НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ

Так случилось, что ветеран Великой Отечественной войны Аркадий Алексеевич Кузьмин, известный Санкт-Петербургский художник-график, журналист и писатель, не был на родной ржевской земле сорок лет.

Но не зря говорят: лучше поздно, чем никогда. 3 ноября в Выставочном зале Ржева состоялась презентация выставки живописи и графики Аркадия Алексеевича и интересная творческая встреча с художником.

Оказывается, многие ржевитяне в этот день впервые узнали о своем талантливом земляке, хотя, те, что постарше, сами того не подозревая, заочно были знакомы с его творчеством и раньше. Все мы писали 20-30 лет назад своим близким и друзьям письма, поздравляли с праздниками яркими, красочными открытками. Каково же было удивление, когда на выставке я снова увидела этих сказочных новогодних снеговиков, Деда Мороза и тройку резвых коней, и развевающиеся на ветру красные знамена с символами советской эпохи. Рассматривая полезные для здоровья человека растения из «Зеленой аптеки», припомнила и школьные уроки ботаники. Барбарис обыкновенный, жимолость съедобная изображались также на почтовых конвертах. Разве могла я себе вообразить, что спустя десятилетия познакомлюсь с автором этих открыток, ставших сегодня достоянием коллекционеров! Аркадий Кузьмин создал более 400 открыток, сотрудничая со многими издательствами, иллюстрируя книги и учебную литературу, рисовал плакаты и этикетки, эскизы для календарей. Но Аркадий Алексеевич не только художник-график, он журналист и писатель. Четырехтомник «Свет мой», который создавался много лет, Кузьмин подарил Ржеву. Это разговор-размышление очевидца о событиях XX века в России, о судьбах ее граждан. Аркадий Алексеевич издал роман на свои собственные средства, его тираж составил 40 экземпляров. Для полноценного издания спонсора не нашлось.

— Прошлый век велик на поступки наших соотечественников, — рассказывает Аркадий Алексеевич. — Они прошли через НЭП, коллективизацию, огненные годы Великой Отечественной войны, перестройку и развал великого государства. Мои герои жили, любили, страдали, созидали.

Ржевитяне, уверена, с интересом прочтут этот роман, поскольку он автобиографичен. Немало страниц посвящено Ржеву во время фашистской оккупации. Герои романа — реальные люди, и судьбы у них настоящие, хотя немного изменены. Антон Кашин — это сам Кузьмин. А за красивым названием деревни Ромашино читатель без труда узнает Домашино, где 19 марта 1929 года в крестьянской семье родился будущий художник и писатель.

— Отца моего, Алексея Кузьмича Кузьмина, призвали в 1941 году, — вспоминает Аркадий Алексеевич. — Мать осталась с шестью детьми на руках. А вскоре после ухода отца на фронт мы оказались на территории, оккупированной немцами. Успели с фронта получить только три письма. Было очень тяжело, голодали, ели траву. Сергей, старший брат, попал в лагерь для военнопленных. Воинскую часть отца сформировали и через Калязин — под Ленинград. Он писал: «У меня жена теперь — винтовка — рядом с ней и сплю. Скоро иду в бой».

В Первую мировую и гражданскую — в общей сложности семь лет воевал отец. Хозяйственный был мужик, очень толковый — любую технику мог починить, знал кузнечное дело. Большим авторитетом пользовался у односельчан в Домашино, ему доверяли сельскую казну. Он был не очень рослый, но крепкий. Шел по селу и, если дрались мужики или парни, разнимал быстренько всех.

В октябре 41-го мы были под немцами. Всего год и семь месяцев. Я видел и немецких солдат, как они измывались над нами, и то, что происходило с населением. Немцы не щадили никого: ни женщин, ни детей. Только по счастливой случайности я не погиб и не расстреляли нашу семью. Страшное было время! Илья Эренбург писал, что такого ужаса, как под Ржевом, он и в Сталинграде не видел: «Красная Волга была от крови». Около миллиона погибло здесь. Но наши держали укрепления, чтобы не пустить врага к Москве, отвлекали силы.

В 43-м, когда нас освободили советские войска, пришло известие, что отец пропал без вести. Ничего не знали мы о нем 70 с лишним лет. Недавно с дочерью и племянниками нашли под Петербургом воинское захоронение, где плиты гранитные — ни конца, ни краю. Там он и похоронен.

Когда Ржев освободили, Аркадию было уже 14. Он тогда подружился с бойцами воинской части, которая весной передислоцировалась сюда из-под Сталинграда. И мальчишка попросился на фронт, уговорил командира-подполковника.

— Самое трудное — это разговор с матерью, — продолжает рассказ художник. — Но она в итоге меня поддержала. Когда командир вызвал ее на беседу, сказала: «Это выбор моего сына, я не могу препятствовать».

Так Аркадий Кузьмин стал воспитанником Управления полевых госпиталей N№ 40 и в его составе прошел Смоленск, Белосток, Померанию. День Победы встретил вместе со своей санитарной частью в немецком городе Пренцлау. Побывал в Берлине, расписался на стенах Рейхстага.

В самом конце войны смерть снова прошла почти рядом с ним. 10 мая, когда бойцы собрались в столовой отметить День Победы, на часть напали переодетые в советскую форму власовцы. Аркадий чудом уцелел в той перестрелке. К счастью, подоспела подмога из комендатуры и власовцы были уничтожены. О фронтовом периоде его жизни напоминают медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

Вернувшись с фронта, Кузьмин поехал в Москву, хотел учиться. Но сначала пришлось нагонять школьную программу, ведь до войны он успел закончить только 5 классов. Строил большие планы, но… из-за бюрократической ошибки его снова призвали в армию. «Я, пожалуй, единственный человек, служивший два раза», — смеется Аркадий Алексеевич. Так он оказался матросом Балтийского флота, а службу проходил в Ленинграде.

Всю свою жизнь, начиная с раннего детства, Аркадий Алексеевич рисовал. Рисовал все, что видел, но особенно нравилось изображать природу. На фронте удалось достать роллерную бумагу, так он тогда целую выставку портретов устроил, посмотреть на нее приезжали даже из других частей. Несколько рисунков Аркадий сделал и в побежденном Берлине, но они не сохранились.

И на флоте его талант не остался незамеченным. Первые живописные работы Аркадия Кузьмина были отобраны в 1952 году на Московскую выставку флотских художников. После демобилизации он работал художником в кинотеатре, учился в Московском полиграфическом институте, затем читал лекции в его Ленинградском филиале. Сотрудничал со многими издательствами, был не только иллюстратором, но и корректором, редактором, журналистом.

До 1975 года работал заместителем директора издательства «Художник РСФСР». С 1990-х годов Аркадий Алексеевич активно участвует в выставках в домах культуры, галереях, клубах, офисах, библиотеках. Художник предпочитает писать пейзажи с натуры, по настроению камерные, доверительные. Также пишет акварелью, масляной пастелью, маслом, работает в графике. Его работы отличает очень тщательный подход ко всем деталям.

— Я остаюсь приверженцем традиционной манеры письма, придерживаюсь выработанных годами правил живописи. И никогда ничего не додумываю, чтобы придать картине больше эффектности. Натура сама по себе прекрасна и не нуждается в приукрашивании, — делится художник секретами мастерства. Самые известные работы Аркадия Кузьмина хранятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, а теперь и в Ржеве.

Аркадий Алексеевич подарил ржевитянам бесценную коллекцию — порядка 40 своих произведений, на которых запечатлен Ржев 50-х годов, а также письмо художника-фронтовика Николая Васильевича Кротова и пачку новеньких новогодних открыток с видом Ржева (фото Л. Поярковой) с пожеланиями счастья всем землякам.

В следующем году Аркадий Алексеевич отметит 90-летие. Столь почтенный возраст с присущим ему чувством юмора называет подростковым, говорит, что в душе еще молод, полон сил и желания работать. Радует дочь Анна, человек разносторонний, имеет два высших технических образования и явные способности к литературному творчеству.

Так случилось, что судьба разбросала большую семью Кузьминых по разным сторонам. Мама уехала из Ржева в 80-х годах, похоронена в Подмосковье.

В Домашино живут родственники — племянница Лидия (дочь брата Валентина) и ее дети. В Москве — сестры, которые приехали в Ржев на выставку, их дети и внуки.

Аркадий Алексеевич надеется, что это не последняя встреча на родной земле, и впереди еще немало интересных открытий.

Елена Сооляттэ

Фото автора и Елены Ивановой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *