Яблонька из Ржева может стать известной на весь мир

«Яблонька» — так называлась первая кружевная работа Аллы Меос, которую она вместе со своей бабушкой еще подростком сделала во Ржеве. Она стала для нее и своего рода посвящением в тайны рукоделия, и символом  её детства, и точкой отсчета для будущей коллекции. «Яблонька» была создана по старинной технологии с использованием глины и обжига кружевного изделия в печи.

Не так давно мне попала в руки книга из Самиздата. Её автор — известная в кружевных центрах Европы коллекционер Алла Юкш-Меос. Прожив полвека в Эстонии, она осталась верна российскому гражданству и сейчас испытывает определенные трудности: достойное издание книги «От «Яблоньки» до свастики» требует больших денежных средств. Однако эту книгу давно ждут кружевницы таких городов как Нарва, Вологда, Псков, в Венгрии, в Финляндии. И Алла Ивановна пошла по старинному пути: распечатала и сброшюровала несколько экземпляров. Наши соотечественники за рубежом в очередной раз, со времен оных, преподают нам пример самоотверженной битвы за культуру.

Нужно сказать, что написанная А. Меос книга так же уникальна, как и собранная ею коллекция кружева, занесенная в книгу рекордов Гиннесса. Отдельные места этой книги посвящены мастерицам нашей области, в том числе из Ржева: Елене Кортиковой, Анны Александровой. Можно сказать, что эта книга открывает мир неких тайн кружевоплетения, в том числе мистического и сакрального плана. Неслучайно в заглавие книги вынесено такое пугающее многих слово — «свастика».

12_кружеваА.И. Меос пишет: «В октябре 2003 года выставка «Эрмитаж — Бабушкин сундук» экспонировалась на севере России в городах Архангельске и Вологде, там я не только наслаждалась холодным дыханием северного Ледовитого океана, меня поразило и теплое бережное отношение жителей этих мест к свастическому кресту в кружевах и ткачестве. Посетители с надеждой на объяснение приносили на выставку старинные вывязанные и плетеные пояса-обереги, броши, подвески, рукавицы, блузы, кисеты, оружие, предметы повседневного быта и многое другое. Всюду были различные свастические знаки. Свастические символы прятались в разных тайниках, но сохранялись в семьях, как обереговая память о культуре прародителей. Старенькая бабушка Ефросинья Алексеевна, у которой на рынке в Архангельске я покупала вязаную кружевную прошву, с оглядкой предложила мне пояс со свастическими крестами. Как обычно, я завела с ней откровенный разговор о традиционных узорах северян. Женщина была коренной жительницей, из архангельских поморов. Оказывается, во многих семьях от прародителей и по сей день хранятся вещи с различными свастическими символами и легендами о них. «Жаль, после войны люди стали от них избавляться. Жалко, но всю эту красоту сжигали, потому что тех, кто прятал вещи с этими знаками, судили и отправляли на каторгу», — с глубоким вздохом поведала об этом Ефросинья Алексеевна.

Я хорошо понимала откровенные чувства мастерицы, тем более, что сама выросла в ненависти к этой страшной эмблеме — кресту фашизма. В моей жизни с фашизмом связан сплав страданий. С пяти лет — круглое сиротство, бесконечный голод в течение многих лет, череда гробов родных и близких людей. Проблемное суровое детство и юность. И старинный с восьмисотлетней историей город Ржев, фактически дотла уничтоженный войной. Помнит ли кто-то его храмы, театры, архитектурные памятники многими любимого города на берегу великой Волги, берега и дно которой были изранены сброшенными с самолетов снарядами со свастическими крестами? Поэтому я как живой свидетель кошмара фашизма, выстрадавшая ту боль, через которую вынуждена была пройти, выжить и вместе со многими людьми возрождаться на руинах войны, имею право заявить, что это так страшно.12_кружева_2

Фашизм — это не только Гитлер, и не только немецкий народ. Это вселенская чума XX столетия. Словно коса смерти, она прошла через целые династии семей, парализовав жизнь великих и малых народов, уничтожая культуру, ценности мира, устои семей, создаваемые веками. Страшно представить многомиллионные эвакуации, этот исход истребляемых войной народов.

При встрече со свастическими узорами в кружевах, меня, человека отстраненного от политики, одолевала разъедающая душу ответственность, немой страх, неотвратимое желание понять, почему же случилась трагическая природа зарождения фашизма и древнего свастического символа в нем? Почему жестокая анафема обрекла миллионы людей на страдания, на буйство зловещих катастроф над человечеством? Как случилось, что хрупкая данная человеку жизнь была перечеркнута страшным крестом? Как мудрость цивилизованного мира допустила этот кошмар, ввергший добродетель свастического символа в мясорубку страданий миллионов людей?

Сейчас, владея кружевными изделиями, в том числе и со свастическими символами, я вновь возвращаюсь к теме — защите этих знаков. Возникали снова тысячи «почему». Почему с пронзительной силой этого свастического креста уничтожались гимны красоты, любви, мудрость древних, терпимость и, главное, история? Почему до сих пор фашизм приравнивается к свастическому кресту? Как посмел гитлеризм украсть у мировой культуры святой древний символ человечества, сделать его зловещим и до сих пор оставлять проклятым в сердцах и умах пострадавших?»

Об этом и многом другом рассказывает эта удивительная книга. Она оставляет цельное впечатление, потому что написана человеком, который твердо владеет обозначенной темой, умело расставляет необходимые смысловые акценты. Особое приятное впечатление создает своеобразная стилистика текста книги, где богатая информационная составляющая дополнена доверительной беседой с читателем, неким разговором на очень важную тему.

Основная мысль книги такова: мудрость веков, сохраненную в раритетном кружевном наследии, необходимо передать следующим поколениям. Чтобы её донести до читателя, автор А. Юкш-Меос задает своему повествованию высокую этическую планку, и на всем его протяжении следует ей. Она использует оригинальную систему построения глав, поступательно вчитываясь в которую, читатель узнает как о развитии коллекции «Эрмитаж — Бабушкин сундук», о её уникальности и многообразии, так и погружается в древнюю историю культуры кружева, в сакральность символики его узоров.

12_кружева_3Особую доверительность тексту книги придают возвышенные публицистические интонации: за этими размышлениями коллекционера, влюбленного в свое искусство, стоит многолетний жизненный опыт. Живые рассказы и наблюдения, интригующие названия глав книги, такие, как «Деревянные оркестры плетут чудеса» (плетение коклюшками), «Кружево Halaci» (шитое иглой), «Искусные вышивальщицы — римские матроны» (мережка), «Родовое достояние от отца к сыну» (макраме). Все это побуждает к внимательному «чтению» узорописи, где бы она ни встречалась в жизни, а кого-то, может, даже увлечет разгадывать тайны кружевных символов и знаков.

Используя источники из специальной литературы, автор обобщает весь свой полувековой опыт коллекционирования и систематизации в области кружевосоздания. При этом особое общественное значение придает повествованию книги факт династического, семейного накопления знаний и предметов самой коллекции «Эрмитаж — Бабушкин сундук» уже на протяжении более ста лет, едва ли имеющей аналоги на территории всей Европы.

Рассказ автора о своей коллекции, экспонаты которой собраны из разных стран мира, подтверждает другую главную мысль книги: искусство кружевосоздания уникально всеобщей, межнациональной связанностью языка его узоров и орнаментов, несет в себе явную миротворческую миссию. Отдельное внимание в книге А. Юкш-Меос уделяется тому месту, какое занимают в формировании ее коллекции изделия мастериц двух одинаково близких ей стран — Эстонии и России. Изделия кружевниц из Ржева составляют особую гордость этой коллекции, о чем здесь тоже упоминается.

Кружевосоздание как один из видов народного творчества представлено здесь как особая область культурного наследия, требующая бережного отношения и научного исследования.

Научно-популярные сведения по теме, список дарителей экспонатов и отзывы различных посетителей за двадцатилетний период выставочной деятельности придают книге особую социальную значимость. Думается, эта направленность книги к большому общественному интересу и актуальность поднятых тем будут востребованы в самых различных читательских аудиториях. Говорят, первые отзывы о рукописной версии книги «От «Яблоньки» до свастики» превзошли все ожидания. Ну а книга, если ей суждено увидеть свет, произведет, верно, настоящий фурор. И особенно её издание будет значимо для маленького города над Волгой: ведь сотворение чудесной кружевной «Яблоньки», положившей в этой истории всему начало, произошло именно в Ржеве.

Виктория КУЗНЕЦОВА, член Союза писателей России, г. Ржев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *