НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА

Прекрасный вечер бардовской песни, что проходил в Центральной библиотеке им А.Н. Островского 25 октября, подарили нам Алла Дмитриева, руководитель молодежного клуба «Сверстник», а также исполнители из Москвы, Твери и Кимр.

В гостиной Центральной библиотеки не было свободного места: школьники, учителя и многие ржевитяне — любители творчества Юрия Визбора, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Александра Городницкого и Александра Галича, 100-летие которого отметили 19 октября, собрались, чтобы вновь вспомнить старые добрые песни о главном. Ведущая и автор сценария вечера Алла Дмитриева рассказала об этапах развития бардовской песни у нас в стране, об известных исполнителях, имена которых на слуху. Каждая новая страничка о поэте-барде сопровождалась музыкальным выступлением тверских и московских гостей.

Вечер открыл народный коллектив из Твери — городской клуб авторской песни под руководством Светланы Тюриной, хорошо знакомой ржевитянам по многочисленным встречам в клубе «Аккорд». Вместе со зрителями тверские артисты задушевно исполнили песню Юрия Визбора «Солнышко лесное», которую 45 лет назад пели наши родители, потом мы в 70-80-х, а теперь поют наши дети и внуки. Действительно, эта песня на все времена, а Юрий Визбор не только автор-исполнитель, журналист, киноактер, писатель, учитель, сценарист, но и один из основоположников жанра авторской песни.

В 1951 году Юрий Визбор написал свою первую песню «Мадагаскар». В 58-м были сделаны первые магнитофонные записи. А вот увидеть поющего Визбора советские граждане смогли только в 1966 году. Он снялся в фильме Марлена Хуциева «Июльский дождь». Визбор сыграл в четырнадцати фильмах (зрители, наверняка, помнят Бормана из «Семнадцати мгновений весны»), написал песни для тринадцати, в том числе вместе с Сергеем Никитиным и Дмитрием Сухаревым знаменитую «Александру» из оскароносного фильма «Москва слезам не верит». За свою недолгую жизнь (всего 50 лет) он написал около 320 песен, более 50 песен на его стихи написано другими композиторами. Сохранились записи около двухсот песен других авторов в его исполнении. И, главное, — осталось великое движение романтиков с гитарой, которые дарят нам радость от встречи с песней.

В конце 60-х авторская песня приобрела такую популярность, что любители ее по всей стране стали объединяться в клубы. Устраивались «слеты» — загородные фестивали авторской песни. Самый крупный из них — Грушинский, в честь Валерия Грушина, куйбышевского студента, трагически погибшего в туристическом походе, — до сих пор проводится под Самарой, на Волге.

Всей душой любят бардовскую песню и на тверской земле. В этом мы смогли убедиться воочию.

«На любовь свое сердце настроить» помогла зрителям выпускница ржевского клуба авторской песни «Аккорд», участница многих фестивалей авторской песни на Селигере, в Новосибирске, в Ярославле и Твери, гостья из Москвы Ульяна Сенченко. В ее исполнении прозвучала «Виноградная косточка» Булата Окуджавы. Первую бардовскую песню «Бригантина» (которая появилась еще в 1937 году) и «Давайте восклицать!» великолепно исполнили тверские барды Светлана Тюрина и Сергей Воробьев. Еще один хит Булата Окуджавы «Музыкант» и знаменитая песня Юрия Визбора «Наполним музыкой сердца» прозвучали в исполнении тверского ансамбля «Жемчужина». Зрители искренне благодарили артистов громкими аплодисментами. Надо отметить, что Алла Дмитриева постаралась рассказать о самом интересном из жизни советских звезд бардовской песни — Окуджавы, Высоцкого, Городницкого, Визбора, особо уделив внимание юбиляру Александру Галичу. Вспомним и мы драматурга и прозаика, поэта и сценариста, автора и исполнителя собственных песен, который в начале 60-х обратился к резкой критике существующего строя с неслыханной смелостью и откровенностью. Любую песню Галича возьмите — она не потеряла свою актуальность и будто написана вчера:

И пою, что хочу, И кричу, что хочу,

И хожу в благодати,  как нищий в обновке.

Пусть движенья мои в этом платье неловки —

Я себе его сам выбирал по плечу.

Наверное, не случайно в СССР за хранение и распространение записей А. Галича можно было получить тюремный срок. Поэт говорил: «Я твердо верю в то, что стихи, песня могут обладать силой физической пощечины». И вряд ли кто сможет что-либо этому возразить.

Музыка в биографии Галича появляется в конце 1950-х годов. Он пишет песни и самостоятельно их исполняет, играя на гитаре.

Несколько произведений в 60-х годах были запрещены в СССР, поскольку не соответствовали советской эстетике. Однако это не самое плохое, что его ожидало. Весной 1968 года Галич выступает на публичном концерте, который состоялся в рамках фестиваля авторской песни в Новосибирске. В числе других своих произведений он исполняет песню «Памяти Б. Л. Пастернака». А через месяц после этого события в местной газете появляется публикация, где Галича подвергают общественному порицанию. Сразу же в его адрес поступают угрозы, следует запрет на исполнение песен и репрессии.

Пытаясь игнорировать реакцию властей, через год Александр Галич выпускает первую книгу «Песни». Печатью занимается «антисоветское» иностранное издательство «Посев». За это в 1971 году Галича исключают из Союза писателей СССР, а в следующем году он перестает быть членом Литературного фонда и Союза кинематографистов. То есть фактически лишенный средств к существованию, в 1974 году он вынужден был эмигрировать. А через три года трагически погиб в Париже: когда подключал антенну к телевизору, его ударило электрическим током.

Галич создал много произведений. Больше всего поклонникам полюбилась книга «Когда я вернусь», баллады «О вечном огне» и «О сознательности», бардовская песня «Еще раз о черте».

Как драматург он написал 6 пьес, в числе которых «Улица мальчиков», «Пути, которые мы выбираем», «Много ли человеку надо». В 1958 году поэт создает пьесу под названием «Матросская тишина». Премьера должна была пройти в только что открывшемся «Современнике». Однако дебют не состоялся. Впервые зрители увидели постановку уже после смерти автора, в 1988 году.

В 1954-м Галич пишет сценарии для фильмов «На семи ветрах», «Государственный преступник», «Третья молодость», «Бегущая по волнам». В 1964 году за фильм «Государственный преступник» Галича наградили грамотой КГБ СССР. Запрет на выпуск книг и песен Галича сняли только в 1980 году. В 1993 году власти решили посмертно вернуть поэту гражданство.

С большим интересом посмотрели мы отрывок из фильма по сценарию Галича «Верные друзья». Затем песню Галича «Номера» исполнила тверичанка Анастасия Панова, а Ульяна Сенченко посвятила памяти поэта песню Зои Ященко «Белая гвардия».

В тот вечер в исполнении гостей прозвучало немало любимых многими поколениями песен: «Если друг оказался вдруг», «Паруса Крузенштерна», «Марьюшка», «Ах, не ревнуй». Завершилась встреча поистине народной песней Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». Но, как верно заметила ведущая, наша любовь к авторской песне на этом не заканчивается. Она будет жить в наших сердцах, окрылять нас, вселяя надежду, а главное — будет лечить наши души.

Уже после концерта учителя из разных городских школ предложили Алле Дмитриевой встретиться еще раз. Очень хотелось бы услышать бардовскую песню еще и в исполнении ржевитян (талантов у нас немало), а также Владимира Киреева из Твери.

Елена Сооляттэ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *