КАК ЖИВЁШЬ, СЕРДЕЧНОЕ?

Репортаж из кардиологического отделения

Мы продолжаем знакомить наших читателей с трудовыми буднями учреждений и организаций города. Рассказывая о станции скорой медицинской помощи, мы уже упоминали о работе отделения неотложной кардиологии Ржевской ЦРБ. Именно туда мы и решили отправиться на этот раз.

С 1992 года отделением заведует  врач высшей квалификационной категории Сергей Евгеньевич Петроченко. Мы попросили его рассказать о своем отделении.

— Раньше к нам  поступала вся кардиологическая патология, и плановая, и экстренная. Теперь мы занимаемся только экстренной: инфаркты миокарда, острый коронарный синдром, острая аритмия, тяжелая сердечная недостаточность, тромбоэмболия легочной артерии. То есть, теми состояниями, которые угрожают жизни наших пациентов. В отделении помимо меня работают два доктора. Это Татьяна Евгеньевна Скворцова, опытный кардиолог с большим стажем, с которой мы начали работать практически одновременно, и молодой доктор Икром Асоев.

В основном все наши больные попадают в отделение через палату интенсивной  терапии и какое-то время находятся под наблюдением врачей-реаниматологов. После этого большинство больных переводятся для дальнейшего лечения в отделение, а самых тяжелых мы отправляем в Тверь, в региональный сердечно-сосудистый центр, для проведения инвазивного вмешательства — коронарографии, стентирования, аортокоронарного шунтирования. Ежедневно, с 10.00 до 11.00, мы посредством Интернета связываемся с Тверью и информируем обо всех поступивших и проходящих лечение пациентах. Отправляем данные электрокардиограммы и принимаем совместное решение о дальнейшем лечении или необходимости перевода больного в Тверь. Если такое решение принимается, то больного перевозим машиной скорой помощи, либо, в экстренных случаях, вертолетом сан-авиации. Например, в этом году в Тверь было переведено 69 человек. При этом особо серьезных, критических случаев, для которых потребовался вызов санавиации, было всего 3-4.

Сейчас в отделении 24 койки плюс шесть коек интенсивной терапии. И хотя за каждым доктором закреплены палаты, мы постоянно проводим консилиумы, знаем обо всех пациентах отделения, принимаем совместные решения по ходу лечения.

Врачующие сердца

Нужно сказать, что и у Сергея Евгеньевича, и у Татьяны Евгеньевны за плечами не только большой опыт кардиологической практики. Свою врачебную деятельность они начинали в терапевтическом отделении и, по их мнению, именно так должны начинать все молодые врачи.

Все необходимое оборудование и медикаменты в отделении есть. Например, тромболизис, способный спасти больного буквально в шаге от смерти, стал для наших врачей-кардиологов обычной практикой. Этот дорогостоящий препарат только за минувшие 9 месяцев вводился 52 раза — десятки спасенных жизней.

Современный препарат для тропонин-диагностики позволяет быстро и своевременно определить инфаркт.

Они недаром сестрами зовутся

В восемь  утра на дежурство заступает очередная  смена медсестер. Они и их отдежурившие коллеги идут к заведующему отделением и передают сведения о состоянии больных, вновь поступивших пациентах, наличии лекарств. А дальше начинается обычный день, расписанный буквально по минутам. В отделении 6 постовых,  3 процедурных и 4 медсестры палаты интенсивной терапии. Заведует всем этим сложным хозяйством старшая медицинская сестра высшей категории Любовь Анатольевна Бойцова. Она, да почти и все сестры отделения — выпускницы Ржевского медучилища. Очевидно, что вместе с качественной профессиональной подготовкой в нашем училище прививается и особое отношение к труду и людям. Равнодушных, черствых, безответственных  людей среди персонала отделения нет.

— Дежурства, — рассказывает Любовь Евгеньевна, — бывают разные.  Иногда достаточно спокойные, но чаще всего работы очень много. Например, на днях за ночь в отделение привезли восемь человек в очень тяжелом состоянии. Но большинство из нас тоже прошли суровую школу терапевтического отделения и с любой работой медсестры справляются на «отлично».

— Вам часто приходится сталкиваться с очень тяжелыми случаями, видеть смерть. Как удается справляться с такой психологической нагрузкой?

— Привыкнуть к этому, конечно, невозможно. Сердечный приступ — вещь совершенно непредсказуемая, и иногда больной, который только что улыбался и ходил, вдруг падает. В этот момент думать и переживать некогда, нужно срочно действовать, а все чувства и переживания приходится оставлять на потом.

Это же подтверждают и медсестры, с которыми мне удалось поговорить. В эту смену дежурили Татьяна Николаева, Людмила Павлюкова и опытнейшая медсестра отделения, 43 года отработавшая в медицине, Наталья Николаевна Ребезова. Условия работы изменились, конечно, в лучшую сторону, а вот отношение пациентов, к сожалению, в худшую. И хотя многие по-прежнему испытывают чувство уважения и признательности к труду медиков, встречаются и такие, кто всегда и всем недоволен.

Свою работу медсестры любят и уверены, что если есть стремление к этой профессии, то надо, не задумываясь, идти в медицину. Правда, важно любить не только свою профессию, но и людей. Ведь зачастую улыбка, доброе слово способны творить чудеса. И пациенты, особенно очень пожилые, а их в отделении большинство, от такого обращения перестают хмуриться и ворчать.

В реанимации

В палате интенсивной терапии постоянно находится медицинская сестра и дежурный врач-реаниматолог. Ведь именно сюда привозят больных, для которых любое промедление недопустимо. Мониторы и прочее оборудование реанимации новое и современное, ему не больше года. В день моего посещения в двух палатах было всего три пациента. Но так бывает очень редко. Дежурила в эту смену в реанимации Наталья Михайловна Железнова, медсестра опытная и немногословная.

Береги сердце смолоду

Заведующий отделением, рассказывая о своих пациентах, посетовал на значительное «омоложение» сердечно-сосудистых патологий. Теперь инфаркты у людей в 30-35 лет стали обычным явлением. Наши доктора считают, что виной этому и стресс, в котором находятся люди, и вредные привычки, которым подвержены большинство их пациентов. Главная из них — курение. И что особенно печально, от этой привычки, как правило, не отказываются даже те, кому «посчастливилось» попасть в отделение неотложной кардиологии…

Живым подтверждением этой статистики стали два пациента отделения — 43-летний Владимир и 35-летний Борис. Несмотря на то, что они прекрасно знают, например, о вреде курения, силы воли отказаться от вредных привычек, которые привели их в таком возрасте на больничную койку, нет.

— Отношение к больным у персонала отделения замечательное. Жалоб никаких нет, нас все устраивает. Лечит нас сам Сергей Евгеньевич. Надеемся на скорейшее выздоровление. Рекомендации  врачей будем стараться выполнять, и курить попробуем бросить, — обещают пациенты. Хочется пожелать им в кардиологию больше не попадать.

А обед по расписанию!

Говоря о рационе своих пациентов, медики, конечно, хотели бы большего. Но в принципе, даже человек, которому ничего не приносят из дому (а в отделении лежат и иногородние пациенты), голодным не остается. В меню — каши, супы, котлеты, яблоки, компот. В раздаточной — чистота и порядок. Буфетчица Любовь Варенина охотно рассказывает о своей работе. Больные на питание в целом не жалуются, хотя часто приходится объяснять, что с их заболеваниями нельзя ни соленого, ни острого, ни жареного, и не стоит обижаться, что пища кажется не такой уж и вкусной.

Любовь, врачующая сердца

В отделении царят чистота и порядок. В этом заслуга сестры-хозяйки Любови Копыловой. Ее девиз — «Нужно просто улыбаться, несмотря ни на что». А проблем-то хватает. Но легко в этой жизни, по мнению Любови Федоровны, ничего не достается.

— Больные чаще всего жалуются на состояние кроватей и матрасов. Не хватает наволочек — сама шью, подкрашиваю стены, ремонтирую мебель, клею отпавшую плитку. А кто, если не я? — восклицает сестра-хозяйка.

— Важно просто делать все по порядку, на совесть, — делится секретом чистоты санитарка Ольга Щуренкова.

Любовь Федоровна пригласила осмотреть палаты, продемонстрировала чистоту в санузлах и ванной комнате. С радостью сообщила, что есть горячая вода и больные теперь имеют возможность помыться. Все это время санитарка Любовь Петрига работала не покладая рук — перестилала кровати, что-то мыла, протирала, успевая при этом и с больными пообщаться.

Глядя на этих удивительных женщин, я не могла отделаться от мысли, что уж очень символично, что в отделении работает так много женщин с именем Любовь. Здесь любят свою работу и своих пациентов, стараются сделать все возможное для их комфорта и скорейшего выздоровления.

Капля дегтя…

Было бы нечестным, рассказывая об отделении, умолчать о его проблемах. Самой главной из них является состояние больничной мебели. Об этом говорили и врачи, и сестры, и санитарки, и сами пациенты. Идентифицировать возраст большинства кроватей, стоящих в палатах, решительно невозможно. Панцирные, провисшие до пола сетки, на которых лежат плоские, как блин, старинные матрасы, вряд ли в полной мере обеспечивают удобство для больных людей. На несколько новых, современных кроватей, которые не так давно появились в отделении, кладут только самых тяжелых. Остальным приходится терпеть. Удручающее впечатление производит и мебель в столовой. Но здесь уж довольствуются тем, что есть. Главное, что столы и стулья свою функцию выполняют.

Также пациенты пожаловались на состояние дороги, проходящей по территории больницы. Многие из них пережили не самые приятные минуты в машине скорой помощи, мчащейся по ямам и ухабам.

Увы, эти проблемы находятся за границей ответственности и возможностей наших медиков. Хотя надежда на получение в ближайшем будущем новых кроватей и на ремонт территории есть. Во всяком случае, руководство больницы сделало для этого все необходимое.

Совет кардиолога

В конце мы попросили доктора Петроченко дать ржевитянам несколько советов, как не стать его пациентами. Ведь впереди Новый год, который, к сожалению,  традиционно повышает наполняемость отделения.

— В первую очередь, нужно серьезно задуматься о здоровом образе жизни —  бросить вредные привычки, давать своему организму умеренные физические нагрузки, правильно и полноценно питаться.  В случае тревожных симптомов, не затягивать с обращением за медицинской помощью. Будьте здоровы!

Мы от души поблагодарили медиков за их нелегкий труд. Конечно, не все гладко в нашем здравоохранении, даже в масштабах страны, но мы еще раз смогли убедиться в том, что на страже нашего здоровья стоят профессионалы, которые всегда готовы прийти на помощь и сделать все возможное для того, чтобы сердца ржевитян стучали как можно дольше.

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *