СТРАСТИ ПО-ИСПАНСКИ, ИЛИ НОЧЬ С ЧУЖИМ ЛЮБОВНИКОМ

Ярким завершением фестиваля искусств «Ржевская осень» стала премьера спектакля режиссера Елизаветы Паршиковой «Дом, где все кувырком» по пьесе испанского драматурга Альваро Портеса (в переводе А. Санчеса-Болинчес и Игоря Шагина) в постановке народного театра Городского дома культуры.

Любимый многими ржевитянами театральный коллектив открыл свой XXI сезон. И снова комедия, где кипят страсти, а сюжет — покруче детектива.

Трудно себе вообразить, но все-таки попробуйте. Итак, любовник приходит к мужу и раскрывает тайну своего романа с его женой. Согласитесь, очень пикантная ситуация. И есть ли из нее выход? Оказывается, есть. Наши герои способны найти решение из казалось бы тупикового положения, где замешаны любовь, страдания, разочарования, смех и горькие слезы.

В итоге эта взрывная смесь нешуточных страстей, любви и ненависти друг к другу создает «театр абсурда», который сродни семейному сумасшествию и, как мне кажется, является отражением нашей жизни. И это не преувеличение. Воистину, человеческая глупость иногда бывает так безмерна, что не смеяться просто невозможно. И совсем не важно, в Испании происходит действие, или где-то в другом месте.

Два часа наши любимые ржевские артисты, перевоплотившись в пылких испанцев, сходили с ума от любви и ревности. Кто носит в дом цветы и подарки? Как наказать жену, убить любовника и не спугнуть тестя? — вот какие нелегкие задачи ставит автор перед ревнивым сеньором Хорхе Сотильо (Андрей Соколов). И это еще только начало. Презенты, предназначенные служанке Пуре (Анжелика Миняева), доводят вспыльчивого Хорхе до исступления. Он-то уверен, что это все его красавице-жене Леонсии (Наталья Федорова) от ее любовника. А тут еще вмешивается вездесущая соседка Мария (Ирина Куценко), которая не представляет себе жизни без наблюдения за домом супругов Сотильо. Молодящаяся дама бальзаковского возраста пишет бестселлер, главными героями которого станут ее соседи, а также отец Пуры — Торибио (Юрий Артемьев), приехавший из деревни, и ее незадачливый жених Хасинто (Александр Малоцветов), владелец бакалейного магазина, а также отец Леонсии Хусто (Игорь Баукин) и инспектор полиции Перес (Александр Артемьев). В буйной фантазии Марии (не зря прозванной «городской сумасшедшей») одна за другой выстраиваются сцены ее будущего романа «Ночь с чужим любовником», который, она уверена, станет бессмертным. Там есть все: интрига, драки, пистолет, много-много любви и еще больше путаницы. Это «Дом, где все кувырком», или «Страсти по-испански» — назовите, как хотите.

Действительно, в доме супругов Сотильо жарко от ссор и скандалов. Но спешу разочаровать любителей «клубнички», в нашем спектакле — все в рамках приличия: нет сцен, которые детям до 16 смотреть воспрещается, зато есть великолепная игра актеров и море смеха, улыбок, и счастливый финал. А испанские танцы в постановке Александра Паршикова, которые прекрасно вписались в канву пьесы! Четыре жгучих красавца и хрупкая женщина с красным платком (Наталья Розова), символизирующим страсть, уверена, покорили сердца зрителей. Спектакль пронизан пламенными ритмами испанского фламенко и духом корриды — боя быков (по ходу действия становится понятно, что рога бывают не только у быков).

В этой пьесе, как мне думается, нет ролей второго плана — настолько ярки и интересны образы всех действующих лиц. Любимец публики Юрий Артемьев — неподражаемый папаша Торибио, борец за чистоту нравов, «доводит» зал буквально до колик в животе своими выходками: то он умирает, держась за сердце с правой стороны, то носится за женихом дочери с огромным ножом, то выходит на сцену спросонья в пижаме с интересным вырезом сзади. Совсем другой, важный, напыщенный Хорхе (Андрей Соколов), которому ревность затмила разум. Главе респектабельного семейства не по чину проводить время в дешевой забегаловке, где он пытается «застукать» свою обожаемую Лео (добропорядочную милую даму, знающую себе цену, замечательно сыграла Наталья Федорова). Сеньор Сотильо — птица высокого полета. Но, если честь задета, он готов на все. И на драку с предполагаемым любовником жены (одна из самых смешных сцен спектакля), и на дружбу с соседкой Марией, писательницей и «психологом», которую блистательно сыграла Ирина Куценко. Пожалуй, этот персонаж — один из ключевых в спектакле, ведь именно с подачи Марии лихо закручивается сюжет, и все переворачивается с ног на голову.

Уверена, зрители не могли не влюбиться и в очаровательную бестию-служанку Пуру, которая направила на ложный след сеньора Хорхе и Марию, а также всех остальных участников этой детективной истории. Прямо скажем, Анжелика Миняева попала в образ на все сто процентов, а нотки в ее звонком голосе, как мне показалось, иногда чем-то напоминали интонации великолепной Рины Зеленой из фильма «Подкидыш». Под стать своей возлюбленной и страстный красавец Хасинто — Александр Малоцветов, правда, несколько грубоватый и простоватый, но и ему счастье все же улыбается в финале.

Небольшую (по количеству реплик) роль Игоря Баукина можно назвать самой комичной в пьесе. Вспомним бесформенное тело господина Хусто, которое внесли на сцену и посадили на стул. После принятия успокоительного отец Леонсии не узнавал ни дочь, ни зятя, а как закатывал глаза, какие рожи корчил!

Когда бурные любовные интриги сменяются устрашающей детективной историей, на сцене появляется полицейский инспектор — Александр Артемьев. Кажется, что все сюжетные нити в его руках, но по ходу интриги они обрываются одна за другой. Вот-вот раздастся роковой выстрел. Но море крови, предполагаемое корридой, мы так и не увидим, зато удивит неожиданный финал, который, как и положено в комедии, будет счастливым.

Заметим, что страсти по-испански на ржевской сцене разворачивались на фоне необычных декораций, выполненных в стиле профессионального испанского дизайнера Гауди. Изысканная ажурная арка и разноцветное мозаичное полотно, имитирующее декоративные камни, создавали эффект дорогой обстановки дома Сотильо. Тонкая работа декоратора и мастера светового оформления Михаила Иванова достойна высокой похвалы.

Остается добавить, что звучала восхитительная музыка современного композитора Валерия Дидюли; над костюмами «колдовала» Наталья Виноградова, помогала режиссеру Е.К. Паршиковой Марина Столбова; звукооператоры — Александр Редькин и Игорь Владимиров.

Еще раз браво! Спасибо за чудесный спектакль!

Елена Сооляттэ

Фото Евгения Григорьева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *