«ВОСТОРГОМ КИСТЬ МОЯ ПОЛНА»

С 12 марта по 8 апреля в Ржевском выставочном зале экспонируется выставка живописи ржевского художника, дизайнера, архитектора Николая Крыжановского. Порт-реты, пейзажи, жанровые картины — 60 работ, написанных маслом, и несколько акварелей — такие разные и по манере письма, и по эмоциональной окраске, отражают воспоминания и впечатления художника-философа, заядлого путешественника. На встрече со зрителями, что прошла 15 марта в Выставочном зале, Николай Николаевич рассказал о своем жизненном и творческом пути.

Родом с Урала

Все предки Николая Николаевича — казаки. И художники в роду были как по отцовской, так и по материнской линии. Дед, юрист по образованию, прекрасно писал
портреты. Одна из тетушек окончила Санкт-Петербургскую академию художеств. Мама — чертежница. Отец, строитель по специальности, был направлен в Ижевск, где в 1940 году родился Николай.

С самого детства Коля мечтал стать строителем, как отец. Но так случилось, что по окончании школы, в 1961 году, поступил на художественно-графический факультет Ижевского педагогического института. Со второго курса призвали в армию, он был художником части. Три года службы не стали препятствием к продолжению образования, тем более что студенты изучали лепку скульптуры и новую для того времени специальность — дизайнер. Однако окончил учебу Николай в 1970 году в Одесском институте, где затем пять лет преподавал на художественно-графическом факультете рисунок и композицию. Помимо преподавательской деятельности, Николай Николаевич участвовал в создании монументальных проектов, самый масштабный из них — оформление актового зала радиозавода в Одессе. В Одесской области занимался оформлением шахматного клуба, в открытии которого принимал участие знаменитый Анатолий Карпов, трехкратный чемпион мира по шахматам.

Как же художник Крыжановский оказался в южном портовом городе? Забегая вперед, скажем, что судьба частенько подбрасывала ему неожиданные сюрпризы, и он, в поисках счастья и смысла жизни, томимый жаждой новых приключений, исколесил почти всю страну. Однажды зимой отправился в Карпаты, где и познакомился со своей первой женой-одесситкой. Этот брак, подаривший Николаю сына, оказался не очень удачным. Супруги через восемь лет расстались. Бывал наш герой и на Колыме. Поехал писать этюды на месяц — задержался на целый год. Делал витражи, росписи, чеканки больших и малых панно, которые украшали фасады морских и аэропортов.

— Я даже хотел стать художником Колымы, — откровенно признается Николай Николаевич, — настолько потрясла меня природа этого сурового края, совершенно особенная атмосфера тех лет.

Когда говорят это страшное слово: «Колыма», сразу вспоминаются жуткие по своей правдивости «Колымские рассказы» Варлама Шаламова о лагерях смерти. Художник Крыжановский увидел и показал нам другую Колыму, неповторимую по красоте и гордую в своем величии. Вот на Колыме «Весна пришла». Сопки, яркое солнце, буйным цветом алеют маки, желтеют лиственные леса, а в горах еще лежит снег. Поразительная гармония! Ну как не влюбиться в такое великолепие! Но вот, будто вспыхнул пожар в темном небе, горькой песней отозвавшийся в глубоких водах озера, в память о безвинных жертвах сталинского режима («Колыма «Реквием»).

В поисках новых впечатлений

Романтик по натуре, он жаждал познать и увидеть всю свою страну. Путешествовал по Крыму и Кавказу, жил и работал в Тверской области, в Кашинском районе, в деревне Верхняя Троица, на родине всесоюзного старосты Михаила Ивановича Калинина. Свою художественную мастерскую открыл в Калужской области, где и познакомился со второй супругой-ржевитянкой. А потом перебрался в Ржев.

С 1983 года судьба Николая Крыжановского тесно связана с этим красивым городом на Волге, во благо которого сделано им немало. Десять лет трудился Николай Николаевич главным художником и дизайнером на заводе «Элект-ромеханика». Помимо этого, участвовал в оформлении города. Мозаичное полотно в спортивном комплексе «Дельфин», витражи для ресторана «Ржев» и книжного магазина «Юнона», фонари на новом мосту, ограждения, что ведут к Обелиску, памятник комсомольцам-подпольщикам (чеканка), музей в колледже «Ржевский», памятный знак в финском городе-побратиме Сало — все это работа нашего земляка, замечательного художника Николая Крыжановского.

Ко всему, как уже отмечалось ранее, Николай Николаевич — заядлый путешественник. Еще мальчишкой начал заниматься туризмом и 30 лет с рюкзаком за плечами колесил по стране. Впечатления выливались на страницы блокнота, где художник изображал все, что видел вокруг, писал этюды. Позже родились картины, которые мы видим на выставке. Художник предлагает нам, зрителям, побродить по заснеженным улочкам Сергиева Посада, чтобы вдоволь надышаться ароматом старины, помолиться возле белокаменного храма («Ночь светла»). Или отправиться покорять горные вершины Кавказа. Величественная красота двуглавого Эльбруса, ущелья Адыл-Су и Домбая открывается зрителю, когда рассматриваем серию картин, посвященных Кавказу.

Вы никогда не были на Соловках? Тогда взгляните на триптих художника. Вслед за автором осторожно ступаем на деревянные мостки, что окаймляют Светлое озеро, возле Соловецкого монастыря, где каждый камень дышит историей России, полной горя и трагизма.

Немного солнца в теплой воде

В последние годы Николай Николаевич вместе со своей третьей женой, Ириной, много путешествует по Европе.

— Франция, Испания, Греция… Восхитительная Венеция с ее каналами — совершенно потрясающий город с особенной энергетикой, — делится впечатлениями Николай Николаевич. — Интересны Берлин, Париж, Прага. Чехия буквально потрясла своей первозданной красотой. Мы спускались в соляную пещеру, как в сказку, путешествовали по подземным рекам… А недавно вернулись из Индонезии, отдыхали на Бали. До этого два раза были в Таиланде.

Пальмы, бананы, скалы, роскошные водопады, вулканы, бесконечный океан — на акварелях художника. Немного солнца в теплой воде, пусть, иноземной, согреют душу холодным пасмурным днем и, может быть, вскоре под впечатлением этих воспоминаний родятся новые произведения.

— Не успели побывать в Швейцарии и Австрии, — продолжает, улыбаясь, художник. — Я считаю, что незнакомый город надо изучать ногами. По Риму ходили пешком круглые сутки. Колизей, например, рисовал в два часа ночи…

А вот она, его муза, прекрасная блондинка на фоне древнего открытого театра в Риме. Чувственные губы, глаза цвета неба полны восторга и восхищения; светлые локоны обрамляют ее лицо, такое нежное, умное и очень красивое («Рим. Колизей»). Трогательно, с большой любовью пишет художник портреты своей жены. Мы невольно любуемся изящной белокурой красавицей, сидящей на веранде за чашкой чая в окружении моря цветов и домашних четвероногих любимцев («На веранде»). Единение с миром природы, гармоничное созвучие этой неповторимой красоты с женским очарованием показано в картине «Над Волгой».

По-моему, портреты особенно удаются художнику. Буквально прожигает своим пронзительным взглядом проповедник Антоний Сурожский. Он чувствует жизнь так, как не дано нам, обычным людям. И эта мудрость — в его глазах, в его душе, открытой для всех, кто нуждается в помощи или добром слове. Другие работы знакомят нас с писателем-фантастом Рэем Брэдбери и греческой певицей Марией Каллас, с великим Святославом Рихтером (который приезжал в Ржев лет двадцать пять назад) и великим русским писателем Михаилом Булгаковым. Роман «Мастер и Маргарита» произвел особое впечатление на художника, так родились картины о том, как Понтий Пилат «умывал руки», и как Воланд со свитой покидал Москву. Несколько работ, представленных в малом зале, написаны в сюрреалистической манере, что дает возможность зрителю самому фантазировать, размышлять, додумывая сюжеты. Другие ассоциации — это всегда интересно. Художник признается, что не задумывается над тем, как, в каком стиле он пишет.

— Пишу так, как подсказывает сердце. Главное то, что идет изнутри.

Елена Сооляттэ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *