В ПРЕДДВЕРИИ ПОЖАРООПАСНОГО ПЕРИОДА

Совсем скоро сойдут остатки снега, и для жителей села настанет самая опасная пора — время весенних палов. Тому, кто хоть раз участвовал в тушении горящей травы по весне, без лишних призывов и объяснений очевидна страшная опасность, идущая от сплошной стены огня, которая сметает на своем пути все живое. К сожалению, нередки случаи, когда палы сухой травы становились причиной уничтожения хозпостроек и даже жилых домов. В преддверии «горючей поры» все силы и средства для ликвидации таких пожаров приводятся в полную боевую готовность. О том, как Ржевский район встречает пожароопасный период, мы беседуем с первым заместителем главы Ржевского района Михаилом Петрушихиным.

— Михаил Павлович, весна нынче запоздалая, но трава уже горит, так?

— Да, пока полыхает только в городе. Открывает сезон по традиции левый берег Волги (у телевышки). На районных полях еще лежит снег, местами очень плотный, и сыро. Но солн-це быстро сделает свое дело. Поэтому необходимо заблаговременно планировать противопожарные мероприятия. Опыт подсказывает, что уже после 10 апреля начнется эта «горючая пора». Сейчас администрация района и сельские поселения проводят разного рода мероприятия, чтобы «горючую пору» встретить во всеоружии.

— В прошлом году было 127 выездов пожарных расчетов в район…

— Это в течение всего года. Но большая часть выездов, безусловно, пришлась на весенний период. Много возгораний было зафиксировано в сельском поселении Успенское, один из самых крупных пожаров — в деревне Ненаедово. Жители вместе с главой поселения стояли вечер и ночь буквально насмерть, защищая деревню. Ветер гнал огонь на жилые дома, искры летели на деревянные постройки, некоторые уже тушили. Неизвестно, чем бы закончилось, если бы не техника ООО «Ржевский бекон», работавшая неподалеку на полях до позднего вечера. Трактора свиноводческого комплекса пришли на помощь — большими плугами пропахали полосы, ставшие преградой огню.

Второй масштабный пал сухой травы произошел возле деревни Першино этого же сельского поселения — выгорела огромная территория, десятки гектаров. А ведь в Першино много жилых домов.

Горящая трава в поселке Победа тоже едва не привела к трагедии, если бы не слаженные действия огнеборцев, администрации и жителей. Трава горела вокруг поселка, работали на тушении два пожарных расчета: один — со стороны прудов, а другая пожарная машина стояла в самом поселке на краю, готовая к тушению огня, который полыхал буквально в 150 метрах от домов. Слава богу, что ветер гнал горящие искры в другую сторону.

— Такие страшные пожары уже не раз случались. Делают ли выводы сами жители, учатся ли на своих ошибках? Перестали разводить костры за домами и жечь сухую траву?

— Учатся, но, к сожалению, не все. Проще ведь не убирать сухостой и прошлогоднюю листву, а поджечь. Нередко такие рукотворные палы заканчиваются плачевно — огонь мгновенно распространяется по ковру из сухой травы и подходит к дому. Поэтому на недавней КЧС района мы просили глав поселений: обязать старост населенных пунктов провести подворовый обход, чтобы предупредить людей о запрете таких палов травы, особенно на территории населенных пунктов и вблизи жилья.

Но чаще всего поджигают траву из хулиганских побуждений. По статистике, палы травы возникают во второй половине дня. Могу утверждать со стопроцентной уверенностью, что виной всему человеческий фактор, а не природные явления, потому что горит в основном вдоль дорог, тропинок — там, где люди ходят, ездят, бросают непотушенные окурки, спички, а порой намеренно поджигают ради баловства. Популярная причина возгорания — непотушенный костер после пикника на природе. Пожарили шашлыки, пожгли костерок и уехали, забыв потушить. Весной достаточно одной небольшой искорки или уголька, чтобы в мгновение ока огонь стал стеной, особенно при ветреной погоде.

Собственники земельных участков должны иметь в виду, что при поджоге сухой травы они могут не справиться с пламенем, так как во время порыва ветра огонь может распространиться на близлежащие дома и участки, даже на лесной массив. По факту, ущерб в таком случае причиняется государству, и размер его является особо крупным. Если в результате пожара пострадали жилые дома, поджигатель будет обязан возместить ущерб в полном объеме. Мера ответственности за подобные деяния — вплоть до уголовной.

— К слову, о карательных мерах, применительно к нерадивым хозяевам, позволяющим своим участкам зарастать бурьяном. Может быть, есть смысл админист-ративной комиссии делать выезды в населенные пункты с проверками по осени, когда еще есть возможность убрать сухостой?

— Согласен. Работа по линии административной комиссии в этом плане ведется не в полном объеме. И много вопросов по этой теме к администрациям поселений. Протоколы идут именно от них. Необходимо активизировать и работу старост. Они-то наверняка лучше в своих деревнях знают, где хозяевам необходимо подсказать убрать сухостой, кого уже уговорами не пронять и просто надо штрафовать. Но пока работа со старостами налажена не на долж-ном уровне. И не везде старосты активны. Но там, где старосты деревни не просто номинальная единица — они владеют ситуацией без лишних напоминаний, потому что понимают: если не заставить людей сделать уборку на своих участках, «убраться» поможет огонь по весне, спалит все подчистую и жить будет негде.

Следующий тонкий вопрос — работа административной комиссии Ржевского района по рассмотрению заявлений и актов. В сельских поселениях составляются протоколы на нарушителей правил благоустройства, в том числе — за неубранную территорию своего приусадебного участка от сухой растительности. Однако у нас в районе много пустых домов, чьи владельцы навещают их очень редко, или вообще не появляются в деревнях. Есть целые деревни, в которых большинство домов пустует, стоят, заросшие бурьяном. Не дай бог кто спичку бросит — вся деревня сгорит дотла. Бывает так, что владельца просто не найти. Составили акт о нарушении, протокол, а отправить некуда. И получается, что на таких нерадивых хозяев нет возможности воздействовать. Как обезопасить население от таких заросших потенциально пожароопасных домовладений?

— Может быть, соседям таких участков, если реально опасаются возгорания, есть смысл хотя бы сбить сухую траву и отгрести соседский сухостой от изгороди подальше?

— Вполне возможно. В таком случае действует правило: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Чтобы быть спокойным за свое жилище, лучше убрать сухостой, подступающий к вашему забору от соседского участка. Чтобы обезопасить свой дом, свои хозпостройки от горящей травы, землю от забора необходимо освобождать от сухостоя на расстояние минимум 15 метров. Свойство огня таково, что даже такое большое расстояние пламя порой способно преодолеть. Бывали случаи, когда огненные искры перелетали и не через такие преграды.

Поэтому на сегодня самые действенные меры — опахивание и окашивание. Правительство области и главное управление МЧС по Тверской области требуют этих мер, в особенности для населенных пунктов, которые примыкают к лесу. Таких деревень 16. Они все на особом контроле, все опаханы. Всего в районе 389 населенных пунктов. Есть среди них и нежилые. Но это не повод махнуть на них рукой. Спрос в любом случае будет, произойди пожар. Но в реальности опахать все населенные пункты невозможно. И не столько из-за нехватки свободной техники, больше по причине труднодоступности. К некоторым деревням, чтобы провести такую круговую опашку, просто не подъехать — всему виной природный ландшафт. В первую очередь опахиваются населенные пункты, где живут люди. Осенью прошлого года опахали 71 населенный пункт — это порядка 75 километров. Окошено 53 населенных пункта. Нынче весной эта работа будет продолжена.

В преддверии весенних палов проверяется работа таксофонов, пожарных рынд, готовность пожарных водоемов, их порядка 80. Главное условие — чтобы к ним могла подъехать пожарная машина.

— В этой связи хотелось бы задать вопрос о пожарных рындах. Кто-нибудь когда-нибудь ею воспользовался? Или это изобретение пожарных служит исключительно для бутафории? Ибо звук глухого удара о металлическую трубу (что и представляет собой рында) ни о чем в деревне не говорит. Ну стучит кто-то железякой… В качестве сигнала опасности рында, по-моему, малоубедительна.

— Действительно, когда раньше в деревнях были приходы, звук набатного колокола был слышен на всю округу. Его ни с чем не спутаешь. Вместо набатного колокола теперь рында. Согласен, что звук не очень убедительный. Поэтому необходимо по возможности провести среди населения своеобразные учения — продемонстрировать, как звучит рында, чтобы народ понимал — это звук пожарного сигнала.

Есть и другая сторона данного вопроса. У нас в ряде деревень рынды просто воруют. Повесили рельсу или трубу, допустим, в дачных поселках, а как только жители разъехались по городам, рында исчезла.

— На сегодня в Ржевском районе пять пожарных машин в поселениях, готовых в любую минуту приехать на помощь жителям.

— Да, это так называемые добровольные пожарные команды в сельских поселениях Итомля (две единицы), Есинка, Успенское и Хорошево (Кокошкино). Машины в полной боевой готовности и готовы к выезду. Водители тоже всегда готовы. Также все сельские поселения имеют на вооружении мотопомпы. Согласно всем канонам, они сейчас должны быть испытаны, проверены пожарные рукава. В случае возгорания близлежащие сельские поселения находят взаимодейстие. Например, если что-то случится в с/п Победа (Полунино, Образцово, Дешевки), то на помощь придет пожарная машина из Успенского. С/п Хорошево придет на помощь Погорелкам, Сухуше и другим деревням в округе. Пожарная машина из Есинки поедет на помощь в сельское поселение Медведево. Это полноценная техника для пожаротушения и закрепленный за ней человек, который обслуживает машину и выезжает непосредственно на пожары. Но это не значит, что данная единица — альтернатива подразделению пожарных и на возгорание никто, кроме этого инспектора, не приедет. Это так называемая «скорая помощь», способная в первые минуты возгорания локализовать огонь.

— Инспекторы пожарной охраны прежде всегда присутствовали на сходах граждан, проводили беседы, лишний раз напоминали о мерах противопожарной безопасности, говорили о необходимости окашивания своих участков и т.д.

— Эта прерогатива надзорной деятельности, кажется, теперь уступила место исключительно карательным мерам. Инспекторы с началом пожароопасного периода приезжают в поселения, составляют протоколы на глав поселений за те или иные нарушения. А встреч с жителями давно нет. В этой связи хочу высказать пожелание — чтобы отдел надзорной деятельности пожарной охраны шире использовал свои возможности, не зацикливаясь исключительно лишь на фиксации недостатков, а больше внимания уделял профилактической работе, упреждая, подсказывая. Необходимо иметь контакт с главами, населением, ведь в итоге цели-то общие — защита от возгораний.

— Михаил Павлович, и в завершение нашей беседы — напутствие жителям в преддверии пожароопасного периода.

— О защите своего жилища должен думать, прежде всего, его владелец. Хороший хозяин не ждет, пока кто-то придет и все обкосит, уберет или заставит это сделать. Сам поворачивается. Надо понимать, что четыре добровольных пожарных команды, и даже пожарные расчеты из Ржева, не смогут спасти 389 населенных пунктов. Поэтому залогом безопасности должна стать именно активность людей, их неравнодушие. О сохранности своих домов жители обязаны задуматься сами. Ведь всегда легче предупредить беду, чем бороться с ее последствиями.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *