«ШУТКА КУПИДОНА»

Под таким названием 12 и 14 апреля на сцене клуба ЖД с огромным успехом прошел премьерный показ водевиля по пьесе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Сильное чувство» в постановке известного в Ржеве театрального коллектива «Улей» (режиссер Наталья Андреева).

Напомним читателям, что театр основан в 2014 году. За 5 лет поставлены такие разноплановые спектакли, как «Мышеловка» — детективная история по А. Кристи, «Семейные игры» — комедия по пьесе Д. Смирнова, «Белый цветок» — драматическая история по произведению Ю. Бутунина. И в этом году — вновь комедия, веселый, искрометный водевиль, возвращающий нас в прошлое столетие, во времена НЭПа, в общество мещан-обывателей, низкопоклонствующих перед всем иностранным, в дом, где готовятся к свадьбе. Однако интригующее действо, в котором мог принять участие каждый зритель (точнее, пара влюбленных), началось еще при закрытом занавесе.

Революционная брачная контора, где было все по-настоящему: и поцелуи, и фата, и свидетельство о браке, и гербовая печать, и заведующий бюро ЗАГС (она же режиссер Наталья Андреева), и даже видеосъемка, пользовалась у зрителей необычайным спросом. Товарищи, желающие узаконить свои отношения, парочками выстраивались в очередь. После приветственных слов работница советского ЗАГСа регистрировала брачующихся и выдавала молодоженам… настоящее свидетельство о браке, где на обратной стороне были записаны «12 половых заповедей революционного пролетариата», взятых из подлинного документа, датированного 1924 годом. Заповеди гласят о том, что любовь должна быть моногамной, а половая связь — только в законном браке и безо всяких там глупостей — флирта, ухаживаний, кокетства, а также о том, что половой подбор должен строиться по линии классовой, революционно-пролетарской целесообразности.

И кто сказал, что в СССР не было секса? Брошюра «Революция и молодежь», в которой и опубликованы эти заповеди, напрочь опровергает ставшее крылатым в советское время утверждение.

Когда стрела амура, которую выпускал со сцены прелестный Купидончик (с этой ролью замечательно справился самый юный артист «Улья» — Арсений Чубаров, воспитанник д/с N№ 18), пронзила сердце последней паре молодоженов, и когда прозвучало традиционное во все времена «горько», началась регистрация брака Стасика Мархоцкого и Наты Лифшиц — героев пьесы. В роли жениха и невесты в этом спектакле выступили Валерий Балаев (его мы помним по драме «Белый цветок») и дебютантка Оксана Тето, давняя поклонница театра, — инспектор отдела кадров ООО «Ржевмаш». Надо сказать, новоиспеченных артистов в спектакле было немало. Вместе с мамой впервые вышла на сцену и дочь, Валерия Тето, ученица 7 А класса лицея N№ 35, исполнившая роль девушки-сиделки. В роли коварного Лифшица, первого мужа невесты Наты, был неподражаем еще один дебютант, Максим Андреев, инкассатор Почты России. Благодаря артистичным внешним данным (одно только его появление на сцене вызывало смех) начинающему актеру не составило труда сыграть пылкого, но весьма буйного влюбленного, которому «никакая милиция в мире не помешает любить Нату».

Этот спектакль стал первым в жизни выступлением на большой сцене и для Эдуарда Яковлева, старшего мастера МРСК «Тверьэнерго», перевоплотившегося в «миллионера» мистера Пина, иностранца-неудачника, приехавшего в Россию в поисках работы. Весьма убедителен в образе папы, жениха Стасика, был Дмитрий Кудрявцев, сотрудник исправительной колонии строгого режима. У Дмитрия был опыт выступления в художественной самодеятельности в своем учреждении. Недавно участвовал в областном конкурсе «Земля тверская — источник вдохновения». Но на большую театральную сцену он вышел впервые. И, судя по аплодисментам зрителей, сразил всех наповал. Колоритный, очень смешной персонаж — японец-иностранец (на самом деле, китаец из прачечной) — герой предпринимателя Игоря Жукова, также, уверена, запомнился зрителям. Когда-то Игорь выступал на сцене клуба ЖД в одном из спектаклей, и сегодня он — в роли комического героя, которая, как мне кажется, вполне удалась.

Однако мы совсем забыли про свадебное застолье, где происходит много интересных и забавных вещей. Ната — невеста, выходит замуж второй раз. От прежнего мужа (Лифшица), горячо её любящего, она уходит, потому что у Стасика Мархоцкого есть комната!

И если Ната выходит замуж, чтобы решить «квартирный вопрос», то жениха интересует только решение «полового вопроса». При этом великовозрастный верзила с упорством кретина подозревает всех в неуважении к его интеллекту. Он воспринимает «в штыки» поздравления Риты, обижается на риторические замечания отца и Сегедильи Марковны:

— Почему же я не понял? Значит, я дурак, по-вашему?

С каждой новой репликой хохот в зале усиливается, а герой раскрывает всю свою нудную сущность (Валерий Балаев с этой задачей прекрасно справился). Меркантильные интересы преследует и мама Наты и Риты, которая старается не замечать негативные стороны характера жениха, главное, что он «приличный, нежный молодой человек» «с большой комнатой». Стараясь угодить всем изрядно пьющим гостям, заботливая хозяйка выносит огромную бутыль самогона. Эта очень смешная сцена прекрасно сыграна Мариной Веселовой, опытной актрисой, которой по силам и драматические, и комедийные роли.

Рита — старшая сестра Наты (блистательная роль Натальи Смирновой), мечтает выйти замуж за иностранца и считает свадьбу сестры подходящим моментом, ведь иностранца можно зазвать в качестве «свадебного генерала», а остальное, как говорится, дело техники…

Чуланов (Михаил Струнин), молодой пижон — без памяти влюблён в Риту, готов выполнить любую прихоть любимой и, кажется, на первый взгляд человеком трусоватым, но на деле не забывает о своих собственных целях и готов на решительные поступки. Михаил Струнин как всегда был неподражаем. А как танцевал, как пластично двигался! Вылитый Буба Касторский из «Неуловимых мстителей». А тем временем «настоящий» иностранец оказывается не такой уж и привлекательной добычей… вовсе не миллионер. Сам ищет работу в России. В Америке — кризис.

Еще один представитель мещанского мира — член горкома писателей Бернардов, образ которого замечательно воплотил на сцене Сергей Андреев, — вовсе не писатель. Благодаря своему членству он только бесплатно столуется в горкомовском ресторане. Как «член Совнаркома» он раздобыл «дефицитный» костюм, как член пожарного общества — бесплатно получает молоко, и он просит сочувствия у Риты, жалуется, как ему тяжело жить, если приходится по три бидона возить на трамвае через город. И такой член общества собирается строить коммунизм? А какова доктор Справченко, что лечит каким-то буриданом и в пьяном бреду признается, что все это лечение — темное дело. «Никто не вылечивается. Наоборот — умирают!» Роль врача-шарлатана-пьяницы, морочащего головы гражданам сомнительным лечением, блестяще исполнила Яна Бойко. Легко, раскованно, естественно, просто высший пилотаж! Браво!

Не менее интересны персонажи второго плана. Небольшая, но очень запоминающаяся роль старушки, которая немного не в себе, безусловно, удалась талантливой Марине Кульневой, которую мы любим и знаем по многим спектаклям, поставленным на сцене клуба ЖД. А вот застольные мудрецы Антон Павлович (Денис Бояркин) и Лев Николаевич (Анд-рей Марков), которые пришли на мещанскую свадьбу с одной целью — напиться и побуянить. Их больше других волнует нехватка алкоголя на столе. Они произносят тост за тостом и опрокидывают стопки со сказочной быстротой. Глядя на них, выпивать начинают и другие гости. В пьесе ключевая фраза: «Водки не хватит», как палочка эстафеты, переходит от одного персонажа к другому. В самом начале Рита говорит маме, что три бутылки на столько человек — это мало. И когда завершилась вся эта свадебная канитель, мама произносит финальную реплику, которая звучит как мораль-осуждение: «Вот, говорит, — водки не хватит, а все перепились». Мотив пития в пьесе получил яркое художественное развитие и не только задает комический тон всему действию, но и способствует сатирической характеристике персонажей. Зрители от души смеются, разбираясь в любовных треугольниках.

Интересно поставлены массовые сцены, где каждый играет свою роль, но все это работает на единый замысел — в комедийно-игровой форме показать низменную сущность людей, которых, увы, и сегодня немало среди нас.

Фейерверк шуток и эмоций, сочный и вкусный текст Ильфа и Петрова, безупречная постановка режиссера Натальи Андреевой дадут возможность пережить искреннюю радость, окунуться в атмосферу доброго юмора, наполненного острым социальным подтекстом и гротеском. Замечательное музыкальное оформление, оригинальная хореография, прекрасный актерский ансамбль — вот что отличает спектакль ржевского театра «Улей». Актеры показали, что они способны не только на драматические роли, но и на гротескные, сыграв злую и одновременно смешную пьесу, в которой все, как в нашей жизни.

Остается добавить, что над спектаклем также работали: Павел Козырев, Андрей и Елена Думанские, Ирина Алмазова и Тамара Соловьева. Повтор спектакля 19 апреля в 18.30, 20 апреля в 16.00.

Елена Сооляттэ

Фото автора и Виктора Мусибита

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *