WELCOME TO HEL

Так двусмысленно приветствует Финляндия своих гостей в аэропорту Вантыы, пригорода столичного Хельсинки (hell — ад, англ.). Ад, если он и существует, то он точно не здесь. Финляндия — колыбель северной Европы, сказочная, по-скандинавски тихая и уютная страна.

101 год сама по себе

В прошлом году финны отметили сто лет независимости от Российской Империи. Стоит ли говорить, что этот день (6 декабря) здесь является нерабочим. За век финны успели сделать немало: стать одной из развитых экономик Европы, лучшими в школьном образовании и, собственно, во всех остальных областях. Разве что космос не осваивают. Проехав по нескольким городам страны, я понял, что главное отличие Финляндии, к примеру, от России, состоит в том, что уровень жизни на селе и в городе одинаковый — те же продукты, тот же удобный общественный транспорт, доступность любых магазинов и других социально значимых объектов. Вообще, при упоминании Финляндии первое, что приходит на ум — это слово «комфорт». В Интернете популярны статьи, в которых сравнивают карельские (бывшие финские) и современные города Суоми (самоназвание Финляндии). Чего только стоит один Выборг — уникальное место, куда теперь приезжают полюбоваться исключительно развалинами. Комфорт VS. Понятно, что это сравнение не в нашу пользу.

Ох уж эти злые птицы

Не все знают, что популярная игра Angry Birds, которая так нравится детям и взрослым во всем мире, создана именно в Финляндии. Как и Nokia, Marimeko (бренд одежды), Finlayson (домашний текстиль), не нуждающиеся в представлении мумми-тролли, Tom of Finland… Все эти бренды — родом из Суоми. Продукция указанных марок не самая дешёвая, потому что финны ценят свое. По тем же причинам на стаканчиках с йогуртом и прочих пакетах молока изображён один из символов страны — ключ в сине-голубой цветовой гамме. Похоже, что именно этим ключом финнам открываются если не все, то многие двери.

Вежливость королей

Финны точны, конкретны и очень аккуратны во всем. Особенно в работе. Однажды я отправил емейл с вопросами. Написал я его по-английски. На следующий день, примерно в 8:40, я получил ответ и подробную презентацию на трёх языках: финском, шведском и английском. А сам текст письма при этом был составлен по-русски. Каково? Наверное, поэтому здесь есть и отели без персонала, и кассы самообслуживания в супермаркете, а в метро отсутствуют турникеты. Степень доверия друг другу очень высокая. Нужна информация — пожалуйста, на трёх языках. Хочешь в гостиницу — живи на здоровье. Это тоже комфорт, но не бытовой, а психологический.

Кисель с пирожком

Для нас немного странно, но в Финляндии популярен кисель — в магазинах стоят целые холодильники с этим напитком. Вкусы разные — от персика до любимой здесь северной ягоды — голубики. Ещё одно обожаемое финнами блюдо — карельский пирожок, или калитка. Открытый пирог с разными начинками, который пекут из ржаной муки грубого помола. Пожалуй, коронные блюда здесь — рыбные. Особенно хорош сливочный суп с красной рыбой — его подают на рождественских ярмарках наравне с глинтвейном (глогги). Отдельную песню хочется петь местному кофе, потому что он прекрасен. В Суоми, как и во многих других европейских странах, не пьют чай, зато кофе (или «кахве» по-фински) — литрами. С собой в Россию можно захватить пачку Paulig (отличается от нашей версии, фасуемой в Тверской области), Fazer или любой другой фирмы — не ошибётесь.

Три языка

В Финляндии по-английски свободно говорят все. Не встретил никого на своем пути, кто не может изъясняться на этом языке, чего не скажешь, например, про Кипр. Помню, как однажды в Германии милая фрау не захотела отвечать на мой вопрос, заданный по-немецки. Ответ ее был таким: «Welche Sprache kannst du normal?» (На каком языке вы говорите нормально?) Обидно. В Финляндии такая ситуация, полагаю, невозможна. Кроме того, финны отлично владеют шведским, который, кстати говоря, совсем не похож на их язык — разные группы. Зато в финно-угорскую входит эстонский, поэтому, наверное, на российско-финской границе, как говорят, работает немало ребят из Эстонии. Они знают не только родной язык, похожий на финский, но еще и русский.

Сауна — как счастье

Финн без сауны — как русский без водки. Практически в каждом доме есть сауна (и водка тоже). Без парилки — никуда: солнца мало, холодно, и от этого порой невесело, а сауна способствует выработке эндорфинов, и настроение, как говорит Гришковец, улучшается.

Сауны есть дизайнерские (а-ля космические корабли — посещение стоит 30 евро), а есть бесплатные: практически бани по-черному. Просто приходишь и моешься, все вещи (в том числе, валютные айфоны) висят на гвоздике. Если вы едете в Хельсинки, то обязателен к посещению Allas Sea Pool — открытый бассейн с сауной в центре столицы. Одна ванна с горячей водой, другая — с холодной морской. Цена вопроса около 10 евро, а впечатления — на всю жизнь. Ну если вы уже вдоволь налюбовались Суоми, то можно отправиться на огромном лайнере в соседние Стокгольм или Таллинн. Или обратно в Россию. Кстати говоря, улететь в Москву из Хельсинки (и обратно) с недавних пор можно «Победой» всего за 2,5 тыс. рублей, в Питер — на «Аллегро» за 60 евро. А до вокзала или аэропорта добраться можно на российском «Ян-
декс.Такси» (Yango) — бренд доступен жителям Хельсинки, водители да и клиенты довольны. Вот так, 101 год порознь, но все равно вместе.

Синебрюховы

Галерея Синебрюховых в Хельсинки. Это место заинтересовало меня давно. Ну ведь русская фамилия — не иначе, хоть и написана латиницей, по-фински. Пусть с момента, когда Финляндия была частью Российской Империи, минул 101 год, мостики остались. Синебрюховы — яркий тому пример. Войти в галерею их имени стоит дороже, чем в итальянский Колизей, а стоимость картин, представленных там, оценить трудно — ни тебе Эль Греко, ни Монэ, ни Шагала… Сплошь финское да шведское искусство. Прекрасное, но незнакомое русскому глазу, зато слово «Синебрюховы» — наоборот, его буквы эдакой патокой лежат на языке, ну надо же, какая странная фамилия!

А вообще, спектр «увлечений» семейки, как пишут в проспектах музейщики-пиарщики, обширен — от пивоварения и коллекционирования всего красивого до меценатства и создания театральных постановок.

В доме, где разместилась галерея, несколько эркеров. Несложно представить, как по утрам в одном из них, охваченной светом, завтракает вся семья: неспешно сменяются блюда, вилки-ножи, хрусталь-фарфор…

На днях в переписке с финскими коллегами разглядел ещё одно знакомое сочетание букв — Nikiforov. Причем, это девушка, без всяких там «а» в конце, с виду типичная суоми, но, так сказать, с прошлым. Кто эти Никифоровы, приехавшие когда-то в страну тысячи озёр? А знают ли они о делах своих некогда земляков Синебрюховых? Много вопросов рождается в голове при прочтении этой русской фамилии. А ответов нет. Возможно, предок Никифоровых сбежал к чухонцам аккурат во время революции. Великий Октябрь, говорите? Но коллега из Суоми об этом знает совсем немного. Слышала что-то, и то хорошо… Nikiforov.

Считается, что на Руси был целый список так называемых охранительных фамилий. Обычно это что-то вроде «Бедняковых», «Некрасовых». Бедными и некрасивыми назывались от противного, от порчи. Обычай хороший: что-де людей раздражать? Галерея Синебрюховых, безусловно, тоже под охраной — фиг сглазишь. В старинном особняке все будто бы живы, глядь: за столом сидит прекрасная Дама — сама Синебрюхова — и попивает кофий. Красивая, с точеной талией, одетая во что-то лёгкое, муаровое… Проморгался — и нет той прекрасной Дамы. Как нет Российской Империи, Великого Октября, фарфора и Эль Греко, все — туман, рваные облачка безвременья над землёй тысячи озёр.

Александр Аносов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *