Янжима НИЖЕГОРОДОВА, солистка группы «ЯНЖИМА» (г. Тверь): «НАШИМ СОЗНАНИЕМ ПРАВИТ ДУХОВНОСТЬ»

— Янжима, на прошлой неделе Вы выступали в ДК «Текстильщик». Не все, кто пришел на концерт, были знакомы с Вашим творчеством, но зрители очень тепло встречали группу. Поделитесь своими впечатлениями от встречи с ржевитянами.

— Это не первая наша поездка в Ржев, но сольный концерт у вас — впервые. Нас еще в Ржеве не знают, однако слушателей было много. Чувствовался контакт с залом, нас слушали и слышали. Обязательно приедем к вам еще.

— На концерте Вы сказали, что жили в Бурятии.

— В этом удивительном крае родилась и выросла моя мама, и я жила там до пяти лет. Потом наша семья переехала в Тверь, но каждое лето я приезжала в Забайкалье к бабушке с дедушкой. С теми местами связаны мои лучшие воспоминания о детстве. Очень люблю свою малую родину, и эта любовь живет в моем творчестве, дает мне силы.

— Помните, что и когда спели в первый раз?

— Тяга к музыке появилась лет в пять. В шесть спела, стоя у подъезда. «Концертное» исполнение хита Уитни Хьюстон «I will always love you» слышал кто-то из соседей, так мама с чужих слов узнала, что я неплохо пою.

— Поэтому с выбором будущей профессии проблем не было.

— Это как сказать. Меня интересовала история и юриспруденция, думала пойти по этому направлению. Пока училась в школе, окончила народную студию Детской музыкальной школы имени Мусоргского, правда, после ее окончания чаще пела про себя, чем на сцене. А к музыке тянуло всегда, и мама привела в ДК «Химволокно» на прослушивание. Но вышло у меня криво и косо (песня мне не нравилась, тональность не моя, микрофон держать не умею…). Мамин вердикт был суров: поступаем на юриспруденцию!

И вот, готовясь к выпускному вечеру, я пошла в музыкальный магазин за фонограммой песни Тони Брэкстон «Испанская гитара», продавец (тогда я не знала, что это Андрей Степанов, басист группы «NZ») предложил спеть ее прямо в магазине. Волновалась, но получилось очень даже неплохо, самой понравилось. И тут же последовало предложение петь в «NZ». Мама такой новости была удивлена, а после концерта свое мнение изменила: «Сцена — это твое, идем только в музыку». Я поступила в музыкальное училище имени Мусоргского. Позже окончила педагогический факультет ТвГУ по специализации академический вокал.

— Как Вы стали солисткой группы «Рыба-Луна»?

— Полтора года пела в «NZ», потом какое-то время в других группах. Как-то услышала по радио песню «Серый город» в исполнении «Рыба-Луна», красивая, с мелодическим хуком атмосферная композиция, но пели ее плохо, позже узнала, что автор написал песню под собственный вокал, чтобы ее продвинуть. Стала искать того, кто бы мог познакомить меня с участниками группы. Нашла, пришла в коллектив на прослушивания… и с 2006 года я с ними.

— Была «Рыба-Луна» — стала «Янжима».

— Ребрендингом загорелись лет восемь назад. Нас тогда очень влекла «этника». В песнях появлялись самобытные мелодии, звуки природного и бытового происхождения: скрипа двери, завывания ветра… Музыка ведь во всем: в шуме дождя, мяукании кошки, в шуршании листвы. Название «Рыба-Луна» уже не очень подходило. Просматривала женские бурятские имена, взгляд задержался на последнем — Янжима.

— Янжима — это не просто распространенное в Бурятии имя, оно олицетворяет богиню материнства, детства, покровительницу искусства. Кто-то представляет Янжиму с ребенком на руках, кто-то — танцующей. А для Вас она какая?

— Я влюбилась в имя, не зная о богине Баргузинского дацана. Это было интуитивным решением, которое позже подтвердилось дополнительными смыслами. Как такового самого обозначения имени «Янжима» нет, в Бурятии каждая буква несет свою энергию.

Наша группа не отождествляет себя с богиней, но ценности, связанные с ней, мы полностью разделяем.

— Вы исполняете только авторские песни, те, которые пишите вместе с мужем Олегом Смирновым. Уже больше десяти лет — в слиянии творческого и семейного союзов.

— Олег — уникум. Таких, как он, я больше не встречала. Наша совместная жизнь и творчество неразделимы. У нас общие интересы, общие темы. Мы оба — фанаты своего общего дела.

Олег Смирнов:

— Я восхищаюсь своей женой. Мы есть друг у друга — это здорово! И для творчества невероятно удобно. Я набросал текст, тут же могу показать его Наташе, или она мне напоет мелодию, под которую у меня рождаются текстовые образы. Это никак не мешает нашим отношениям, а наоборот, помогает.

— Вы с Олегом — авторы саунд-трека «Морская» к сериалу «Морская душа», «Пускай!» к фильму «Завтрак у папы» — и одноименного сингла «Прощаться не будем» к фильму тверского режиссера Павла Дроздова.

— Съемки клипа «Пускай» проходили рано утром на крыше двенадцатиэтажки. Вспоминать о них без улыбки не получается: мы еле затащили туда тяжеленные колонки, которые в итоге не вошли в кадр, барабанщик каким-то образом должен был играть тихо, чтобы не разбудить жителей, и в завершение всего действа летящий с крыши пух… Зрелище еще то.

Слова и музыка песни «Прощаться не будем» появились за вечер, записали ее под гитару на телефон и отправили Павлу. Когда родился трек, у режиссера был только синопсис фильма. Попали сразу и в точку.

— «…Разорванных судеб осколки собрать…», «От снарядов скачет пульс, но без паники…» — строчки очень проникновенные.

— Мы помним рассказы наших дедов о войне, понимаем, как для них важен этот праздник, как он важен для нас. Строки, музыка появились как будто сами собой, передавая память поколений. Песня «пошла» в люди, мы очень этому рады.

Все наше творчество для людей. Мы планируем сделать доступными минусовки, аккорды, тексты наших песен, чтобы те, кому это нужно, их использовали. И ничего нам за это не надо. Наши песни направлены на пробуждение души, на отклик сердца, на то, чтобы человек думал, искал, осознавал, что его душа развивается и жаждет чего-то. Нашим сознанием правит духовность. Духовность и мозг едины. Когда работает один мозг, ты — управляемое существо. Сейчас, как специально, людей лишают способности анализировать. Многие воспринимают музыку так: «качает» либо «не качает».

— Вы сказали, что пока остаетесь музыкой подвалов. К сожалению…

— К сожалению или счастью — неизвестно. Это данность, и это неплохо. Сколько души в маленьких городах, сколько авторов!

Мы хотим пойти по новому формату исполнения, устраивая, например, квартирники, где люди могут общаться за чашкой чая, слушать музыку, друг друга, анализировать услышанное, укреплять душевный иммунитет. Нашему обществу не хватает авторских передач, авторских песен, ни в клубах, ни в ресторанах их не услышишь. Авторская музыка не востребована. Люди подсажены на жвачку. Не бойтесь играть свою музыку, делиться своей душой. У вас все получится, и вам воздастся!

— На телевидении много вокальных проектов и конкурсов. Ваша группа в них участвовала?

Олег Смирнов:

— С «Рыбой-Луной» объездили федеральные радиоканалы, продюсерские центры, обращались к продюсерам лично, но все время нас что-то стопорило. Натыкались то на коррупционную составляющую, то на недоумение, что не поем каверы, не звучим на федеральных радиостанциях. Были на прослушиваниях в проекте «Голос», общались с Юрием Аксютой, видели явный к себе интерес, в какой-то момент были уверены, что прошли. Но… нет. Ехали из Москвы в недоумении, но с легким сердцем и ощущением покоя. Будто себя освободили от чего-то. Осознали, что провидение ведет нас своим особым путем. Наш путь — реальные выступления, а не иллюзии, не погоня за ней, наши слушатели — реальные, думающие люди. И никаких выдуманных бренд-легенд.

Янжима:

— Концерт в Ржеве очередной раз подтвердил наше убеждение — музыка должна вызывать чувства, желание размышлять. Людей думающих больше, чем конъюнктурщиков. Для нас важно угодить человеку, а не радиостанции. Мы вне формата, мы — настоящие.

— «…Настоящее не уходит».

— Именно так. Нельзя ломать в себе настоящее. Мы, люди, и есть — природа. Куда бы ты ни бежал, все равно вернешься к корням. И мы несем ответственность за то, что даем слушать.

Да, мы хотим расширить аудиторию наших слушателей, но не хотим писать «в стол». У нас есть что показать, что донести, верим, что это может пригодиться и будет понятно не только нам. Какие бы песни ни рождались — это прекрасно. У музыки нет форматов, в ней можно все, и не важно, в каком веке живем.

— Направление творчества «Янжимы» — этно-поп-рок…

— Этно не в исполнителе, а в народностях, это собирательное понятие.

— А рок?

— Если говорить про вокал, то многие песни стоят на фундаменте рока как стиля. Рок — это энергия, не списанная с кого-то конкретно. Высоцкий — тоже рок, драйв, в тексте и вокале нерв. Изначально рок — не рев электрогитары. Он начинался с клавиш, электрогитары не имели к нему отношения.

— Какая из песен группы у Вас самая любимая?

Олег:

— Самая любимая… самая новая, так как живешь ей.

Янжима:

— «Прощаться не будем», сколько бы ни пела, по телу — мурашки.

— У Вашей любимой джазовой певицы Рашель Феррелл своеобразная манера исполнения, она очень активно работает мимикой.

— Уникальная исполнительница. В качестве пособия показываю ее выступления ученикам. Такая работа мимики позволяет мышцам держать звук, она знает, что делает.

— Вы — педагог по вокалу, у Вас своя школа «Zapoi». Кто Ваши ученики?

— Для меня радость делиться знаниями. Мои ученики — люди разного возраста, разных профессий, социального положения, с разным состоянием здоровья.

У меня нет универсальной для всех методики, для каждого она своя. Если плохо развит слух — человек поет мимо. Моя задача помочь ему найти уверенность в своем голосе, все ответы внутри нас самих. Мы начинаем заниматься, казалось бы, совершенно отстраненными упражнениями, например, повторять, как мяукает кошка, в той же тональности. Так ухо соединяется со связками.

— Кого Вы считаете своим учителем?

— Меня учила сцена. С приходом в группу «NZ» появился круглосуточный доступ к репетиционной базе. Записывала, потом прослушивала себя. Понимала, где не нравится, вслушивалась в оригинал. Не видя исполнителя, пыталась понять, увидеть, как нужно работать со связками. Это был продолжительный фанатичный процесс. Секрет свободного пения прост: хорошо поставленная мимика и абсолютная физиологическая свобода. Наш голос — наша сила, наше здоровье. И если вы не умеете им управлять, значит, вы просто пока боитесь.

— То, о чем Вы мечтаете, сбывается?

— Мечты не просто сбылись, а в реальности все оказалось круче. Мы живем, стараясь каждый день узнавать что-то новое, узнавать себя и мир вокруг. Мечтайте, чаще смотрите в небо и витайте в облаках, ноги сами приведут к мечте!

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *