«ИДУТ ЧАСЫ»

В рамках фестиваля искусств «Ржевская осень» в музыкальной гостиной Дворца культуры, как всегда, на очень высоком профессиональном уровне прошла встреча ржевитян с муниципальным ансамблем камерной музыки под управлением А. Иваненко.

Александр Анатольевич представил старожилов ансамбля: Геннадия Левина (флейта), Любовь Белову (скрипка), Ксению Быстрову (фортепьяно), Марину Платонову (виолончель), Павла Вознюка (альт), а также гостей-музыкантов, приехавших из столицы в Ржев специально на праздник: Игоря Солохина (контрабас), Егора Иваненко (скрипка), Ксению Иваненко (альт), Валерия Мастерова (виолончель).

Ансамбль в этом составе звучал как-то особенно, торжественно, величаво и очень красиво. Мы привыкли к тому, что Иваненко, талантливый музыкант и необыкновенно интересный рассказчик, придумывает во время выступления что-то новое, необычное, неординарное. Не разочаровал зрителей и на этот раз.

Нехрестоматийные рассказы об австрийских, итальянских и американских композиторах: Гайдне, Штраусе, Лерое Андерсоне, Луиджи Боккерини, а также об их творчестве, были настолько живыми и увлекательными, что зрители невольно окунались в тот далекий и загадочный мир эпохи барокко. И слушали, затаив дыхание, то легкую и озорную польку «Трик-трак» из оперетты короля вальсов Иоганна Штрауса «Летучая мышь», то торжественную симфонию австрийского композитора Йозефа Гайдна «Часы», вторая часть которой пронизана мерным ритмом, похожим на неумолкающее тиканье часов; то восхищались элегантной «Ночной музыкой в Мадриде» итальянского виолончелиста и композитора XVIII века Луиджи Боккерини, который по популярности мог соперничать разве что с Гайдном и Моцартом.

Поразила своей оригинальностью и миниатюра англичанина Лероя Андерсона «Хромые часы», где блестяще построенная оркестровка по звучанию похожа на поступь хромающего человека или ход поломанных часов. Впечатлили и другие классические произведения, исполненные ансамблем просто блестяще. Оказывается, на скрипке, виолончели можно играть вообще без смычков! Этот прием называется «пиццикато» — играть щипком. Именно такой глухой звук струн и создавал эффект боя курантов.

Вообще шутки в музыке — явление довольно частое. Остроумие в своих произведениях проявляли Бах и Моцарт, Бетховен и Россини. Андерсон, о котором сказано выше, был не только вундеркиндом и полиглотом (знал и говорил на 10 языках!), но и шутником. Он постоянно вводил самые неожиданные предметы в свои произведения: печатную машинку, наждачную бумагу, расческу или настоящие часы, которые ритмично стрекотали. И на нашем вечере, подчиняясь заданной теме, скрипки, виолончель, контрабас и весь струнный оркестр показали, как по-разному могут отбивать часы счет времени, как оно быстротечно.

Впрочем, одну давнюю традицию, о которой поведал нам Александр Анатольевич, возродить, думаю, по силам и городу, и ржевитянам. В былые времена живую оркестровую музыку и даже спектакли можно было услышать и увидеть на столичных или пригородных вокзалах, которые так и назывались — «вокальные залы».

Сейчас модно переименовать улицы и города, возвращая им первоначальные названия. Почему бы красивому вокзалу на «Ржев-II», например, не стать еще и вокальным залом, как было в XIX веке в Павловске, что под Санкт-Петербургом? Зрители поддержали предложение Александра Иваненко аплодисментами. Хорошая идея, как думаете вы?

Елена СООЛЯТТЭ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *