Евгений Вениаминович БЕЛЯКОВ, наладчик сварочного оборудования АО «Элтра-Термо», Заслуженный машиностроитель РФ: «ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ»

— Евгений Вениаминович, совсем недавно Вам, ржевитянину и двум рабочим Тверского вагоностроительного завода, присвоено звание «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации». Поздравляем Вас с высокой наградой. Это почетно и для предприятия, и для города.

— Спасибо. Я хотел бы поблагодарить коллектив за выдвижение меня на эту награду. Осознание, что получил ее, все еще не приходит. Для меня это значит встать вровень с заслуженными энергетиками, врачами, артистами России. В первую очередь, воспринимаю свое звание как награду за терпение и труд.

— Кем Вы мечтали стать в детстве и юности?

— Военным. Даже поступал в Суворовское училище. Но мы предполагаем, а обстоятельства располагают.

— Вы живете и работаете в Ржеве, это Ваши родные места?

— Место моего рождения — Ленинград, но судьба сложилась так, что рос и воспитывался я в Тверской области, в Зубцовском детском доме. Директором тогда была Зоя Петровна Ефремова. Воспитатель Марья Михайловна стала мне второй мамой. Благодаря ей и ее мужу, впоследствии директору детдома Виктору Васильевичу Громову, я и еще много ребят-детдомовцев выбились в люди, стали профессионалами своего дела и просто достойными людьми. Учился я хорошо, школу окончил без троек. На всю жизнь запомнил, как в 1982 году Виктор Васильевич на своем «Москвиче» повез меня поступать в Ржевский машиностроительный техникум. Я очень уважал этого человека, не сомневался, что он хочет мне добра, поэтому согласился с его решением. Через Волгу на другой берег Ржева мы переправлялись на пароме, нового моста тогда еще не было.

Три с половиной года учился на техника-электромеханика. Над техникумом шефствовал тогда Ржевский завод автотракторного оборудования (АТЭ-3). И на предприятии, где тружусь сейчас, я впервые побывал на первом курсе. Нам показали производство, сводили в музей. Я был очень впечатлен масштабами завода, шумной, искрящейся в прямом смысле слова рабочей атмосферой.

В те годы в нашем Ржевском техникуме даже студенты из Тольятти учились. За годы учебы мне посчастливилось побывать на практике в Миассе на машиностроительном заводе, где собирали «Уралы». Везде опытные рабочие принимали нас, студентов, хорошо. Объясняли, помогали. Они тогда видели в нас себя — молодых специалистов, так и я сейчас отношусь к молодым.

— Считается, что студенческие годы — самые счастливые?

— Не оспариваю. Эти годы вспоминаются всю жизнь. Есть в них что-то особенное.

— А после учебы…

— Немного поработал на АТЭ-3, потом ушел в армию. Долг Родине нужно было отдать обязательно. Служил в Ярославле, специальность — «радиотелеграфист». Вернулся весной 1988 года. С работой были варианты, можно было пойти в милицию, в пожарную службу, на завод «Электромеханика», но я пришел на АТЭ-3. От работы дали общежитие на улице Мира. До осени работал наладчиком автоматов намотки якоря. Потом уехал в Тольятти на курсы наладчиков сварочного оборудования. Месяцы, проведенные в учебном корпусе завода ВАЗ, мне очень многое дали, я научился работать на сложном оборудовании. Учиться было непросто, к окончанию восьми месяцев отсеялась половина слушателей курсов. Но мне справляться с трудностями было интересно. Терпение и настойчивость преодолеют все препятствия — это правда. Проверено на собственном опыте.

Признаюсь, предлагали остаться в Тольятти, но у меня сомнений не было — еду домой. На предприятие вернулся с шестым, самым высоким разрядом. К работе приступил по пятому, так как у нас не было такого, как в Тольятти, оборудования.

— Вам тогда еще не было и двадцати пяти лет…

— Двадцать три года. Затем заочно поступил в Московский государственный открытый университет на специальность «инженер-электрик», работал инженером по сварке в отделе главного технолога.

— С 20-х годов прошлого столетия Россия была в пятерке ведущих машиностроительных держав, к концу 30-х годов даже вышла на второе место, потеснив саму Германию. События, которые вершились в стране в 90-е годы, сказались на машиностроении крайне отрицательно.

— Ржев был городом машиностроителей, сейчас, к сожалению, провал. Он везде по России, но от этого не легче. Когда я только пришел на АТЭ-3, там было тысячи четыре рабочих, которые трудились в две смены. Потом число сократилось в несколько раз, но и в сложные времена на предприятии оставались специалисты. Которые, как я, никуда не ушли.

Благодаря нашему руководству, конструкторам производство не остановилось. В кризисные времена завод удавалось даже модернизировать.

— В октябре 2008 года АО «Элтра-Термо» и АО «Лихославльский радиаторный завод» преобразованы в производственную компанию «Прамотроник»…

— Да. Сфера деятельности сосредоточена на разработке, производстве, продаже и сервисном обслуживании современных климатических систем, систем независимого подогрева и охлаждения двигателей транспортных средств для коммерческого транспорта, автобусов, спецтехники. Увеличивается спрос, наши теплообменники поставляются за рубеж. Их производство увеличилось в разы. У нас серьезные потребители: КамАЗ, а также Минский автомобильный завод — МАЗ.

— Как бы ни складывалась ситуация на заводе, Вы сказали, что с производства не ушли. Почему?

— Не знаю… Принцип жизни такой, не разменивать одно на другое. Мое искреннее убеждение, как бы ни было сейчас — спустя время все будет хорошо.

— В конце обязательно будет хорошо, если сейчас не хорошо, значит, еще не конец.

— Как-то так. Жизнь — чередование белой и черной полос. Когда черная — нельзя отчаиваться, важно помнить, что белая полоса обязательно наступит.

А еще я уверен, что рядом с плохим человеком не будет хороших людей. В 90-е годы я вынужден был уйти в производство, стал наладчиком сварочного оборудования сварки подогревателя. На этой должности и работаю.

— В чем заключается работа со сварочным оборудованием?

— Прежде чем к работе приступит сварщик, я проверяю режимы сварки, чтобы процесс проходил согласно технологиям. Это возможно, только если сам умеешь варить, иначе никак. Мы работаем с несколькими видами сварки: контактная (точечная, рельефная, шовная), электро-дуговая (полуавтоматическая, автоматическая, ручная), ультразвуковая.

— Профессия «сварщик» по-своему опасна, серьезная нагрузка ложится на глаза.

— Особенно при электродуговой. За последние годы степень защиты сварщика возросла, технологии на месте не стоят. Сварочные маски «хамелеон» с автоматическими светофильтрами неплохо защищают глаза.

— Евгений Вениаминович, молодежь на предприятии работает? У Вас наверняка были ученики…

— И молодежь есть, и ученики были. Кто-то ищет себя, кто-то — высокий заработок, кто-то уходит, а кто-то продолжает работать. У нас есть молодые технологи, конструкторы — это, несомненно, вселяет оптимизм. Им предстоит учиться, нарабатывать опыт, но хорошо, что молодежь возвращается в рабочие специальности.

— Избегает наша современная молодежь работать руками…

— Не соглашусь. Они выросли в эпоху компьютеров, в отличие от нас, для кого развлечением были книги и прогулки. Сейчас интересы молодых меняются, они снова начинают гулять на улице.

— Вы сказали, что даже в сложные времена на заводе оставались специалисты…

— Бок о бок, рука об руку много лет работаю с Андреем Шитиковым, Владимиром Громовым, Владимиром Барановым, Валерием Афанасьевым. Особо хочу отметить Аллу Михайлову, Ирину Тихомирову, Романа Константиновича Короткова.

Когда работа — второй дом, легче переживаются любые трудности. Дружный, сплоченный коллектив, где друг друга понимают и поддерживают — все это помогает в жизни.

— И, конечно, семья…

— Это главное. В 1996 году произошли два важных события в моей жизни: я окончил вуз и женился. С супругой познакомились в общежитии. Двадцать два года вместе, семнадцать из них вместе работаем. Наталья — слесарь-сборщик, отличная хозяйка, моя любимая женщина и верный друг. Наша дочь Татьяна — студентка третьего курса Санкт-Петербургского строительно-архитектурного университета. Она выпускница художественной школы. Мы гордимся ею.

— А она — вами.

— Танюша — молодец, старательно учится, обращается за советами — это очень ценно для родителей.

Когда мы с Наташей поженились, нам от предприятия дали еще одну комнату. Через несколько лет общежитие перешло к городу, комнаты можно было приватизировать. Что мы и сделали. На часть суммы от продажи купили полдома. Кто понимает в строительстве, знает, какие заботы у хозяев со шлакозаливным домом.

У нас теплые семейные отношения с двоюродной сестрой Татьяной и племянницей Катей, которые живут в северной столице, с тещей и тестем, с братом жены Сергеем, он и мне стал братом. Очень уважаю своих родственников, благодарен им за поддержку и помощь. Евгений Александрович работал токарем в колхозе имени Ленина. Золотые руки у тестя, к нему со всей округи обращались за помощью. Нина Павловна — бухгалтер и моя крестная. Мне повезло со старшими друзьями — семьей Громовых, они мне словно родители. Виктор Васильевич мой крестный. Мы дружим уже более тридцати лет. Пока Виктор Васильевич был директором детского дома, он каждые пять лет организовывал вечера-встречи выпускников, на которые приезжали бывшие воспитанники.

— С друзьями детства, юности общаетесь?

— Конечно, перезваниваемся, по возможности видимся с одноклассниками: Татьяной Марковой, Ириной Кузнецовой, Виталием Александровым. Переехав в свой дом, нашли новых друзей: Светлану Щербакову, Светлану и Игоря Гороховых — замечательные люди.

— Евгений Вениаминович, о чем Вы мечтаете?

— …Если говорить о рабочих мечтах, чтобы у нас была лучшая в мире продукция, лучше германской, наших главных конкурентов. Чтобы в своих разработках мы пошли дальше, делали не просто копии, они всегда хуже оригинала, а что-то свое, новое.

— А вне профессии?

— … Чтобы у дочери все сложилось и дом достроить.

— Какие даты в вашей семье знаменательные?

— День свадьбы. И когда наша команда в 2008 году обыграла Голландию в футбольном матче (улыбается). Всей улицей болели. Да, я футболом с детства увлекался. Давно не играю, но болею с большим удовольствием. Чемпионат Мира в этом году большой дружной компанией смотрели, радовались за нашу сборную.

— Пожелания молодежи скажете?

— Важно, чтобы у всех был достойный заработок. Тогда есть стимул хорошо работать и также отдыхать.

Наша задача — сохранить машиностроение, чтобы отрасль развивалась. А для этого необходимо постоянно идти вперед. Чтобы на продукцию был спрос, она должна быть высокого качества, надежной в эксплуатации, а это зависит и от нас, опытных, и молодых специалистов.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *