«УЧИТЬ ПО-НОВОМУ»

Ирина Анатольевна Иноземцева, начальник Отдела образования администрации города Ржева:

«УЧИТЬ ПО-НОВОМУ»

— Ирина Анатольевна, с 1 сентября вступит в силу новый закон «Об образовании в РФ». Наш разговор будет о том, что значит учиться по-новому, о готовности школ и детских садов к началу учебного года, о насущных делах и заботах. Но вначале, по традиции, представьтесь читателям.

— Я ржевитянка. Родители трудились на краностроительном заводе. В 1982 году окончила среднюю школу N№ 8, затем Калининский государственный университет по специальности «Преподаватель. Математик». По распределению работала в Старицком районе, с 1992 года переехала в Ржев и преподавала математику и информатику в гимназии N№ 10. В 2006 году была назначена на должность директора школы N№ 12. С сентября прошлого года — начальник отдела образования администрации города Ржева. Замужем. Дочь Валерия в этом году окончила университет.

— Ирина Анатольевна, насколько готовы учебные заведения и детские сады к приему детей?

— Все школы и детские сады города Ржева будут готовы к началу учебного года. В этом году на основании постановления главы администрации города Ржева была создана комиссия по их приемке, она начала свою работу 23 июля. До этого, согласно долгосрочной целевой программе, в детских садах и школах проводились ремонтные работы кровель, пищеблоков, систем отопления, помещений, полов. Ведутся ремонтные работы по энергосбережению в школе N№9 (замена кровли и частичная замена оконных блоков). Закончен ремонт крыши в детском саду N№ 27, осталось завершить ремонт медицинского кабинета. Дополнительно, за счет средств бюджета города, начаты работы по ограждению территории гимназиии N№ 10, ремонты помещений под медицинские кабинеты в средних школах N№N№ 2,3,11. Под информационный центр ведутся работы в школе N№ 8.

— Наверное, большую помощь оказали родители и спонсоры?

— Несомненно. Нельзя не отметить работу руководителей образовательных учреждений по привлечению внебюджетных источников для проведения ремонтов помещений в школах и детских садах. Это и средства родителей, и средства спонсоров. Огромное им спасибо. Хочется их назвать: ОАО КСК «Ржевский» (Виталий Фаер), ООО «Лесозавод» (Денис Раец), ООО «Ржевкирпич» (Артем Диленян, с/ш N№ 5); ООО «Ржевагроснаб» (Иван Монахов, с/ш N№ 2), Василий и Ольга Веткины, Юрий Варлавин, Игорь Вишняков, Евгений Баскаков (с/ш N№ 13).

— Обеспечены ли школы учебниками, новым оборудованием?

— В августе в школы города поступят 10286 новых учебников на сумму около трех миллионов рублей из бюджета области. В дальнейшем ожидаем поступление оборудования. Сегодня школы города обеспечены учебной литературой примерно на 80 процентов.

— Ирина Анатольевна, расскажите о новых назначениях.

— Ваши читатели уже знают, что директором школы N№4 назначен Николай Громов, руководить 7-й теперь будет Татьяна Наветная, директором школы N№ 11 назначен Александр Куприянов. Заведующей детским садом N№ 10 назначена Наталья Баранова. Школы города пополнились учителями: в средней школе N№ 3 английский язык будет преподавать Юлия Макарова, историю и обществознание Екатерина Донченко, русский язык и литературу Мария Боецкая, психологию Наталья Юрицина. В гимназию N№ 10 принята на должность заместителя директора по воспитательной работе Татьяна Кузнецова, по совместительству — учитель английского языка. В школе N№13 информатику будет вести Мария Проценко. Дошкольные учреждения тоже пополняются педагогами.

— А есть ли незакрытые вакансии в школах? И какова сегодня зарплата учителя?

— Да, требуются учителя математики, физики, русского языка и литературы, немецкого языка, физкультуры, а также учитель информатики. Средняя зарплата учителя по Ржеву около 24-х тысяч рублей.

— Интересно, а как ржевские ученики сдали ЕГЭ?

— По результатам сдачи итоговой аттестации выпускников 11 классов город Ржев находится в первой пятерке в области по среднему значению доли выпускников, сдавших ЕГЭ на высокие баллы. Средние значения по русскому языку и математике выше областных. Нынче в городе 14 «золотых» медалистов и 6 «серебряных».

— Много ли выпускников поступили на бюджетные места в вузы?

— Примерно 46% от общего количества.

— Итоговую аттестацию проходили и обучающиеся выпускных 9-х классов. Какие результаты у них?

— Ржев в рейтинге Тверской области по среднему оценочному баллу по русскому языку занимает 2-е место, по математике — 4-е. Результаты выше областных.

— Давайте поговорим о новом законе «Об образовании», о новых стандартах, поскольку сегодня официально признано, что старая модель образования, где во главу ставились знания, умения, навыки, оказалась неэффективной. Какая задача системы образования сейчас?

— Основное достоинство нового закона — создание реальных механизмов обеспечения государственной гарантии бесплатного и качественного образования для всех граждан России; подробно говорится о формах получения образования и их сочетании; описываются механизмы реализации конституционного права для граждан с ограниченными возможностями здоровья; акцентируется внимание и на детях с особыми образовательными потребностями — талантливых детях; дошкольное образование станет уровнем общего образования. И, конечно, нельзя не сказать об учителе: достаточно подробно прописывается  система мер социальной поддержки педагогических работников; впервые зафиксирован гарантированный уровень оплаты труда педагога. Но гарантии со стороны государства не могут не возлагать на учителей и определенную меру ответственности.

С 1 сентября 2013 года появится федеральный государственный образовательный стандарт и дошкольного образования, включающий три компонента требований: к условиям реализации, к содержанию образовательной программы, к результатам образования. Никаких аттестаций по результатам дошкольного образования ребенка проводиться не будет. В городе выбраны два учреждения дошкольного образования как пилотные площадки новых государственных образовательных стандартов — это детские сады N№ 22 и 30.

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование универсальных учебных действий. И основная задача — сформировать у учащихся основные виды универсальной учебной деятельности (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные), повысить познавательные способности к самовыражению и самореализации, а также интерес к способу действий.

— Работают ли ржевские учителя по-новому?

— В Ржеве уже третий год будут заниматься по новым федеральным государственным образовательным стандартам ученики начальной школы. В средней школе N№ 8, которая является пилотной площадкой для введения новых государственных стандартов, продолжится обучение в 5,6 классах. Опережающее обучение в 5 классах по новым стандартам вводится в школах N№N№ 1, 3, 5, 9, 12, гимназии N№ 10.

— На Ваш взгляд, насколько эффективна новая модель образования?

— Судить об этом еще рано, но учить по-новому необходимо. Первые результаты мониторинга оценки качества у обучающихся начальной школы и воспитанников  некоторых групп в детских садах говорят о положительной динамике усвоения учебного материала и сформированности учебных действий.

— В этом году в некоторых школах города Ржева вводятся платные услуги. За что же теперь будут платить родители?

— Сразу скажу: это не бьет по карману родителей. За все, чему учат в рамках государственного стандарта, никому платить не придется. Расходы берет на себя государство. То есть, русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология, физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности, как и прежде, останутся бесплатными.

Но образовательное учреждение вправе организовать платные образовательные услуги, которые, скажу сразу, не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Ученик имеет право, но не обязан получать эти услуги, и отказ не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг.

— Как известно, новое — это хорошо забытое старое. В этом году с 1 сентября школьники обязаны будут носить форму. И что же, всех вновь под одну гребенку?

— Ну что Вы, конечно, нет. Новый закон «Об образовании» и постановление правительства Тверской области с 1 сентября вводят требования к одежде, и каждому образовательному учреждению рекомендовано это учесть. Общий вид одежды, ее цвет, фасон будут определяться по согласованию с советом школы, родительским комитетом, классным общешкольным или родительским собранием, попечительским, управляющим советом. Общеобразовательные учреждения вправе устанавливать виды одежды для школьников: повседневную, парадную и спортивную одежду.

Одежда детей может иметь отличительные знаки образовательной организации (класса, параллели классов): эмблемы, нашивки, значки, галстуки и так далее. Главное, форма должна отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим требованиям к одежде, а также соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер.

— Возможно, это и к лучшему. Родители не будут ломать голову, в чем отправить сына или дочь в школу. Да и сами ученики, соблюдающие дресс-код, выглядят стильно, опрятно, по-деловому.

— Не могу с Вами не согласиться.

— А теперь поговорим о дошкольных учреждениях. В тверской прессе появились сообщения о повышении платы за детский сад. Правда ли это?

— Нет. Плата за детский сад повышаться не будет. Теперь эта плата будет называться как плата за уход и присмотр. Остаются и все ранее применяемые льготы.

— Заполнились ли вакансии в дошкольных учреждениях в связи с повышением заработной платы воспитателям?

— Средний размер заработной платы воспитателя по городу сегодня около восемнадцати тысяч рублей. Но вакансии еще остались, хотя меньше.

— Планируется ли в городе построить новый детский сад, и сократится ли очередь в дошкольные учреждения?

— На 2014 год запланирован капитальный ремонт детских садов N№ 7 и 8, а также планируется сократить очередность в дошкольные учреждения на 45 мест нынче, создав условия, соответствующие установленным нормативным требованиям.

— В редакцию родители принесли фото детского сада N№ 4. Прямо скажу, здание выглядит плачевно. А рядом стоит старое, разрушенное здание, ничем не огороженное (не дай бог, начнет падать!). Как Вы прокомментируете ситуацию?

— В администрацию города приглашался застройщик разрушенного здания, которому было предложено в кратчайшие сроки устранить угрозу дальнейшего разрушения постройки. В планах на 2014-2016 гг в соответствии с празднованием юбилейной даты рождения нашего города отмечено каждое образовательное учреждение, нуждающееся в ремонте фасадов, кровель, замены оконных блоков.

— Будем надеяться, что к 800-летию Ржева выделят достаточно средств для этого. Ваши поздравления учителям и ученикам в преддверии праздника 1 сентября.

— Уважаемые коллеги! Я желаю вам всем новых свершений и больших достижений, осуществления всех задумок. Пусть будут освоены новые методики, получены желанные награды.  Мудрости и здоровья Вам!

Уважаемые родители! Вы делите со своими детьми радость встречи со школой, интересуйтесь жизнью своих детей, помогайте им. Помните, ваши дети нуждаются в вас! Пусть в жизни вас и ваших детей всегда будет место знанию, мудрости.

Дорогие школьники! С праздником вас! В новом учебном году старайтесь, учитесь! Ведь любые знания — это ваше успешное будущее. Пусть этот год принесёт новые открытия, новые встречи, отличные оценки.

Отдельные пожелания будущим выпускникам. Этот учебный год ответственный  для каждого из вас.  Решайте уже сейчас, чего вы хотите добиться в жизни, сконцентрируйтесь на подготовке к выпускным испытаниям. Пусть высокие результаты в школе помогут вам достичь поставленных целей!

— Спасибо за интервью.

Беседовала Елена Сооляттэ

 

Один отклик на «УЧИТЬ ПО-НОВОМУ»

  1. Maria:

    При средней зарплате в 24 тысячи наблюдается нехватка учителей. Или цифра завышена, или зажрались. Склоняюсь к первому. А вообще-то нужно «плясать» от ставки, а не от зарплаты. Какова минимальная ставка и ставка молодого специалиста на данный момент? Именно это является показателем «гарантий государства» и реальных доходов. Какова текучка кадров в школах? Почему «уходят» старых директоров? Все ли учителя преподают тот предмет, который они изучали в вузе (если они там вообще учились)? Почему родителям приходится нанимать репетиторов и покупать учебники при «бесплатном» образовании?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *