ВСПОМИНАЯ ИМЕНА ЗЕМЛЯКОВ —

Так называется выставка произведений художников — участников Великой Отечественной войны, открытие которой состоялось 14 февраля в Выставочном зале. Это совместный проект Ржевского выставочного зала с Тверским объединенным музеем и его филиалом — Ржевским краеведческим музеем, посвященный 76-й годовщине освобождения Ржева от немецко-фашистских захватчиков.

Великая Отечественная война — освободительная, священная война. События тех лет «отлиты» навечно не только в памяти народной, не только в истории, но и в российской литературе, кинематографе, изобразительном искусстве.

Среди тех, кто прошагал фронтовыми дорогами, были и ржевские художники: Николай Кротов, Василий Волков, Аркадий Кузьмин; служил в железнодорожных войсках и Виктор Гриц. На выставке представлены их живописные, графические произведения, а также скульптура.

Николай Кротов (1910-1997 гг.) родился в Ржеве. Окончил Центральные художественные курсы при АХРР (ассоциация художников революционной России) в Москве. Обучался в мастерской профессора И. Машкова, участвовал в оформлении первых павиль-онов ВДНХ. Н. Кротов — ветеран Финской и Великой Отечественной войн. За творческие достижения награжден Грамотой, подписанной А. Луначарским. В послевоенные годы писал Ржев, разрушенный войной, этапы его восстановления. Приобщал молодежь к художественному искусству. Работал художником на предприятиях города.

Работы Николая Кротова интересны не только с художественной, но и с исторической точки зрения. Художник, как летописец своего времени, красками пишет историю. Он сумел поймать тот самый миг, безвозвратно ушедший в прошлое, чтобы мы сегодня видели, как это было. Вот идет «Постройка моста». Картина датирована 1957-м годом, именно тогда старый мост и был возведен, но на полотне крупным планом пока только бык от моста и рядом — маленький катерок. По другую сторону Волги — арка, которую взорвали в 1971 году, Иверская часовня, которой тоже уже нет, и развалины Успенского собора.

Уникальна, на мой взгляд, и послевоенная работа Кротова «Красноармейская сторона» (1947 г.), которая расскажет о том, что здесь, в отличие от «Советской стороны», от которой фашисты оставили груду развалин, чудом сохранились отдельные постройки: Оковецкий храм (правда, без куполов), здание бывшего купеческого дома, в котором сейчас расположен краеведческий музей, здание медучилища и ряд старинных купеческих домов.

А вот еще интересная картина — «Площадь Мира строится» (1960 г.) Сложно сегодня узнать это место, настолько время быстротечно, все вокруг изменилось. Площадь Мира в 60-е, судя по картине художника Кротова — сплошная стройка. Ржев возрождается. Кругом башенные краны, быстро растущие этажи новеньких четырехэтажек. Вот здание, где размещалось детское ателье, а это улица Мира, ведущая к вокзалу. А здесь, в центре площади, позже поставят танк Т-34 — памятник танкистам, сражавшимся за нашу землю.

С творчеством еще одного нашего земляка, Аркадия Кузьмина, ржевитяне познакомились в прошлом году, когда в Выставочном зале проходила его персональная выставка. Для тех, кто не был, напомню, что Аркадий Алексеевич родился в 1929 году в деревне Домашино. Здесь война застала семью Кузьминых. Аркадий с матерью пережили фашистскую оккупацию, о чем он позже напишет в книге «Свет мой». Четырнадцатилетним пареньком ушел Аркадий на фронт. Воевал на 2-м Белорусском фронте, дошел до Берлина. После войны вернулся в Ржев, где судьба свела его с Н. Кротовым, который дал юноше первые уроки рисования. В 1949-м Аркадий был призван на срочную службу, на Балтийский флот. В 1960-м закончил МЗПИ (Северо-Западный институт печати). С этого времени работал художником-графиком в издательствах, издано свыше 350-ти его открыток, конвертов. Его работы (открытки, плакаты) хранятся в Музее истории Санкт-Петербурга, Пушкинском музее. Аркадий Кузьмин также пишет акварелью, масляной пастелью, маслом. Его произведения отличает очень тщательный подход ко всем деталям. «Я остаюсь приверженцем традиционных манер письма, придерживаюсь выработанных годами правил живописи», — говорил он на встрече со зрителями в прошлом году.

Творчество еще одного нашего земляка — народного художника, члена Союза художников России, Почетного гражданина Твери Василия Волкова (1924 — 2014 гг.) представлено на выставке.

Василий Волков родился в 1921 году в деревне Агарково Ржевского уезда Тверской губернии. Детство и юность провел в Калинине. Занимался в художественных студиях, в том числе у Н. Борисова, ученика И. Репина. В 1939 году был призван в армию, прошел дорогами Великой Отечественной. После войны начал работать в товариществе «Калининский художник», был председателем его правления. Большую роль в становлении живописца сыграла Академическая дача им. И. Репина, ставшая его главной художественной школой. Здесь определилось его пейзажное дарование, хотя в своем творчестве он обращался и к политическому плакату, и к книжной иллюстрации, и к эстампу и монотипии. Уже зрелым художником неоднократно приезжал в Ржев писать волжские пейзажи, которые мы видели на выставке. Лирические пейзажи «Весенний день», «Иван-чай», «Осень» пронизаны безграничной любовью к Родине, а красивейшие «Ржевские храмы» и жемчужина XII века «Храм Покрова на Нерли», ослепительно сверкающий белизной, словно поэма, запечатленная в камне, которую рассказал нам наш земляк художник Василий Волков.

Немало заслуг перед Отечеством и у Виктора Грица (отца известного в Ржеве художника Андрея Грица), который родился в Омске в 1912 году. Но корни у него тверские, его мама родом из поселка Селижарово. Виктор Степанович окончил Великолукский техникум путей сообщения. Получив профессию железнодорожника, он всю жизнь отдал этому нелегкому делу. Когда началась Великая Отечественная война, он жил и работал в поселке Селище. Известно, что с 1942 года сотрудники железнодорожных войск приравнивались к военнослужащим. Поэтому в это суровое, трудное для страны время он трудился на железной дороге, выполняя поставленные боевые задачи. В 1943 году, после освобождения Ржева, Виктор Гриц был направлен в разрушенный фашистами город для его восстановления, где трудился всю свою жизнь на железной дороге, был начальником Ржевского отделения Октябрьской железной дороги. За доблестный труд, отвагу и героизм, проявленные во время Великой Отечественной войны, Виктор Степанович награжден многими медалями, среди которых и «За взятие Берлина».

В семье Грица было семеро детей (Андрей Викторович — самый младший. Его двое братьев погибли во время бомбежки в Селижарово.) Уже после выхода на заслуженный отдых Виктор Степанович серьезно занялся художественной резьбой по дереву. Делал на бумаге эскизы и вырезал из дерева фигурки людей, животных. Начинал с мелкой пластики, а потом приступил к монументальным образам: огромным двухметровым скульптурам, которые, к сожалению, время не пощадило. Многие свои работы Виктор Степанович любил дарить друзьям и знакомым, поэтому из всех его произведений (их было не менее тысячи) осталась лишь малая часть. Несколько экспонатов из частной коллекции брата Андрея Грица, Владимира, представлены на выставке. Виктор Гриц, самобытный художник-скульптор, прожил большую, трудную жизнь. Умер в 2001 году, когда ему было 89 лет. Виктор Степанович говорил, что последние 30 лет, когда он занимался творчеством, были для него самыми счастливыми.

Вспоминая имена наших талантливых земляков, мы с гордостью говорим: художники поколения Победителей вписали яркие страницы в историю изобразительного искусства XX века. В этом вы убедитесь сами, если посетите Выставочный зал. Экспозиция работает до 10 марта.

Елена Сооляттэ

Фото автора

Один отклик на ВСПОМИНАЯ ИМЕНА ЗЕМЛЯКОВ —

  1. Василий Красовский:

    Виктор Степанович Гриц был НОД-ВОД а не НОД ) Хорошо его знал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *