«Я ПОВЕДУ ТЕБЯ В МУЗЕЙ! —

сказала мне сестра. Вот через площадь мы идем
и входим наконец в большой, красивый красный дом…»

Нет-нет, это я не о музее Ленина по следам стихотворения Сергея Михалкова, а о музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Идея побывать там возникла спонтанно, но вынашивалась долго. Так бывает, когда ты знаешь, где хочешь побывать, но по воле случая одна достопримечательность вытесняет другую. И вот решение принято, дорога до столицы преодолена, и мы — у входа в главное здание. Позже знакомый москвич нам удивленно скажет: «Как? Вы спокойно, без очереди, прошли в музей, да еще в праздничный день?!» Да, ответили мы, не вполне понимая, что он имеет в виду.

— Чтобы туда попасть, надо очередь выстоять в кассы!

В двенадцать часов мы свободно купили билеты, взяли в помощь аудио-гида и пошли с самостоятельной экскурсией. А вот когда спустя три часа мы вышли из музея, нельзя было не заметить «хвост», растянувшийся на несколько сотен метров, несмотря на минусовую температуру и снег. Тянутся люди к искусству, что не может не радовать. Через три десятка залов Пушкинского проходят более миллиона человек в год.

Наверняка, специалист начал и закончил бы свой рассказ о музее и его экспонатах примерно такими словами: «фундаментальная ионическая колоннада», «…в стиле неоклассицизма», «здание напоминает античный храм», «характерной особенностью данного полотна является…», «мы можем видеть, как художник вызывает нас к рассуждению о…»… Мы же, как обыватели, скажем проще, что были поражены и мощью самого здания, и естественным светом в залах, и коллекциями живописи, графики, скульптуры, произведений прикладного искусства, памятников археологии. Чтобы с чувством, с толком, с расстановкой обойти все залы, понадобится не один день, но так как программа дня была расписана заранее, пришлось ограничиться тремя часами прогулки по залам основной экспозиции.

Строительство музея изящных искусств началось в 1898 году. И так как осматривать скульптуры предполагалось лучше всего при естественном освещении, проведение электрического света не было в плане. Изначально музей собирались открывать лишь в светлое время суток.

Открытие музея изящных искусств имени императора Александра III состоялось в 1912 году. Спустя двадцать лет его переименовали в Государственный музей изобразительных искусств. Имя Александра Пушкина присвоили в 1937 году, к столетию со дня смерти поэта. Во время Великой Отечественной войны большую часть фондов эвакуировали в Новосибирск и Соликамск, здание бомбили. Несколько лет музей стоял под открытым небом, без части крыши. Его открыли вновь в 1946 году, но ненадолго, помещения понадобились под «Выставку подарков Сталину от народов СССР и зарубежных стран». Прежнее предназначение к нему вернулось только после смерти вождя всех народов.

Начинался музей со скульптуры, картины там стали появляться после революции, когда были конфискованы и национализированы частные коллекции.

Среди внушительного размера скульптур исторических персонажей чувствуешь себя карликом в стране великанов.

Гипсовые, бронзовые слепки и другие копии заказывали в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов.

В частности, в залах древнего Египта и древних цивилизаций, сокровищ Трои в витринах выставлены подлинные предметы.

Сейчас коллекция ГМИИ имени Пушкина насчитывает свыше 560 тысяч произведений. Даже для того, чтобы рассказать о самых запоминающихся и поразительных, понадобится несколько газетных полос, поэтому — лишь пару строк о самых-самых.

Сразу от входа попадаем в красивейший белоснежный зал — греческий дворик. А вот красавец Давид — самая большая скульптура работы известного итальянского скульптора Микеланджело, ее высота более 5 метров. Подлинник XVI века находится во Флорентийской академии изящных искусств, в Пушкинском — гипсовая копия. По словам великих современников мастера, Давид «отнял славу у всех статуй, современных и
античных, греческих и римских». Она и до сих пор считается одним из самых известных и совершенных произведений искусств.

Невозможно было пройти мимо слепка начала XVI века, выполненного неизвестным мастером. Это то ли флорентийский банкир, выдающийся общественный деятель Никколо да Уццано, то ли римский оратор Цицерон. Если схожесть заметите и вы, то, возможно, согласитесь, что портрет объединяет в себе черты и человека очень обеспеченного, и оратора, очень талантливого.

Один из известнейших памятников собрания музея — мраморный саркофаг Уварова. Назван по имени его русского владельца. Датируется началом III века н.э. Со всех сторон саркофаг украшает рельеф, посвященный мифу о спасении Дионисом (греческий бог урожая, виноделия) Ариадны (дочь критского царя).

О живописных картинах художников Италии, Франции, Голландии, Нидерландов можно говорить и говорить, но лучше, как известно, увидеть. У отдельных картин хотелось стоять подолгу, рассматривать, то отходя, то приближаясь, всматриваться в лица, сюжеты, отдельные фрагменты. Некоторые из них, например, как «Девушка и старуха-служанка» Яна Ливенса, будто подсвечены изнутри. (Жаль, что фото не передает того, что воочию видел глаз). А глядя на другие, понимаешь, легче попасть на небеса, чем написать их так, как это удалось художникам (Ян Цибис).

Трехчасовая экскурсия в музей Пушкина помогла понять, что в дом искусства, похожий на античный храм, при первой возможности надо обязательно вернуться.

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *