ППМИ: ПРОГРАММА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПРИМЕРОВ

Всю прошлую неделю в Ржеве торжественно открывали детские площадки. И не пиара ради, как проще всего предположить, а потому, что «торжественное открытие» объектов ППМИ — одно из условий реализации этой программы, специально прописанное в ней отдельным пунктом. Именно по этой причине то и дело под конец года в разных районах области перерезают ленточку то в обновленном дворе, то у новой водопроводной трубы или дорожного участка, а то и у контейнерной площадки. И ничего с этим не поделаешь: авторы программы решили, что должно быть именно так. Сама же Программа поддержки местных инициатив — инструмент настолько же действенный и полезный, насколько изобилующий разного рода условиями. Впрочем, соблюсти их несложно, а результат стоит того, чтобы пробовать и участвовать.

Программа поддержки местных инициатив развивается в Тверской области с 2013 года. Тогда впервые был опробован механизм, когда для решения конкретной проблемы той или иной территории привлекаются средства и бюджетов, и спонсоров, и населения, и практически любых источников и фондов. Например, таких, как депутатский фонд.

Ржевский район возможностями программы пользуется с самого начала, а город Ржев впервые открыл для себя ее в прошлом году, когда возможности участия в ППМИ получили городские поселения. Первым опытом стало благоустройство двух дворов МКД (ул. Железнодорожная, 50, и ул. Урицкого, 86) с установкой в них детских площадок. В 2018-м году объектов стало еще больше, и именно о том, что делалось нынче и что запланировано на следующий год, говорили на круглом столе в Литературной гостиной центральной библиотеки в минувшую среду. Участвовали в нем представители администрации, депутатского корпуса, общественности, управляющих компаний, журналисты и те, кто самым непосредственным образом связан с реализацией проектов ППМИ нынешнего года — активисты из числа жителей.

Буквально за час до начала круглого стола была торжественно открыта новая детская площадка в Нижнем Бору. Это направление финансирования определили сами жители, хотя, как отметил глава города Вадим Родивилов, в этом микрорайоне много и других вопросов — состояние инженерных сетей, водоснабжение, благоустройство… Площадку выбрали люди: именно их инициатива и активность является первым и непременным условием начала подготовки проекта для его реализации путем ППМИ. А вот в другом микрорайоне активная группа руководства ТСЖ, УК и жителей соседних многоэтажек по ул. 8 Марта детскими игровыми сооружениями не ограничилась. Там при помощи ППМИ установили не только детские площадки, но еще и оборудование водоснабжения — повысительный насос с частотным приводом и систему обеззараживания воды ультрафиолетом. Проблему с водой жители домов испытывали давно, с тех времен, как пришла в негодность старая насосная станция.

На реализацию всех упомянутых проектов было потрачено около 4,5 миллионов рублей.

Сумма и список проектов-2018 стали бы еще больше, если бы удалось собрать полный перечень документов для подведения канализации к частному сектору в микрорайоне Опок. Но это оказалось сложнее, чем представлялось вначале, и в установленные сроки уложиться не удалось: только прохождение госэкспертиз заняло порядка полугода. От этой работы не отказались — вторая попытка все же провести канализационные сети в микрорайон, расположенный в непосредственной близости от очистных сооружений, но обойденный этим благом цивилизации, будет осуществлена в будущем году.

Программу поддержки местных инициатив депутат ЗС Роман Крылов назвал своего рода «лакмусовой бумажкой», которая покажет, насколько способны к взаимодействию власти и жители на конкретной территории. Они, и за примерами далеко ходить не надо, чаще всего разобщены: администрации вроде бы работают, но как будто сами для себя, жители испытывают недостаток информации и помощи, инертны и пессимистичны.

— На первом этапе люди часто пугаются необходимости софинансирования, не хотят собирать деньги, потому что сложно верят в то, что они будут действительно использованы на решение общей проблемы, — констатировал Роман Сергеевич. — А ведь ППМИ — инструмент очень действенный, который дает возможность людям самим участвовать во всех этапах реализации программы, начиная с идеи, составления планов и заканчивая контролем за каждым шагом в осуществлении проекта. А если применить комплексный подход к территории и сочетать сразу несколько программ — и ППМИ, и «Городская среда», и другие, эффективность их вырастет в разы. Видя удачные примеры, люди начинают верить в возможность перемен, и это стимулирует их дальнейшую активность.

Глава города Вадим Родивилов, открывая круглый стол, с сожалением отметил, что основная сложность реализации ППМИ на городской территории — именно в разобщенности жителей. На селе люди общаются между собой активнее, а в городе непросто найти лидера-активиста, который не только взял бы на себя продвижение идеи и сбор средств и документов, но и которому бы поверили его соседи. Скептиков, способных застопорить уже начатое, казалось бы, дело, хватает, и примеры — то, что ряд жителей улицы Автодорожная, где сегодня уже красуется новенькая площадка, вовсе отказались сдавать на нее деньги, потому другим пришлось платить «и за себя, и за того парня». А соседняя с домами 30 и 32 по 8 Марта многоэтажка и вовсе не смогла организоваться на участие в общем проекте, хотя изначально это планировалось.

Но итоги года в реализации ППМИ все равно результативны. Подробно об этом рассказал начальник отдела транспорта и дорожного хозяйства Денис Некрасов.

Общая сумма по проектам составила 4,5 миллиона рублей, из которых чуть больше 2 млн. поступило из областного бюджета, 1,7 млн. — из городского, 136 тысяч рублей — из фонда ржевских депутатов Заксобрания. Взносы жителей и спонсорские средства в сумме составили 477 тысяч рублей, то есть одну десятую.

Самый крупный по затратам проект нынешнего года — асфальтирование двора по Осташковскому проезду, 2А (ТСЖ «Замок»). Виталий Фаер, комментируя сделанное, отметил: многих сложностей удалось избежать, потому что изначально ТСЖ и жители разграничили зоны ответственности и решили вопросы оформления земельного участка.

— Программу «распробовали», и теперь вероятна конкуренция за право вхождения в нее, — считает Виталий Семенович. Упомянутое ТСЖ, кстати, намерено продолжать участие в ППМИ и собирается на следующий год продолжить благоустраивать свой двор.

Во дворе домов по ул. 8 Марта установка повысительного насоса и системы водоочистки обошлась в 495 тысяч рублей, детские площадки — около 930 тысяч рублей каждая (отметим еще раз: жителям пришлось собрать одну десятую от суммы). Кстати, интересно, что у игровых площадок разные изготовители: одну сделало ООО «Оптима», вторую — «Димар». Детская площадка по улице Автодорожная, 4, стоила 474 тысячи рублей, в Н. Бору — 571 тыс. рублей, подрядчиком в обоих случаях стала ИК-7.

Денис Некрасов озвучил предварительный перечень проектов ППМИ следующего года. Первый — уже начатый в прошлом году готовиться проект подведения канализации в частном секторе в Опоках. К инициативе примкнуло еще несколько улиц. Уже готова проектно-сметная документация. Второй — благоустройство двора «Замка». Жители дома по ул. Телешева, 4, инициировали установку детской площадки. А у дома 26/2 по ул. Большевистская планируют благоустроить двор. ООО «Восточное» намерено решить давнюю проблему с теплоснабжением дома 41 по ул. Чкалова и прилегающих. Тепловой узел, смонтированный еще в советские годы, пришел в негодность, и теперь есть намерение путем ППМИ решить сразу проблемы и теплоснабжения, и водоочистки.

В проекте бюджета следующего года город заложил на софинансирование проектов ППМИ 3,3 миллиона рублей. При необходимости эта сумма может быть увеличена, сказал глава города. И теперь дело за инициативой со стороны жителей, управляющих компаний или ТСЖ. А с этим стоит поторопиться, потому что сроки предоставления документации по всем этапам Программы поддержки местных инициатив пересмотрены. Это создаст более жесткие условия, с одной стороны, но с другой — расширит возможности реализации программы: начать строительные работы можно будет не под осень, как раньше, а на несколько месяцев раньше.

Так, собрания жителей должны пройти с ноября по январь (раньше их можно было проводить весь март). Срок подачи готовых конкурсных заявок для вхождения в программу теперь не до 15 мая, а до 15 марта, а уже в апреле министерство финансов проведет конкурсы по отбору проектов, а сразу же за этим последует заключение муниципальных контрактов на выполнение работ. Таким образом, начать их можно будет не к осени, а уже в мае, и завершить к исходу августа. В сторону увеличения изменены и суммы (ранее один проект по сумме не мог претендовать на более чем 400 тысяч рублей бюджетного софинансирования, теперь эта цифра увеличена до 600). Изменения в законодательстве также коснулись расширения полномочий министерства контрольных функций: оно, в случае выявления нарушений, может остановить выполнение проекта на любом этапе и вынести отказ в предоставлении бюджетной субсидии.

Итак, ППМИ позволяет не только строить детские площадки во дворах, но и осуществлять любые другие идеи на относительно небольших территориях: монтировать уличное освещение или систему видеонаблюдения, водопроводное оборудование или ливневую канализацию, строить парковку или небольшой парк отдыха, мостить двор или обустраивать площадку для сбора мусора. Непременным условием является то, что территория, на которой планируется осуществить проект, должна быть в муниципальной или общедолевой собственности. Но еще важнее — толчок, инициатива снизу от тех людей, которые для улучшения качества своей жизни готовы не брюзжать у подъезда о том, как им все должны, а взять на себя смелость и приложить немного сил и средств для того, чтобы проблема перестала существовать.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *