ТАМ, ГДЕ СЛОВА БЕССИЛЬНЫ

Новость о том, что директору Детской музыкальной школы N№ 1 им. Я.И. Гуревича Марине Дулевой присвоено звание «Почетный работник культуры и искусства Тверской области», обрадовала многих ржевитян. Дулеву знают в нашем городе как талантливого музыканта, замечательного педагога, человека, отдавшего служению искусству свои знания и опыт. Мы решили поздравить Марину Геннадьевну с заслуженным признанием и поговорить о школе, которую она возглавляет с 2012 года, о педагогической деятельности, о музыке, об учениках и коллегах и, конечно, о ней самой.

Нужно сказать, что к своему званию Марина Геннадь-евна отнеслась как интеллигентный человек. Выслушав поздравления и поблагодарив, она сразу же начала рассказывать о своем замечательном коллективе, без которого такая высокая оценка, по ее словам, была бы невозможна.

— Это, конечно, приятный факт, ведь отмечена я именно как директор ДМШ, хотя наша школа и так давно соответствует званию одного из ведущих образовательных учреждений культуры и искусства Тверской области, — рассказывает Марина Геннадьевна. — Мы являемся зональным методическим центром, осуществляем колоссальную методическую работу. Например, в декабре мы провели две педагогические конференции в секциях фортепиано и баяна-аккордеона. И было очень приятно слышать среди многочисленных похвал повторяющуюся фразу: «Ну что тут скажешь, это же ДМШ N№ 1!» Такая высокая оценка нашей работы заставляет не только ощутить гордость за школу и наших педагогов, но и поверить, что наш труд не напрасен, что мы движемся в правильном направлении.

Приравнивая таким образом свою награду к успехам и достижениям всего коллектива школы, Марина Геннадьевна скромно умалчивает о своих личных заслугах. А ведь можно без преувеличения сказать, что вся ее жизнь посвящена служению музыке. Причем, служению искреннему и бескорыстному, в духе ее предшественников и учителей. Среди которых главное место занимает, конечно, Яков Иосифович Гуревич, имя которого, во многом благодаря личному вкладу Дулевой, было присвоено созданной им школе. О своих учителях она вспоминает с теплотой и искренней благодарностью. Ирина Вячеславовна Богомолова, первая учительница, теперь уже и друг, и коллега и единомышленник. Павел Владимирович Вознюк — наставник, давший путевку в жизнь юной талантливой скрипачке.

С чего начинается у человека дорога к искусству? У всех, наверное, это происходит по-разному. Но Марина, сколько себя помнила, всегда была уверена, что будет играть на скрипке. Откуда в совсем не музыкальной семье вырос человек, который с малых лет знал свое предназначение, остается только гадать. Но юная ржевитянка упорно пошла к намеченной цели. Окончила музыкальную школу, потом училище. С тех пор ее жизнь — это постоянный творческий процесс, подразумевающий вечное движение, творческий поиск, переключение на новые задачи.

Директор

Уютное двухэтажное здание на центральной улице Ржева, в котором располагается детская музыкальная школа N№ 1, уже давно стало достопримечательностью города. В последние годы фасад здания и прилегающая территория приобрели тот ухоженный, даже слегка аристократичный вид, который подобает храму музыки. И случилось это во многом благодаря стараниям ее директора. Сотрудники ДМШ уверены, что именно с приходом Марины Геннадьевны школа приобрела настоящего хозяина в лучшем смысле этого слова. С упорством и настойчивостью, которые сложно было ожидать от хрупкой женщины-музыканта, она начала борьбу за здание, требовавшее серьезного ремонта. Своим тихим голосом, приятными манерами она заставляла слушать себя, слышать о нуждах школы. Под ее обаяние попадали чиновники, благотворители и подрядчики. И за несколько лет ветшающее здание приобрело новый фасад, благоустроилась территория, поменялась система отопления, был произведен внутренний ремонт.

Музыкант и педагог

Талантливый человек талантлив во всем. Однако в случае с Дулевой дело ее жизни — это музыка и педагогика.

За все время педагогической деятельности через заботливые руки Марины Геннадьевны прошли сотни учеников. Я задала ей вопрос, который, я думаю, интересует многих родителей.

— Марина Геннадьевна, чем нужно руководствоваться при принятии решения отдать ребенка в музыкальную школу?

— Только желанием самого ребенка.

— А если у него нет музыкального слуха?

— Слух есть у каждого. Все дети талантливы. И если у ребенка есть огромное желание заниматься музыкой, то хороший педагог обязательно разглядит в маленьком человеке какие-то задатки, сможет развить их. Но, конечно, среди ежегодно приходящих к нам первоклассников всегда выделяются несколько человек, наделенных особыми качествами — музыкальностью, чувством ритма, слухом, чутьем музыкальной фразы. Эти дети имеют шанс стать настоящими музыкантами. Но нашей главной задачей все-таки остается воспитание гармонично развитой личности. А все остальное — решение семейного совета и желание самого ребенка.

По-настоящему одаренные дети очень быстро и навсегда втягиваются в творческий процесс. Но лишь содружество «ученик-родитель-педагог» способно принести результаты. И, конечно, нужно отдавать себе отчет в том, что музыка — это очень тяжелый труд.

Коллективное творчество

Перечислять успехи выпускников и нынешних учеников школы можно очень долго. Хотя именно они, по мнению Марины Геннадьевны, лучше любых наград и званий отражают работу ДМШ. Школа активно участвует в культурной жизни города. Опровергая бытующее мнение о том, что музыканты — люди
эгоцентричные и не любят работать в команде, музыкальные коллективы школы — непременные участники концертов и городских мероприятий. Например, трио «Ретро», в нем играет сама Марина Геннадьевна. Идея создания коллектива, который исполняет музыку 30-40 годов, современных русских и зарубежных композиторов, пришла трём единомышленникам — преподавателям школы искусств N№ 2 М.Г Дулевой, И.А. Фрыгиной и О.В. Фёдоровой в начале 90-х (в то время Марина Геннадьевна работала в школе в должности заместителя директора и педагога). Необычный состав трио — скрипка, баян и фортепиано — сразу вызвал интерес зрителей. «Ретро» и сегодня радует ржевитян своими оригинальными музыкальными номерами. В настоящее время в состав трио входят преподаватели музыкальной школы М.Г. Дулева (скрипка), О.П. Журавлева (баян) и Е.В. Шарова (фортепиано).

Большое внимание Марина Геннадьевна уделяет и созданному ею детскому ансамблю скрипачей «Миниатюра». В разные годы все ее ученики набирались в коллективе исполнительского опыта, овладевали навыками работы в команде. И детям такая концертная деятельность очень нравится. У ансамбля есть сложившийся репертуар, который юные артисты могут сыграть буквально «среди ночи». Они со всей ответственностью подходят к выступлениям в школе, детских садах, на городских мероприятиях.

В Детской музыкальной школе есть ещё один успешный проект — сводный ансамбль «Музыкальный момент», которым руководит педагог школы А.В. Олифер.

— Марина Геннадьевна, «Музыкальный момент» имеет большой успех у зрителей. Не задумывались ли Вы о создании какого-то очень большого сводного ансамбля, например, с участием воспитанников всех музыкальных школ города. Он бы мог выступать, например, на «Ржевских гостеваниях» или на Дне города. Такое вообще возможно?

— Возможно. Что-то подобное делали в Твери. Есть такой фестиваль «Весна идет, весне дорогу», в его рамках выступают сводные ансамбли школ области. В этом году наши дети из ансамбля «Сувенир» принимали участие в таком проекте.

— А вы готовы выходить на какие-то большие городские площадки? Ведь, к сожалению, с вашим творчеством знаком достаточно узкий круг людей. Не возникает желание нести «искусство в массы»?

— Мы-то с удовольствием! Но акустический инструмент должен быть на большой площадке соответствующим образом озвучен, нужна специальная аппаратура. Если будет обеспечен соответствующий звук, мы, конечно, готовы.

— Марина Геннадьевна, а как Вы, классический педагог, относитесь к новым формам исполнительского искусства, к скрипачам, которые вышли из академических залов на стадионы: Ванессе Мэй, Дэвиду Гарретту, например?

— Вполне нормально. В любом случае — это популяризация инструмента, это новое звучание классических произведений. Эти музыканты технически великолепно подготовлены, и их игра заставляет и нас задумываться об освоении электронных инструментов. Я давно вынашиваю мысль приобрести такую скрипку для «Ретро». Это как раз и дало бы возможность выступать на больших площадках. Музыкант должен развиваться во всех направлениях, искать, пробовать новое. У нас, кстати, с В.П. Семеновым, руководителем муниципального эстрадного ансамбля «Ассорти», был подобный опыт. В интерпретации Владимира Петровича в исполнении ансамбля «Ассорти» с участием преподавателя нашей школы Анны Мельниковой (вокал) и моим на одном из городских концертов прозвучала одна из мелодий Д. Гарретта из фильма «Паганини: скрипач дьявола». Этот номер имел успех.

Надо идти в ногу со временем, используя все возможности, чтобы привлечь к инструменту молодежь. У меня был ученик, увлекшийся скрипкой после конкурса «Евровидение», на котором выступал Александр Рыбак. У музыки много разных путей и направлений.

— Может быть, в заключение какое-то Ваше любимое изречение о музыке?

— С удовольствием, «Там, где слова бессильны, является во всеоружии своём более красноречивый язык — музыка», — говорил Пётр Ильич Чайковский.

Мы от души поздравляем Марину Геннадьевну с заслуженным званием и желаем новых творческих успехов.

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *