ЁЛОЧНАЯ ИГРУШКА

Рассказ

Восьмой раз Тамара готовилась встречать Новый год одна. Как и в предыдущие семь новогодий, она собиралась накрыть стол на двоих: поставить два бокала, положить две вилки, два ножичка, две тарелки. На столе ещё будут: бутылка дорогого шампанского, хрустальная салатница с оливье, пирожки с печенью и …кубинская сигара на керамической пепельнице.

За семь лет ритуал отточился до секунды: после боя курантов она откроет шампанское и разольет по бокалам и сделает несколько глотков, потом неспешно раскурит сигару и оставит её тлеть до рассвета. Муж Тамары не курил, но раз в год баловал себя изысканной сигарой. Когда он умер, она не захотела ничего менять. Ей казалось, так он как будто бы всё ещё с ней…

Виктор был военным. Они встретились совсем юными, когда она еще и года не отработала на заводе елочных игрушек, а он приехал молоденьким лейтенантиком на учения, которые проходили у соседней деревни.

Дискотеки в местном клубе были отдушиной для здешней и приезжей молодежи. Тамара без памяти влюбилась в красавца Виктора, но он оказывал знаки внимания сразу нескольким девушкам. И тогда Тамара решилась на авантюру. Взяла да и написала на двух новогодних шариках: «Витя+Тома». Один положила в упаковку с готовыми шарами, а второй подарила Виктору, тайком вынеся его с завода…

Виктор знак внимания оценил — и эта судьбоносная игрушка потом украшала их домашнюю ёлку все последующие тридцать шесть лет… Из них семь лет — уже без Виктора. Когда он не вернулся из Африки, куда его на этот раз призвала служба, Тамара страшно загоревала… Не сказать, что жизнь их была раем, но то ли постоянные командировки мужа в горячие точки сделали свое дело, то ли была меж ними настоящая любовь — отношения у них были пронизаны нежностью, даже когда выросли и разлетелись из семейного гнезда две их дочери…

Тамара наряжала елку и думала о Викторе. «Хоть бы знак какой подал, слышишь ли ты мои мысли, мои молитвы… Как же я скучаю по тебе, Витя», — подумала она, и в этот момент в дверь позвонили.

Тамара вздрогнула всем телом и пошла к двери. На пороге стоял седой мужчина примерно её лет.

— Тамара Андреевна? — спросил он, явно волнуясь. И после её молчаливого кивка добавил: — Меня зовут Виктор. Я из Москвы сегодня приехал. Мне Ваш адрес на заводе игрушек дали… Вы позволите войти?

С растущим волнением Тамара впустила неожиданного гостя. Поставила чайник, выставила на стол вазочку с дежурным печеньем и приготовилась слушать.

По словам мужчины, он овдовел полгода назад — жену сбила машина на дороге, водитель скрылся. Когда первый шок от потери любимой женщины чуть поутих, он решил разобрать её вещи. Одежду и косметику раздал на помин подругам и знакомым, какие-то вещи отнес в церковь… Душа болела нестерпимо — он был влюблен в свою жену со школьных лет, а она разглядела его гораздо позже. И вот как это случилось.

— Новый год был её любимым праздником, — раскрасневшись, рассказывал Виктор. — Наш класс всегда был дружным, и мы иногда встречались, уже закончив школу. Прошло лет пять после выпускного, и кто-то предложил отметить вместе Новый год. Моя любимая тогда уже успела выйти замуж и развестись… И я шел на этот празд-ник с особыми надеждами. Собирались дома у одного из парней. Кто-то принес вино, кто-то — закуску. Тома пришла с кульком домашних блинчиков и коробкой елочных игрушек. Сказала, что обожает наряжать ёлку и купила шары по дороге, чтобы внести от себя частичку волшебства в этот вечер… И вот, когда она открыла коробку, волшебство случилось! На одном из шаров было написано «Витя+Тома».

Тамара ахнула и присела на стул. Виктор пристально посмотрел на неё и продолжил свой рассказ.

— Ребята все сбежались посмотреть на этот шар. Начались шутки-прибаутки, все говорили Томе, что это ей знак от Деда Мороза, что второго такого шанса не будет… Все же знали, что я её люблю чуть ли не с пятого класса. А когда мы выпили шампанского за новый 1982-й год, все вдруг начали кричать: «Горько! Горько!», и мы с Томой впервые поцеловались… Потом я пригласил её на концерт «Машины времени», которая тогда была безумно популярна, и после концерта она осталась у меня насовсем…

Конечно, Тамара помнила 1982-й — их первый с Виктором совместный год, а также год первого испытания на прочность… Виктора тогда отправили в Польшу, и она обмирала от каждого звонка в дверь. Он вернулся через несколько месяцев, повзрослевший и молчаливый, а она поняла, что умрет, если с ним что-то случится…

Тамара украдкой взглянула на своего гостя — он был совсем не похож на её Витю. Интеллигентный, мягкий, застенчивый. И в то же время как будто бы давно знакомый.

— Когда Томочки не стало, я раздал все ее вещи… Было слишком больно смотреть на них. А позавчера решил нарядить ёлку… и нашел ту игрушку… Тома часто говорила, что, если бы не этот шарик, она бы на меня и не взглянула.

Виктор достал из портфеля красный шарик, на котором Тамариной рукой 36 лет назад было выведено «Витя+Тома». На глаза у неё навернулись слезы…

— Пойдемте, я Вам кое-что покажу, — сказала она и повлекла Виктора в зал, где на маленькой искусственной ёлке висел точно такой же шарик.

От удивления мужчина онемел и только глубоко и часто дышал, переводя взгляд с игрушки на Тамару и обратно.

— Как Вы меня нашли? — спросила она, чтобы заполнить тишину.

— Я знал, где была сделана игрушка, потому что в тот наш Новый год выучил этикетку на коробке наизусть. Всё думал, куплю ящик шампанского и поеду туда проставляться после свадьбы… А потом как-то забылось это всё за суетой. А сегодня вот приехал на вашу фабрику, показал игрушку и спросил, какой мастер её разрисовывал… Пришлось немного поуговаривать ваших коллег, но потом они сжалились и дали ваш адрес… Расскажите, пожалуйста, почему Вы это написали…

Настал Тамарин черед рассказывать. Она говорила и не могла остановиться. Никто ещё не слушал её с таким трепетом и вниманием. Она говорила и понимала, что советская юность, годы перестройки, лихие девяностые — всё у них было общее, и от этих разговоров в груди разливалось мягкое обволакивающее тепло. Они говорили и говорили — говорили до тех пор, пока на Тамариных ходиках стрелки не показали два часа ночи.

…Этот Новый год Тамара встречала уже не одна.

Михаил БУРЛЯШ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *