Инна Васильевна Агаркова, учитель математики школы № 9 им. В.Т. Степанченко, победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года-2019: «УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!»

— Инна Васильевна, присоединяемся ко всем поздравлениям, которые Вы получаете от своих родных, близких, друзей, коллег и учеников. Пока впечатления еще свежи, расскажите, пожалуйста, о самом конкурсе, о том, как было принято решение об участии в нем.

— Можно сказать, что решение было не совсем моим личным. Я испытывала сомнения: с одной стороны, у меня есть педагогический опыт, который можно представить, с другой — не лучше ли дать дорогу молодым учителям. Но коллеги горячо поддержали меня, и я приняла решение участвовать в конкурсе «Учитель года-2019».

Конкурс проходил в два этапа. В первом заочном туре было необходимо заполнить персональную карту, написать эссе на тему «Обучать — значит вдвойне учиться», снять ролик-презентацию о себе. Помощь и поддержку мне оказывали на всех этапах конкурса. Мне бы очень хотелось отдельно поблагодарить учеников моего 11 «А» класса за съемку клипа. Ребята открылись для меня совершенно с новой, неожиданной стороны. Их актерская и режиссерская работы оказались выше всяких похвал. К тому же, мы все получили огромное удовольствие от самого процесса создания ролика.

Живое участие, ценные советы я получила и от своих коллег — участников и победителей муниципальных этапов конкурса «Учитель года» прош-лых лет — Татьяны Михайловны Широковой, Ольги Константиновны Яковлевой, Татьяны Валерьяновны Береневой и, конечно, от моего наставника, победителя регионального конкурса «Учитель года» Ирины Степановны Куценко. Не осталась в стороне и моя семья — все принимали активное участие в разработке дизайна буклета.

— Что включал в себя второй этап?

— В этом этапе нужно было провести мастер-класс, открытый урок и принять участие в работе круглого стола. Поставленная задача выглядела достаточно сложной. Во-первых, урок длился всего 30 минут. Но за это время нужно было показать  введение в тему, первичный контроль, рефлексию, практическую деятельность, выставить оценки, подвести итог. Во-вторых, мы должны были войти в класс к совершенно незнакомым ученикам. Урок и классный час я проводила в 7 «Б» классе школы N№ 12, дети были для меня загадкой, которую предстояло разгадать. Думаю, что и им было нелегко работать с незнакомым учителем, да ещё в присутствии жюри. Но мы смогли найти общий язык, ученики были доброжелательны, активны, и все прошло очень хорошо. Я благодарна им за поддержку и понимание.

Но если открытые уроки для учителей дело все-таки привычное, то мастер-класс как форма представления своего педагогического опыта был лично для меня делом совершенно новым. Пришлось постигать эту премудрость, искать сведения в различных источниках, советоваться с коллегами, чтобы выбрать самую интересную идею из моей методической копилки.

— Перед финалом Вы даже не предполагали, насколько успешно справились с заданием?

— Нет, я абсолютно ничего не знала. Баллы, выставленные жюри на каждом этапе конкурса, не оглашаются до финала. К тому же, мы не видели конкурсных выступлений друг друга, так что, я не могла составить представление об уровне выступлений моих оппонентов.

— Итак, финал…

— Финальное выступление не было ограничено какой-либо тематикой. Жюри уже смогло увидеть меня в роли педагога, классного руководителя. Мастер-класс показал, как я могу организовать работу с родителями учеников. И у моей высокопрофессиональной «команды» возникла идея: зеркала, в которых я отражаюсь как разносторонняя личность.

Выступление было достаточно коротким. Но могу сказать, что я была абсолютно спокойна. Ведь мы, учителя, находимся «на сцене» практически каждый день, на каждом уроке. К тому же, в зале сидел мой класс, мои коллеги. Я чувствовала их поддержку. Сцена меня не пугала.

— И вот объявили результаты, и Вы понимаете, что победили. Что почувствовали в этот момент?

— Признаюсь честно, никакой эйфории в тот момент я не испытывала. Сейчас я уже вспоминаю, что первая мысль была о том, как обрадовались за меня мои ребята в зале. И подумала, что эта победа будет для них доказательством того, что упорная работа, труд обязательно приведут к достижению поставленных целей, к победе. А уж потом нахлынули самые разные чувства.

— Вы роскошно выглядели. Можно сказать, блистали на сцене…

— Мой сценический образ был тщательно продуман, до самых мелких деталей. И не только сценический. Мы решали, как я буду выглядеть на уроке, на мастер-классе, во время обсуждения педагогических проблем круглого стола. Повторюсь, со мной работала очень талантливая команда.

— Вы уже упомянули о своей семье. Муж помогал? Поддерживал?

— Конечно, моя семья поддерживала, переживала и радовалась вместе со мной.

— У Вас двое взрослых детей?

— Да. Евгений и Марина — студенты. Учатся в Национальном исследовательском университете «МИЭТ». Кстати говоря, после окончания института я год работала на заводе, и моя профессия была связана с автоматизированными системами управления. Эту работу мне пришлось оставить в связи с переменой места жительства. Но вот теперь то, что не смогла завершить мама, приходится завершать сыну. Правда, его задачи теперь в разы сложнее и объемнее.

— Теперь вполне уместно спросить Вас о биографии…

— Я родилась в Подмосковье в городе Кашира, но все свое сознательное детство провела на Украине, в Запорожье. Там я окончила школу с золотой медалью, а потом физико-математический факультет Запорожского государственного университета. Почему именно математика стала моим выбором, сложно сказать. Я хорошо училась в школе, у меня были очень сильные учителя по многим предметам, в том числе и по математике.

Быть учителем я не планировала и, как уже сказала, устроилась на завод в вычислительный центр. А потом мы с мужем уехали на Чукотку. Там выбор места работы был небольшой — школа, магазин, больница. И я стала учителем математики. В школе мне понравилось. Педагогика была не чужда, я с детства соприкасалась с ней. Мой папа — учитель музыки. А потом мы переехали в Ржев. С 2005 года преподаю в школе N№ 9 математику.

— Каждый учитель считает свой предмет самым важным. Как Вы отвечаете на вопрос, который часто задают современные школьники: «Зачем мне математика?»

— Мне очень понравилась прочитанная однажды фраза: «90 процентов того, что ты изучаешь в школе, тебе не понадобится никогда. Зато тебе очень понадобятся те нейронные связи, которые при этом возникли и натренировались». Математика — не только расчеты и цифры. Это абстрактная наука, моделирующая различные ситуации. А когда смоделированная ситуация будет востребована, не знает никто. Я всегда привожу пример Лобачевского, который умер, не узнав, как именно пригодилась его геометрия.

— Не все дети любят математику…

— Потому что сложно. Потому что эта наука не терпит лени. А потом, ведь у кого-то лучше идет алгебра, кто-то отлично владеет навыками устных вычислений, кого-то увлекает геометрия. Стоит ли удивляться, что и результаты у всех разные. И я бы поспорила с расхожим утверждением, что математике можно научить любого. Азам — да. Но, например, постижение геометрии зависит от заложенного с детства трехмерного видения пространства. Каждый человек индивидуален, и его способности к освоению математики — тоже. В этой связи достаточно печально наблюдать, как родители, не принимая во внимание склонности и способности ребенка, требуют от него заниматься тем, к чему у него не лежит душа.

— В этой связи разделение на профильную и базовую математику при подготовке и сдаче ЕГЭ целесообразно?

— Конечно. Глупо спорить, что есть «технари» и «гуманитарии». Это очень важно учитывать при выборе направления обучения и будущей профессии. И, увы, родители в этом процессе иногда играют очень деструктивную роль, уговаривая или заставляя детей заниматься тем, что, по их мнению, является хорошей профессией, но к чему не лежит душа самого ребенка. Мне таких детей жалко. В своей работе я стараюсь учитывать их способности и желания. Для этого и существует дифференцированный подход.

— На уроке математики должна быть железная дисциплина?

— Нет. Дисциплина, конечно, должна быть. Но именно в той степени, в которой она способствует работе. У нас бывают уроки творческие, например, когда идет какое-то соревнование между командами, коллективный поиск решения. На таких уроках бывает очень шумно. Важнее настрой, нормальная рабочая обстановка.

— В Вашем эссе для конкурса говорилось о том, что учителю постоянно приходится учиться. Это непрерывный процесс?

— Безусловно. Мы все учимся. Появляются интересные методики, разрабатываются новые учебные пособия. Хотя я, например, очень довольна учебно-методическим комплектом А.Г. Мордковича, по которому мы работаем. В нем есть все необходимое для полного освоения программы.

— Можно несколько советов от Учителя года нашим читателям — ученикам и их родителям?

— Мой главный совет — учитесь учиться! Учиться — значит учить себя. Сейчас ученику предоставляются огромные возможности для приобретения знаний: доступны печатные и электронные источники, можно слушать дистанционно лекции специалистов, общаться со своими сверстниками, обмениваясь мнениями, совместно решая трудные задачи. Урок — это тоже общение, поиск решений, активная форма изучения математики. Да, одним ученикам предмет даётся легко, другим — сложно понять и усвоить какие-то темы. Учитель — проводник в мире знаний, помощник, советчик. Если ученик испытывает затруднения, я всегда готова поработать с ним дополнительно, но главное время для постижения наук — это урок! И детям, и родителям нельзя забывать, что результат достигается только упорным, ежедневным кропотливым трудом. И задача родителей — воспитывать в ребёнке желание трудиться, помочь ему организовать себя, не перекладывая эту задачу на кого-то ещё. Воспитывайте и поощряйте самостоятельность.

И, конечно, повторюсь, важно учитывать способности и наклонности ребенка.

— У Вас есть любимчики?

— Это совершенно исключено. Есть строгие критерии оценивания, и я им следую. Мое отношение зависит исключительно от того, как ребенок работает. И мне кажется, мои ученики это знают.

— Вы преподаете точную науку, а в жизни способны на импровизацию, риск?

— Я перфекционист, люблю порядок и точность. В этом-то мне, наверное, и близка математика. А главное мое увлечение помимо работы — дача. Наверное, там я способна на импровизацию. Во всяком случае, по-настоящему я отдыхаю только на даче. И в зимний период мне очень ее не хватает.

— Спасибо за интервью.

Беседовала Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *