Елена Николаевна Малахова, старший инфорг волонтерского поисково-спасательного отряда «Сова»: «ЛУЧШАЯ НАГРАДА – УСЛЫШАТЬ: «НАЙДЕН! ЖИВ!»

— Елена Николаевна, отряд «Сова» — движение по-настоящему волонтерское, созданное людьми ради людей, не связанное какими-либо административными установками и формальностями. Хотя в последнее время слово «волонтер» у многих начинает ассоциироваться с некоторым официозом и даже показухой. Каков настоящий волонтер? Что им движет в первую очередь?

— ВПСО «Сова» появился осенью 2011 года, когда в Твери пропал Серёжа Голосов, и причиной становления нас как отряда стало горе, которое объединило людей самых разных возрастов и социального статуса. Печально, но именно так появились многие поисковые отряды. Я думаю, что волонтер — это человек, который тратит частичку себя, своей души, своего времени и делает что-то полезное для других без расчета на вознаграждение. Конечно, у каждого — свои мотивы стать волонтером. Но Вы абсолютно правы, наш отряд создан ради людей. Ничего «показушного» в нашем отряде нет, да и нам не до «показухи» — слишком дорожим своим временем. Ведь от быстроты, слаженности, грамотности наших действий зачастую зависит человеческая жизнь.

— Как Вы стали волонтером отряда «Сова»?

— Начну с того, что первые два моих поиска не были связаны с отрядом. Вспоминать о них трудно, оба закончились трагически. Погибли совсем юные, которым бы жить да жить. Когда это произошло, отряда ещё не было. Прошло время, и, увидев в социальных сетях информацию о появлении Ржевского подразделения ВПСО «Сова», я сразу же написала в группу, предложила свою помощь. И вот практически с момента основания подразделения в Ржеве я в отряде.

— В чем именно состоит задача инфогруппы? Сколько человек в ней работает? Кто такой инфорг? Чем занимаетесь именно Вы?

— В момент поиска у инфогруппы много задач: получение и обработка информации, общение с родственниками для уточнения информации и получения новых сведений, передача информации координатору поиска, изготовление ориентировки, распространение информации по группам в сети, обзвон больниц, помощь по сбору экипажа, печать и расклейка ориентировок. Именно от наших действий во многом зависит, как быстро начнется поиск. Ведь порой счет идет на часы и даже минуты. А инфорг — человек, который работает, не выезжая непосредственно на место поиска, имеет возможность не оставлять на это время дом, семью или работу. Инфорг это тот, кто выясняет всю информацию у отчаявшихся родственников, успокаивает их и, можно сказать, принимает частично их боль на себя. Это человек, способный в течение нескольких часов вести общение в интенсивном режиме, умеющий искать, обобщать и анализировать необходимую информацию, работать с людьми и компьютером.

Для инфогруппы необязательна привязка к какому-то конкретному городу, поэтому у нас есть инфо-группа Тверской области. В ней сейчас 50 человек, среди которых 10 ржевских инфоргов. Самые активные из них: Мария Пополитова, Ульяна Калашникова, Виктория Згинник, Марина Быкова. Они люди разных профессий, но объединяет всех одно: желание помогать людям.

Я являюсь старшим инфоргом ВПСО «Сова», то есть, все задачи, которые встают перед инфогруппой во время поиска, я должна распределить и, конечно, часть взять на себя. Инфогруппа — это команда, только наша слаженная работа дает результат. Все члены нашей команды это понимают, готовы жертвовать своим временем, помогать и поддерживать друг друга.

— Как Вы сказали, у каждого инфорга, да и у всех членов отряда, есть основное место работы. Вы, например, свою жизнь посвятили работе с детьми?

— Да, я работаю в 35-м лицее учителем информатики. Очень люблю свою профессию. Кроме этого, я — индивидуальный предприниматель, но мой бизнес сезонный — это известные в городе санки-«ватрушки». И я занимаюсь им даже не ради получения какой-то прибыли. Меня вдохновляет та радость, которую мы доставляем ржевитянам организацией совместного досуга детей и взрослых. И у всех членов отряда есть работа, бизнес, дела. Но мы находим возможность совмещать их с поисковой работой.

— Инфогруппе в настоящий момент нужны новые добровольцы?

— Добровольцы нам нужны не только для информационной работы, но и для поисковой. Мы рады принять в свою команду новых людей и ждем всех, кому небезразлична чужая беда, кто хочет и может помочь в поисках. Чем нас больше, тем больше вероятность услышать самые главные слова, ради которых работает отряд — «Найден! Жив!».

— Но за время существования отряда были люди, которые воодушевившись благородной идеей искать пропавших людей, быстро разочаровывались? Ведь, наверняка, это тяжелый и неблагодарный труд.

— Если человек захотел стать волонтером и стал им, это совершенно не означает, что он сделал выбор на всю жизнь. Уход волонтеров — это естественный процесс. Люди уходят учиться, работать, заниматься семьей. Но понимание того, что он участвовал в чем-то большом и важном, я думаю, остается у каждого.

— Вы уже сказали, что инфо-группа — команда, но ведь и отряд в целом — тоже команда. Вы, не находясь рядом с группой в лесу или на улицах города, все же чувствуете себя единым целым?

— Если рассматривать ржевское подразделение, то это команда из 40 волонтеров, которые, несмотря на свою занятость, находят время для участия в поисках людей. Это Екатерина Дунцова, Сергей Алексеев, Кирилл Амзин, Сергей Калашников, Андрей Соколов, Александр Петров, Максим Жаворонков, Михаил Шершнев, Марина Быкова, Юлия Николаева, Артур Туляков, Максим Вишняков, Артём Крылов, Андрей Клубничкин, Валерий Попков, Артём Цветков и другие.

Да, «Сова» — это команда. Причём, очень большая, состоящая из подразделений в разных городах Тверской области: в Ржеве, Бежецке, Конакове, Вышнем Волочке, Твери и других городах, на счету которых множество спасенных жизней. А также мелких подразделений, которые только начинают формироваться.

Инфорг постоянно находится на связи с поисковиками на всех этапах поиска — от сбора экипажа до выхода групп, например, из леса.

И находясь в этой команде, я еще больше осознала, как много у нас настоящей молодёжи, которая не подведет, на которую можно положиться как на себя. И это мои ребята! Это — «совы». Это для них я собираю информацию, жду возвращения, переживаю.

— Когда близким стоит начать беспокоиться и заявить о пропаже человека? Как быстро запускается механизм поиска? Каков алгоритм действий?

— Заявление о пропаже человека принимается в отделении полиции сразу, не нужно ждать три дня. Не вернулся вовремя, не пришёл в оговоренное время, нет связи и никто не может подтвердить местонахождение близкого человека — всё это основания к началу активных действий. В поиске главный фактор — время. По статистике, в первые 24 часа шанс найти человека живым составляет 95 процентов, в то время как на третьи сутки — всего 50 процентов. Если ребенок задерживается из школы, нужно бить тревогу сразу. Лучше перестраховаться, чем опоздать.

В отряд заявка может поступить от полиции, СУ СК по Тверской области, ЕДДС, родственников, но главное условие для действий со стороны отряда — наличие заявления в полицию.

А дальше мы действуем в зависимости от вида поиска: инфоподдержка или поиск на местности, поиск-город или поиск-лес, пропал ребенок или взрослый. Если необходим поиск ребенка, то моментально включаются все подразделения ВПСО «Сова», независимо от их местонахождения.

— Год подходит к концу. Каким он стал для отряда «Сова»?

— С января 2018 года в Ржевское подразделение отряда «Сова», руководителем которого на протяжении двух лет является Сергей Алексеев, поступило 64 заявки на ПСР (поисково-спасательные работы) и 25 заявок на инфоработу. Найдены с помощью ПСР 25 человек, с помощью инфогруппы (по ориентировкам ВПСО «Сова») — 11 человек. Надо отметить, что этот год был в нашей местности неурожайным на грибы, поэтому поисков было не так много.

— Какие из них особенно запомнились?

— Поиски всегда разные. Бывают тяжелые, с трагическим исходом, после которых мы анализируем, что могли бы сделать по-другому. Сразу вспоминается поиск лыжницы в Зубцовском районе. Мне кажется, его помнят все, кто в нем участвовал. Не успели, не спасли. Такое не забывается…

Но запоминаются и поиски, которые закончились благополучно, а порой, и комично. В этом году был забавный случай. Поисковая группа срочно выезжает в лес. Получена информация: пожилая женщина ушла за грибами и не вернулась. Поиск по всем правилам идет всю ночь, а утром оказывается, что «потеряшка», не сумев выйти из леса, зашла в бурелом, тихо сидела там и слушала, как «какие-то сумасшедшие всю ночь гудели сиреной, ходили с фонарями по лесу и орали. Под утро даже стрелять начали!» Лишь утром женщина самостоятельно стала искать дорогу домой. Когда ей сказали, что эти «сумасшедшие» искали её, она очень удивилась: «А зачем меня искать-то? Я и сама могу выйти». Как бы хотелось, чтобы все наши поиски заканчивались так же позитивно и весело.

— Вы продолжаете общаться с людьми и их родственниками, которых удалось найти? Они никогда не изъявляли желания присоединиться к отряду?

— Звонки и смс-сообщения, слова благодарности от людей, в поиске родственников которых мы участвовали, трогают и радуют. И, конечно, к нам присоединяются те, кому мы помогли в поиске родного человека, друга, знакомого. Ведь они своими глазами увидели, насколько важную работу мы выполняем.

— Что бы Вы пожелали или посоветовали тем, кто хочет, но не решается стать волонтером отряда?

— Не бояться сделать этот шаг! На сегодняшний день в отряде есть люди, которые могут помочь только с определенными поисками, есть постоянно активные. Но последних очень не хватает. Если у вас есть желание помогать нам в поисках, смело вступайте в ряды сплоченного коллектива, готового идти на помощь людям днем и ночью, в городе и в лесу. Каждый может внести свой посильный вклад в поиск. Помощь любого из вас важна и полезна!

Поверьте, у нас дружная команда. Всему научим, поддержим. Главное, было бы время и желание помогать в поиске пропавших людей.

— Я имела возможность убедиться, что у вас практически нет свободного времени и день расписан чуть ли не по минутам. Удается выкроить время на семью и друзей вне отряда?

— Семья должна всегда, в любой ситуации оставаться на первом месте. У меня взрослые дочери, у них уже свои семьи. По мере возможности мы проводим время вместе, ежедневно общаемся по телефону. Естественно, им, и особенно мужу, хочется, чтобы я больше отдыхала и не вскакивала ночью от телефонных звонков. Но мне хочется сказать спасибо моим близким за понимание, терпение и поддержку!

— У волонтеров теперь есть свой праздник, который отмечается 5 декабря. Ржевское отделение «Совы» как-то собирается отмечать его? Вы хотя бы иногда собираетесь вместе для отдыха и досуга?

— День добровольца (волонтёра) в России учрежден в прошлом году указом Президента Российской Федерации. Так что, это совсем молодой празд-ник. Думаю, что мы введем традицию встречаться в этот день, как-то отмечать его. А вот свой день рождения ВПСО «Сова» отмечает в Твери. Два года подряд в нем участвует и наше ржевское подразделение.

— Что бы Вы пожелали своим товарищам по отряду?

— Всегда двигаться вперед, чувствовать поддержку родных и близких, быть здоровыми и счастливыми. И пусть как можно чаще звучат слова: «Найден! Жив!».

— И последний вопрос. Как стать членом «Совы», куда нужно обращаться?

— Если вы готовы тратить хоть немного своего времени на помощь в поисках без вести пропавших людей и вы старше 18 лет, то достаточно заполнить анкету на нашем сайте. Регистрация добровольцев по ссылке http://poisktver.ru/volunteer/ Мы ждем вас.

— Спасибо за интервью!

Беседовала Ольга Дабуль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *