Екатерина Алексеевна ДОРОНИНА, руководитель городского методического объединения педагогов-психологов: «ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО!»

— Екатерина Алексеевна, думаю, далеко не все в нашем городе слышали о методическом объединении педагогов-психологов. Какова его численность, какие цели и задачи вы ставите перед собой?

— В образовательных организациях нашего города работают 22 педагога-психолога, все являются членами методического объединения. Основная цель нашей работы — это повышение психолого-педагогической компетентности специалистов, работающих с детьми, освоение нового содержания, технологий и методов работы, ведь педагог-психолог — это знающий и глубоко понимающий ребенка человек, призванный сделать его жизнь в детском саду и школе комфортной.

В течение учебного года мы собираемся, чтобы обменяться опытом работы: проводим открытые мероприятия, презентации, семинары, вместе ищем новые эффективные формы и методы работы. Например, на смену уже ставшим традиционными мастер-классам пришли воркшопы (от английского слова workshop — мастерская, цех), в которых мы оттачиваем навыки игровой терапии, ведь игра — это основная форма нашей работы с детьми. Можно сказать, что в объединении идет методическая подпитка наших педагогов.

— Кто такой педагог-психолог, каковы его функции?

— Педагог-психолог выступает в роли участника образовательного и воспитательного процесса в работе с ребёнком и его семьёй, он проводит психопрофилактическую и диагностическую работу. Диагностика может быть плановой, направленной на выявление уровня развития познавательных способностей детей, высших психических функций, их эмоциональной, волевой, коммуникативной сфер. А может проводиться по запросу в том случае, если у ребенка возникли какие-либо трудности и нужно выявить причину, точечно выяснить, в чем именно заключается проблема, и начать поиск путей ее решения.

По результатам диагностики назначается коррекционно-развивающая работа. Педагог-психолог проводит занятия с детьми в групповой или индивидуальной форме по самым разным направлениям. Это может быть помощь при затруднениях в обучении, например, нарушениях памяти, внимания, мышления, каких-то эмоционально-поведенческих отклонениях. Такая коррекционно-развивающая работа строится по определенным программам, которые тщательно прорабатываются.

— Каков средний возраст детских психологов в нашем городе?

— Приблизительно 40 лет. Сейчас интерес к этой профессии наблюдается и среди молодежи. Например, молодые педагоги пришли в школы N№2 и N№10.

— С точки зрения профессионала, велика ли разница между работой психолога в детском саду и в школе?

— Скажем так, основная разница заключается в форме подачи материала при работе с детьми. Ведь дети в детском саду еще не умеют читать и писать, поэтому все занятия педагог проводит только в игровой форме, в то время как в школе можно использовать письменные задания. Но самое главное, чтобы детям любого возраста было интересно.

— Должность педагога-психолога в образовательных учреждениях введена уже достаточно давно. Почему в определенный период времени возникла такая необходимость?

— Действительно, с середины 90-х годов появилось понимание того, что детям в школах и детских садах необходима поддержка и наблюдение психолога. В Советском Союзе психология как наука долгое время находилась в забвении, считалась даже неким шарлатанством. Часть функций психолога приходилось брать на себя учителям и воспитателям. Но изменившиеся условия жизни показали, что этим должны заниматься профессионалы.

— С кем больше приходится работать психологу — непосредственно с детьми или с их родителями?

— Так как мы находимся в детских образовательных учреждениях, то работаем, конечно, больше с детьми. Но если мы хотим достичь в нашей работе положительного эффекта, то без поддержки и понимания родителей, конечно же, не обойтись. Поэтому мы стараемся привлекать их к совместной работе.

— Вы работаете в детском саду уже шестнадцать лет. Меняются ли наши дети?

— Меняются. Изменилось поколение родителей, и поколение детей тоже стало другим.

— Насколько велико значение семьи в процессе воспитания ребенка?

— Безусловно, все идет из семьи. Эта истина стара, как мир. Иногда проблема ребенка не может быть решена без изменения ситуации в семье, в отношениях родителей и детей.

— Как работаете с родителями?

— Я уже упомянула профилактическую работу, которая направлена, в первую очередь, на родителей. На родительских собраниях проводим тренинги, мастер-классы, практикумы, помогающие понять тонкости воспитания. Привлекаем к участию в игровой развивающей деятельности совместно с детьми, приглашаем на индивидуальные беседы.

— Откликаются?

— Да. Особенно когда назревают какие-то проблемы в детском, а порой и в родительском коллективе. Чаще всего это проблемы в поведении детей — непослушание, истерики, проявления эгоизма. На индивидуальных консультациях мы ищем причины, совместно вырабатываем возможные варианты решения.

— А бывают ли случаи, когда родителей приходится вызывать на беседу с психологом?

— Я этим пользуюсь крайне редко. Несмотря на достаточно широкое освещение деятельности психологов, в обществе все равно присутствует настороженность, недоверие. Подобный вызов неизбежно вызывает протест и отторжение, страх того, что к ребенку могут прилепить какой-то ярлык или даже поставить диагноз. Поэтому если мы можем справиться своими силами, то работаем с ребенком в рамках своей компетенции.

— Но ведь нужно менять ситуацию, как-то бороться с такими страхами!

— Конечно. Очень часто родители после беседы с психологом, на которую так долго не решались, понимают, что ничего страшного в этом нет, и нужно, не упустив момент, попробовать решить проблему сейчас, пока она не стала достаточно тяжелой и запущенной.

— Мы уже затронули тему кон-фликтов в детском коллективе. Как происходит их разрешение с помощью психолога?

— Ну, в детском саду конфликты происходят достаточно редко. Спор за игрушку или роль в игре нельзя назвать полноценным конфликтом. Маленькие дети очень пластичны, их можно быстро переключить. В школе конфликты, конечно, возникают. Здесь и вступает «в игру» педагог-психолог, помогая разобраться в источниках конфликта, найти пути его решения.

— Такие негативные черты личности, как агрессивность, конфликтность проявляются в раннем возрасте? Психолог может их разглядеть в маленьком ребенке?

— Маленькие дети могут проявлять какие-то черты характера, которые могут настораживать, но я еще раз подчеркну, что ребенок очень изменчив. И ранняя психологическая помощь, которую как раз и обеспечивают педагоги-психологи, способна скорректировать дальнейшее поведение.

— Современные реалии как-то влияют на психологическое состояние ребенка?

— Влияют. И порой негативно. Дети намного меньше общаются друг с другом, они уже не так умеют играть, мало общаются с родителями, много времени проводят с гаджетами. Важно отслеживать, что смотрит и во что играет ваш ребенок. Ведь сейчас, чтобы получить какую-то информацию, ему не нужно даже уметь читать, достаточно посмотреть видео. Психически здоровый и эмоционально благополучный ребенок может отфильтровывать «плохую» информацию и забыть о ней, но если у него есть какие-либо проблемы, может быть нанесен серьезный вред.

— Как правильно запретить?

— Переключить. Если у ребенка, а тем более подростка, занят досуг, он посещает различные кружки и секции, то и времени на онлайн-игры у него не останется. А если он и поиграет в них какое-то непродолжительное время, большого вреда не будет, привыкания не возникнет. Маленькому ребенку можно предложить взамен полезную развивающую игру или какое-то интересное занятие.

— Какое самое лучшее время-препровождение родителей и детей?

— Конечно, совместный досуг — прогулки, поездки, занятия творчеством, подготовка к традиционным семейным праздникам.

— Екатерина Алексеевна, в свете последних страшных событий в Керчи и целого ряда других, связанных с насилием в школах, роль школьных психологов должна вырасти?

— Да, и об этом уже сказала министр образования и науки РФ О. Васильева. Но перекладывать всю ответственность на педагогов-психологов, конечно же, нельзя. При таком количестве обучающихся, психолог не может видеть всего, контролировать всех. Тем более что такие проявления ситуативны, они могут заранее никак не проявляться и возникать совершенно внезапно.

— Самый сложный возраст с точки зрения психолога — подростковый?

— Да. Причем он заметно омолаживается. Сейчас подростками можно считать уже 11-летних детей. Подросток начинает считать себя взрослым, хотя по факту таковым еще не является и не может критично оценить свои поступки. В этом вся сложность такого возраста.

— Ваши рекомендации родителям, имеющим детей-подростков?

— Самое главное — нужно уметь разговаривать друг с другом. Не пытаться добиться от ребенка полного подчинения или послушания, а именно обсуждать, вместе находить выход из конфликта. Важно не допустить, чтобы ребенок замкнулся в себе или ушел с неразрешенной проблемой к сверстникам в поисках поддержки. И очень важно знать, с кем дружит подросток, его круг общения.

— А если родитель видит, что круг общения не подходит?

— Здесь тоже может помочь разговор. Можно исподволь, аккуратно указать подростку на неправильные, некрасивые поступки его друзей. Это должен быть очень тонкий и сугубо индивидуальный подход.

— Что должно особенно насторожить родителя в поведении ребенка?

— Все это опять же очень индивидуально. Действовать нужно в том случае, если поведение ребенка на самом деле кардинально изменилось. Но прежде чем паниковать, важно просто поговорить со своим сыном или дочкой.

— Принимать решение об обращении к психологу нужно совместно?

— Тащить кого-то за руку, конечно, нельзя! Лучше подойти к психологу самостоятельно и обсудить возникшую проблему. А она вполне может оказаться и не в ребенке, а в родителе.

— Важно уметь прощать своих детей?

— Важно! Мы оцениваем не самого ребенка, а только его поступок, выражаем надежду на то, что это не повторится. Как бы его ни ругали и ни наказывали в течение дня, уснуть он обязательно должен прощенным, уверенным в том, что его любят.

— Вы мама двоих детей, они уже студенты. Ваши профессиональные навыки помогали в их воспитании?

— Конечно. Мы учимся всю жизнь, свои знания подкрепляем практическими наблюдениями. Многое я смогла применить и к своим детям.

— 22 ноября психологи отметили профессиональный праздник. Что бы Вы пожелали своим коллегам?

— Творчества, вдохновения, здоровья психического и физического. И простого человеческого счастья. А всем нам — мира и спокойствия в душе.

— Как же этого достичь в нашем неспокойном мире?

— Проще, по-философски, относиться к жизненным неурядицам — «Все пройдет, пройдет и это». И если через год вы даже не вспомните, в чем была суть неразрешимой проблемы, то, наверное, это была и не проблема. Так стоило ли тратить на нее столько нервов?

— Есть ли у вас девиз?

— Жизнь прекрасна, несмотря ни на что! Надо радоваться каждому дню! А родителям наших воспитанников я часто повторяю одну фразу: чтобы работать, у вас есть целая жизнь, а дети бывают маленькими один раз. Нельзя допустить, чтобы наши дети выросли, а мы даже не успели заметить, как это произошло. Давайте будем наслаждаться каждым мгновеньем!

Беседовала Ольга ДАБУЛЬ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *