увы, тогда не пригодится.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *