«ПРИВЕТ С ВОСТОКА»

10 апреля в Ржевском выставочном зале состоялось открытие персональной выставки Алексея Боброва и творческая встреча с художником.

Прекрасный музыкальный подарок подготовили учащиеся и преподаватели ДШИ N№ 3 им. Т.И. и А.Я. Волосковых, где уже много лет на отделении изобразительного искусства преподает Алексей Алексеевич. Зрители с удовольствием окунулись в волшебный мир музыки вместе с талантливыми юными артистами, которые вдохновенно исполнили произведения Чайковского, Мусоргского, Боккерини, Иржи Бенда, Евгения Дербенко и других авторов. Прозвучали также поздравления от ржевских поэтов Игоря Либензона и Виктории Полонской. Начальник отдела культуры администрации  Ржева Елена Писарева, поздравляя Алексея Боброва и всех ржевитян с открытием экспозиции, предложила, чтобы эта замечательная выставка стала передвижной и экспонировалась также на других творческих площадках города. Очень трогательно, душевно из уст автора сценария и ведущей концерта заместителя директора по учебно-воспитательной работе ДШИ N№ 3 Натальи Виноградовой прозвучал рассказ о художнике Алексее Боброве.

Многим любителям изобразительного искусства и литературы Алексей Бобров известен как художник-график, писатель и поэт. С ранним творчеством Боброва-живописца ржевитяне могли познакомиться на прошлогодней выставке, где были показаны несколько работ восточного периода. Но сейчас Алексей Алексеевич впервые представил на суд зрителей серию узбекских картин, написанных им в далекие семидесятые, в то время, когда он жил и работал в Узбекистане и Казахстане. И, надо сказать, эта жизнеутверждающая экспозиция, куда вошли более 30 его произведений, поразила присутствующих своею экспрессией, сочным колоритом и, несомненно, высоким профессионализмом. Жаль, что такие уникальные картины почти полвека были в забвении (художник хранил их у себя на даче), и некоторые полотна время не пощадило: краска потрескалась или частично осыпалась. Пришлось восстанавливать. Но не зря говорится: лучше поздно, чем никогда…

Алексей Бобров родился в 1943 году в городе Владивосток Приморского края. В марте 53-го семья переехала в Тверскую область в город Зубцов. В 1972 году окончил художественно-графический факультет Ленинградского педагогического института им. А. Герцена. Алексей Бобров — член Творческого союза художников России и Международной федерации художников.

По окончании института переехал в город Ташкент и с 1973 года работал художником в проектно-художественных мастерских на ВДНХ в Узбекистане и преподавателем живописи и рисунка на художественно-графическом факультете вечернего отделения педагогического института им. Г. Низами. Работал художником-реставратором по благоустройству города, художником Дворца культуры, а также в Алма-Ате художником в мастерских управления парками.

Творческие достижения позволили Алексею Алексеевичу принять активное участие в республиканских выставках Узбекистана и Казахстана, а также во Всесоюзной художественной выставке в Минске. С 2004 года жизнь Алексея Алексеевича связана с Тверским краем, городами Зубцов и Ржев, здесь в разное время проходили персональные выставки художника.

Работы восточного периода, в которых художник передает атмосферу азиатского города, красоту национального костюма, своеобразие, непосредственность образов своих героев, представлены в экспозиции, что сегодня развернута в Ржевском выставочном зале.

Как отмечает коллега Боброва, известный ржевский художник Андрей Гриц, эти картины очень интересны, видно, что автор писал размашисто, быстро, широко. «Суровый стиль» — так называется направление, в котором в 70-е работал Алексей Бобров. «Больше правды», обобщенная манера письма — и никаких изысков! И в результате, картины, такие не похожие друг на друга.

Многие работы очень интересно построены. Например, большая по размеру картина «Хлопок», написанная на мешковине, повествует о том, как женщины-узбечки собирают хлопок. В ней и национальный колорит, и описание процесса труда, и интересная композиция. На груди у женщин специальные мешки. Видно, что работа эта не из легких. Нещадно палит солнце. Но сельские труженицы полны трудового энтузиазма. Картина написана очень реалистично, и явно ощутимо присутствие автора, который знает эту работу не понаслышке.

Алексею Боброву удалось также запечатлеть исторические моменты в жизни бывшей республики СССР. Картины «Бетон для метро» (где на земле и в небе проявляется в изгибах линий ван-гоговский мазок), «Проходники» (из серии «Здесь будет метро») рассказывают о первых шагах строительства метрополитена в Ташкенте. О том, как рядом со старыми домиками зарождается новая жизнь, художник показал в картине «Кварталы наступают». Город строится, жизнь бурлит. И эту энергию движения удалось передать автору.

Отмечая уникальность «Узбекского цикла», художник Павел Соловьев поясняет:

— Чувствуется, что эти картины писал человек счастливый, восторженный, живой. Восхищает высокий профессионализм художника. Всмотритесь в его картину «Утро в горах», где очень красиво, в духе советской живописи, написан снег. В работе чувствуется воздушность, а сколько солнечных, нежных оттенков цвета снега — просто не счесть! Тени сдержанные, светлые, неплотные. Видны простор и широта. Работа очень грамотно выстроена.

Великолепен портрет «Старого вахтера». Восхищает умение лепить фигуру человека. Бобров пишет цветно и не боится этого, и синее пятно на лице и скулах не смотрится синим, поскольку весь образ вполне гармоничен и очень естественен. Лицо по цвету насыщенно. Написать лицо оранжевым цветом — это смелое решение. Многие боятся открытых красок, а Бобров в 70-е не боялся. Очень живо. Художники «Бубнового валета» в начале прошлого века так же цветно писали. Стоит отметить, насколько гармонично выстроено все пространство вокруг, и это дорогого стоит.

Великолепны портреты колоритных узбечек в национальных одеждах: романтичной молоденькой художницы, сидящей за мольбертом («Дипломантка Шахло Атабаева») и босой «Горянки Зуиры» в шальварах и длинной рубахе-платье, чернобровой женщины средних лет с волевым взглядом («Директор совхоза «Узбекистан») и увлеченной своим занятием бабушки-прядильщицы из горного Заравшана.

В портретах чувствуется яркость и недосказанность, а в пейзажах — выразительность и хрупкость. Художник в совершенстве владеет техникой рисунка, пронизывающей живописную ткань произведения. Выбор красок и тематики определяются вечными ценностями, существующими для каждого человека. Художник по-настоящему любит жизнь, доказывая своему зрителю, что она прекрасна.

Остается добавить, что выставка работает до 27 апреля. Спешите увидеть эти очень интересные произведения, тогда вы поймете, почему говорят: «Восток — дело тонкое».

Елена Сооляттэ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *