Родион Николаевич ЧЕХОВ, саксофонист, вокалист, ведущий (г. Тверь): «С ПЕСНЕЙ ПО ЖИЗНИ, И НИКОГДА НИГДЕ НЕ ПРОПАДЁШЬ»

— Родион, у Вас такая звучная фамилия…

— Это Вы к вопросу о родстве с Антоном Павловичем? Хотелось бы этого, но… нет, не родственник.

— Где прошли Ваше детство и юность?

— Родился и до тринадцати лет жил с родителями в солнечном улыбчивом Ташкенте — «звезде Востока». Из колоритного города в 1990 году, по причине межнациональных волнений, мы вынуждены были уехать. У отца в Твери жил друг, поэтому сюда и переехали. Мама, Вера Григорьевна, как и в Узбекистане, устроилась работать главным бухгалтером, папа, Николай Иванович, продолжил заниматься музыкой.

— Любовь к музыке от папы?

— Точнее, от вдруг нахлынувшей первой влюбленности. До этого чувства к музыке относился спокойно. А тут вдруг появилась тяга к игре на гитаре. Папа музицировал на многих музыкальных инструментах, и я стал брать у него уроки. Гены дали о себе знать. Впервые сыграл на басгитаре на свадьбе в 1992 году. В 1993-м поступил в музыкальное училище по классу трубы.

— Почему труба?

— Понравилось, как выглядит инструмент. Продали папин тромбон и купили мне трубу. Азы нотной грамоты узнал от отца, перед поступлением ходил на дополнительные курсы к Александру Борисовичу Шалыгину. Через два года призвали в армию. Благодаря тому, что одновременно с учебой в училище был воспитанником оркестра военной академии, остался в Твери в военном оркестре ПВО. Окончив училище, остался на сверхсрочную службу по контракту в академии уже в качестве военного музыканта. Служил до 2000 года.

— Родион, одно из самых ярких творческих событий в Вашей жизни — работа в группе Михаила Круга.

— Очень замечательное время! Пока служил по контракту и учился, начал играть у Михаила Владимировича. Как к нему попал? На тот момент уже пять лет в его группе на гитаре и на клавишах играл отец. Я стал совмещать военный оркестр и группу «Попутчик». Но предстояло сделать выбор: армия или Круг…

— … Выбрал Круга и большую сцену…

— И ни разу не пожалел.

— А как Николай Иванович познакомился с легендой русского шансона?

— Папа играл в ресторане «Березовая роща». Туда, помимо суровых ребят 90-х, приезжал и Михаил. Ему понравился коллектив, в котором играл отец, и он пригласил их к себе. Это было в 1992 году. Они проработали вместе десять лет, я с «Попутчиком» — пять.

— До трагического события летом 2002 года…

— Да. Случившееся в ночь с 30 июня на 1 июля 2002 года — моя личная трагедия (в этот день на дом Круга было совершено нападение. Он умер в больнице на операционном столе. Прим. ред.). Михаил Владимирович оказал большое влияние на мое становление как человека и музыканта.

— В клипе на песню «Давай поговорим» Вы за клавишами?

— Узнали? Там я молодой и худенький. Немногие узнают. Конечно, я планировал работать с Кругом и дальше. Ребята из «Попутчика» — сильные музыканты. У группы было два состава: молодежный и постарше. Одному коллективу крайне сложно выступать. До трех десятков концертов в месяц, в день бывало и по два.

— На концерте Михаила побывать не довелось. Несколько раз слышала выступление группы «Попутчик» в Селижарово, на Дне поселка…

— Группа есть и сейчас. Мы с отцом в ней не играем.

— По каналу «Звезда» показали фильм о Круге, в котором Вы говорите, что с шансонье лучше было не спорить…

— Неплохой получился фильм. Михаил Владимирович, как и любой другой руководитель, был строгим. Но ничего сверхъестественного не требовал. Музыканты — товарищи увлекающиеся, он ратовал за трезвость во время гастролей. Если музыкант выпивал — отстранял от концертов, были случаи, выгонял из коллектива.

— И не стеснялся делать замечания во время концерта зрителям…

— … Которые вели себя неподобающим образом. Да, говорил в строгой форме, но это достигало своей цели, с некоторыми надо разговаривать только на понятном им языке. И знаете, порой кажущаяся заносчивость артиста — способ защиты.

— Вам слышать в свой адрес замечания доводилось?

— Иногда случалось.

— Какая из песен Круга Вам особенно запала в душу?

— «У каких ворот откроют замки», грустная и очень жизненная песня. Изначально Михаил сам писал песни, позже они появлялись в соавторстве. После концертов люди подходили со своими стихотворениями, просили его взять, почитать. Бывало и так, едем в поезде, Михаил говорит: «Родька, дай гитарку». Через полгода из набросков — песня-хит нового альбома.

— Порой люди путают шансон и блатные песни…

— Надо разделять эти понятия. Мое мнение, шансон — красивые песни о любви к маме, к женщине, если взять песни Круга — о родном городе. Блатняк — нечто иное.

— В группе Чехов-младший был клавишником, а сейчас выступает с саксофоном. Когда же Вы взяли в руки инструмент, изобретенный Адольфом Саксом?

— В 2000 году, когда уволился из армии и начал петь в ресторане, одновременно попробовал играть на саксофоне. Он оказался более коммерческим, востребованным инструментом, нежели труба… А жаль. Занимался через самоучитель, брал уроки у друзей-саксофонистов.

— С таким инструментом надо иметь серьезный объем легких, и никаких вредных привычек, беречь дыхание.

— Никогда не курил, спиртным не злоупотреблял. Пение дает свои бонусы, когда играешь на саксофоне.

— Ваш конек — «красивая игра на саксофоне», как этого достичь? И всегда ли Вы довольны своим исполнением?

— Все музыканты, как правило, люди сомневающиеся. Мы заняты в творческом процессе. Иногда подводит инструмент. Но музыкант старается по максимуму, чтобы слушатели ничего не заметили. Под каждый саксофон, будь то тенор, сопрано, альт, свой репертуар. Чаще играю на теноре, у него низкий бархатистый звук.

— Кто из саксофонистов для Вас авторитет?

— Фаусто Папетти, Гровер Вашинг-тон, Игорь Бутман, Кенни Джи.

— У меня мелодии саксофона ассоциируются с осенью.

— Мелодия может быть очень подвижной. Саксофон есть клубный, джазовый, классический. Тут и весна, и сумасшедшее лето. Многое зависит и от исполнителя.

— Если я захочу, смогу научиться играть на саксофоне? Но музыкального образования у меня нет.

— Вполне возможно. Главное — желание и усидчивость.

— Под балконом дамы сердца Вас  просили поиграть на саксофоне?

— На трубе играл. Зимой на улице на саксофоне стараюсь не играть, для этого инструмента вреден перепад температур.

— Родион, замечали ли Вы за собой симптомы «звездной болезни»?

— Со стороны виднее. Надеюсь, такого не было. Как только что-то подобное начинаю подозревать, подавляю в себе звездные замашки. У музыканта нет предела совершенствованию, человек может всю жизнь играть и всякий раз стремиться делать это все лучше и лучше.

— Как мужчина-артист относится к цветам от поклонников и поклонниц?

— Как мужчина — не понимаю, как артист принимаю и сразу хочу кому-то подарить. Мужчина должен сам дарить цветы, для мужчины-артиста цветы — норма.

— Когда Вы дарите цветы, покупаете те, что нравятся самому, или адресату?

— Если знаю, какие женщина любит, те и покупаю.

— На чей концерт Вы бы с удовольствием сходили?

— На выступление Александра Панайотова, Алексея Чумакова, Леонида Агутина, Игоря Бутмана. У Александра Панайотова такой концертище был в Крокус Сити! Великолепное оркестровое сопровождение!

— Беседа у нас получается довольно серьезной, но я знаю, Вы — любитель и ценитель шуток. А как воспринимаете шутки в свой адрес?

— Самоиронией и самокритикой я наделен (еще и природной скромностью), поэтому — с удовольствием. Папа любит пошутить, он у нас — океан шуток, и меня учил и учит не бояться быть смешным, не бояться критики.

— Нам шутка строить и жить помогает…

— Согласен. Несколько раз задумывался: «Почему же я стал артистом, ведущим?» И понял. В детстве я совал язык, куда не нужно, однажды влез в радиоприемник. Электричеством ударило ощутимо. И, мне кажется, с языком что-то случилось (смеется). Стал много болтать, но… все по делу!

— Образ жизни, профессия связаны с праздниками, а для Вас лично какие даты календаря значимые?

— Дни рождения родителей и дочерей Арины и Есении. Когда созрел к отцовству, уже знал, что если будет девочка, назову Ариной — будет у меня своя Арина Родионовна.

— Какой он, Родион Чехов, помимо того, что интересный, неуемный, яркий (это подслушанные о Вас отзывы)?

— Сложный. Творческие люди все сложные. Мы мыслим нестандартно, многим сложно принять нас такими, какие мы есть.

— С кем из известных творческих личностей дружите?

— С удивительными и талантливыми людьми — Леонидом Телешевым, Светланой Королевой и Ириной Круг.

— Вы выступаете в городах Тверской области, в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. В Ржеве бывали?

— Да, ваш город мне нравится. Мы со Светланой Королевой и Леонидом Телешевым выступали в Доме-интернате для инвалидов и престарелых, нас отлично принимали в Пенсионном фонде. Большой привет коллективу и руководителю Ольге Владимировне Можаровой.

— Пользуясь случаем, передайте и работникам Пенсионного фонда, и всем ржевитянкам пожелания в канун 8 Марта.

— С большим удовольствием! Желаю, чтобы в жизни каждой женщины был мужчина: любимый, сердечный друг, надежда и опора. Чтобы радовали дети, внуки. Желаю всем хороших новостей, побольше солнца в наши края и ранней весны!

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Один отклик на Родион Николаевич ЧЕХОВ, саксофонист, вокалист, ведущий (г. Тверь): «С ПЕСНЕЙ ПО ЖИЗНИ, И НИКОГДА НИГДЕ НЕ ПРОПАДЁШЬ»

  1. Темур:

    Браво Родион!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *