РЖЕВ МИНУС ВЕК

Мы уже рассказывали читателям о старте проекта «Ржев. Археология возможностей», получившего грант Российского Фонда культуры. Все, кто ознакомился с проектом, были уверены в его успешной реализации. Да и как иначе? И главный координатор проекта, искусствовед Надежда Максимова, и ржевские краеведы супруги Драновы, и сотрудники музея, в числе которых настоящий корифей ржевского краеведения Олег Кондратьев, просто не могли не довести его до блестящего логического завершения. Но, признаюсь, я не очень понимала, как именно будет выглядеть «конечный продукт».

Напомню, что участники проекта ставили целью обогатить и расширить картину Ржева довоенного и дореволюционного, в том числе путем сбора и исследования личных вещей, документов, писем, которые хранятся в семьях ржевитян, и связанных с нашим городом людей. Например, предки Надежды Максимовой владели в дореволюционном Ржеве «Варшавским магазином», и в семье бережно хранились бесценные реликвии, связанные с нашим городом.

И вот 29 ноября в Ржевском краеведческом музее в рамках проекта состоялось открытие выставки.

Не стану ее описывать,  надеясь, что каждый человек, искренне любящий свой город, интересующийся его историей, обязательно посетит ее сам. На первый взгляд может показаться, что материалов и экспонатов немного, и это обманчиво — уйти из удивительного зала быстро не получится.

На данном этапе девиз проекта звучит как «История нуждается в вашем участии». И если до открытия выставки он нуждался в информационной поддержке и популяризации самой идеи, то сейчас важно, чтобы люди узнали и просто пришли. А дальше, и открытие послужило ярким тому доказательством, удержаться от желания поучаствовать в проекте, поделиться семейной историей, встроив ее в созданное в музейном зале живое историческое пространство, практически невозможно. И именно на это и рассчитан проект.

Итак, выставка открыта. И лучше всех о проделанной работе, впечатлениях и планах могут рассказать ее создатели.

Для меня
Ржев идеален!

Первой на вопросы ответила Надежда Максимова.

— Надежда Алексеевна, уже можно подвести определенные итоги?

— Да, мы работаем с июля, и работа становится все интенсивнее, а делать предстоит еще очень многое. Состоялись три выставки: в ДК, клубе железнодорожников и клубе «Текстильщик». Там мы показали блоки «Появление», «Встречи», «Связи». Параллельно с выставочной деятельностью идет сбор информации. Этот процесс стал более активным — люди узнали о проекте, делятся информацией, принимают в нем участие. Есть очень интересные материалы. Очень важно встроить их в общую картину, вытянуть тему. Параллельно ведется архивная работа, и хотя дело это не быстрое, важно, что есть рамка, костяк, на который можно нанизывать собранные материалы. А теперь есть и постоянное место, где мы встречаемся с людьми, отсматриваем их материалы. Такая работа непосредственно в зале выставки создает совсем другую атмосферу. Мы имели возможность наблюдать, как идея «цепляет» людей, не очень этим интересующихся и не склонных делиться семейной историей.

— Вы ожидали такой отклик ржевитян, или он превзошел ваши ожидания?

— Я не ожидала таких историй. Тем более, что здесь все идет параллельно. Я вижу картинку целиком. В ней соединяется информация из архивов с тем, что приносят люди. Это очень интересно. Я поняла, что можно иметь богатейшие архивы, и государственные, и частные. Но если этим не заниматься, это ничто. В Ржеве как раз утрачены музейные коллекции, уничтожено большинство архивных материалов — но есть желание людей узнать, восстановить историю. И даже имея одну маленькую зацепку, имя, дату, место, можно докопаться до потрясающих открытий, проникнуть в головокружительную глубину истории! Кажущаяся катастрофа в виде потери архивов и коллекций все же не катастрофа, пока есть желание людей по крупицам собирать историю своего города. Примером этому может служить ржевский краевед Н. Вишняков и собранный им потрясающий архив.

— В процессе работы часто приходится сталкиваться с разночтениями, проверкой достоверности собираемых сведений?

— Конечно. Например, есть две версии о ржевском телефоне. Есть версия Лосева, что именно он стоял у истоков телефонизации города. Но эта информация была напечатана лишь в «Ржевском справочном листке», который он сам и издавал. А есть статья, в которой изложена совсем другая история, о том, что телефонной связью в Ржеве занимался московский инженер. И таких историй с различными версиями много. Хорошо, что у нас есть профессиональный историк Олег Александрович Кондратьев, к версии которого мы обычно и склоняемся до тех пор, пока он сам ее не опровергнет какими-либо достоверными фактами.

— Ваше отношение к Ржеву, городу предков, как-то изменилось за время работы над проектом?

— Ржев — потрясающий волж-ский город, для меня он идеален. Я не вижу ни плохого асфальта, ни мусора, ни каких-либо проблем. Наверное, это не совсем нормально, но я приехала в Ржев, которому минус сто лет. Сейчас уже я, конечно, стала ориентироваться в пространстве и времени. На живущую у меня в голове картинку старого Ржева накладывается Ржев современный. Но первое время я задавала странные вопросы. Например, совершенно серьезно могла поинтересоваться у своих собеседников, помнят ли они, как сгорел винный склад в девятнадцатом году?

— Проект вызывает наибольший интерес у молодежи или у пожилых людей?

— У пожилых. Но, думаю, это легко объяснить тем, что со временем человек начинает больше тяготеть к своему прошлому, к истории. И, кстати, я очень хочу, и работаю над этим, чтобы в декабре провести семинар о том, как надо рассказывать об истории Ржева. Например, супруги Драновы прекрасно это знают. Но ведь есть школьные учителя, родители. Да это важно для многих людей! Нужно уметь рассказать так, чтобы было интересно, увлекательно, живо.

— Срок реализации проекта, к сожалению, подходит к концу. Что дальше?

— Дальше работа будет продолжаться. Важно не ограничиваться брифингами краеведов. Нужно встречаться с людьми, привлекать их, заинтересовывать. Для этого бывает иногда достаточно включить старую музыку, рассказать реальную историю, и в глазах людей появляется интерес. Я еще раз хочу обратиться к ржевитянам. Мы собираем историю Ржева ХХ века, такой, какой она сохранилась в ваших воспоминаниях, фотографиях вашей семьи, письмах, документах, старых вещах. Присоединяйтесь! Приходите в музей, заходите в группу ВКонтакте «Мой Ржев, XX век», которую ведет моя дочь. Заходите по ссылке https://vk.com/moyrzev, звоните по указанным на страничке контактам, по телефону музея (48232)
2-04-59
. Мы ждем!

История, собранная по крупинкам

Свои вопросы мы задали и краеведу Наталье Драновой, одному из самых активных участников проекта.

— Наталья Георгиевна, многое удалось сделать?

— Да, конечно, мы очень продвинулись и в сборе, и в оформлении материалов. То, что мы сейчас видим на выставке, не окончательный вариант. Очень многие откликаются на наш призыв, участвуют в проекте. Сделать это может каждый, например, прямо в зале, взяв мелок и написав свои воспоминания о 90-х годах. Собранные воедино, даже самые тоненькие ниточки, способны соткать историческое полотно Ржева ХХ столетия. У нас богатейшая история. И ее надо собрать и сохранить. Я очень благодарна Надежде, которая подняла этот проект, тянет его на себе, живет им и заразила всех нас. Мы можем наполнить проект, но представить его так, чтобы он стал смотрибельным, необычным, интересным людям, смогла только она. Ведь как неожиданна игровая форма подачи материалов, встроенная в серьезные и даже не совсем позитивные темы. Например, рядом с материалами о кулачных боях представлена переданная нам одним ржевитянином спортивная шапочка с буквой «Е» — «Ржевские Еноты». И это тоже наша городская история! Как и воспоминания о переправе через Волгу, пуговица из ракушек, швейная машинка «Ржев» и многое другое.

— Как Вы восприняли идеи Надежды по практическому воплощению проекта?

— Первое время было достаточно сложно представить, что она имеет в виду, например, под «Точками входа» и другими темами. Но со временем это все воплощалось в реальность, и ее идеи удивительным образом оживали. Посетители смогут оценить необычное расположение экс-позиции. Например, люди более молодые, не любящие статику, могут подойти к стенду и, ознакомившись с версиями строительства моста, взять горошинки и поиграть, проголосовав за понравившуюся версию. А взяв фасолинки, отметить место, где в Ржеве можно назначить встречу.

На одно и то же событие представлены разные точки зрения. Например, слова Грацинского «Дело Советской власти прочно» и открытка того же времени, в которой выражается надежда на то, что «скоро все изменится и утраченное вернется». Жизнь во всех ее проявлениях, когда одновременно происходит нападение крестьян на имение Екатерининское и размещается объявление о продаже сельди в бочках. Можно заглянуть в «Окна прошлого» — увидеть старинные карты Ржева, подсмотреть за случившейся на Ржевском льнозаводе криминальной историей.

— Я думаю, не стоит раскрывать все секреты открывшейся экспозиции?

— Конечно, мы ждем посетителей. Пока выставка будет располагаться в здании музея. Но идея Надежды заключается в том, чтобы выставка была мобильной и могла легко перемещаться по городу, меняться, переделываться.

Выставка удалась!

Олег Кондратьев также поделился впечатлениями.

— Великолепно! Это новое слово в музейной работе. Такие хронологически нетрадиционно расположенные выставки — это будущее. Многоплановость, огромное количество информации во всех модулях.

— То есть, Вы как историк, как музейный работник с огромным опытом этот подход одобряете?

— Полностью! Будем дальше работать, добавлять материалы, водить экскурсии, рассказывать людям о том, как жили их предки 100 или 50 лет назад. Все это обязательно подтолкнет людей к поиску своих семейных, школьных, профессиональных историй. Я, например, дополнил выставку материалом о своем дяде. Уверен, что жизнь проекта будет продолжаться.

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *